Духовно-нравственное воспитание младших школьников через принципы взаимодействия семьи и школы


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИНЦИПЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Т. С. РаковаМБОУ «Лицей № 10», учитель начальных классов
(г. Белгород)
Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,
так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В. А. Сухомлинский
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, которая определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.
Современный национальный воспитательный идеал –этовысоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РоссийскойФедерации.
Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема духовно-нравственного воспитания школьников через взаимодействие школы и семьи.
Важнейшей задачей педагогов является – способность единению, сплочению семьи, созданию благоприятных условий для развития ребенка в семье и школе. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагога, родителей и детей.
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Социальный кризис в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. Потенциальные возможности ее жизнедеятельности, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей за последние два десятилетия существенно изменились. Коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самой уязвимой его части – детях. [1]
И все же семья для многих детей по-прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления.
Прежде всего, семья - это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, любовь - своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.
Во-вторых, это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.
В-третьих, семья - разновозрастной коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшими.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.
Вступая в контакт, учитель, родители и дети осознанно или неосознанно познают друг друга. Важно единство требований учителя и семьи к воспитанию ребенка.
Характер взаимодействия зависит от позиции родителей по отношению к школе, их участие в делах класса. Значительная часть родителей осознает важность и необходимость взаимодействия. Сотрудничество может быть плодотворным, если будут соблюдаться следующие условия:
- общие цели и задачи воспитания детей;
- необходимость согласованности действий педагогов и родителей;
- возможность объединения усилий учителя и родителей в решении проблем ребенка.
Основой сотрудничества школы и семьи является создание благоприятных условий для полноценного социального развития, воспитание и обучение детей, и направлено на решение следующих задач:
- обеспечение качественного образования учащихся;
- формирование нравственности и культуры поведения школьников;
- подготовка учеников к семейной жизни;
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
Взаимодействие учителя и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей.
Можно выделить несколько основных принципов, на которых базируется процесс формирования сотруднических отношений между педагогами и семьей:
принцип обеспечения эмоциональной безопасности родителей;
принцип социального партнерства;
принцип полилога;
принцип гуманизации.
Первый принцип означает, что особенности взаимодействия родителей и школы таковы, что, как правило, школа ассоциируется у родителей с опасностью, тревогой и чувством вины. Важно понимать, что находясь в этих состояниях, родитель закрыт для конструктивного сотрудничества. Им нужно дать понять, что образовательная среда для них комфортна и не способна причинить им вред.
Поэтому реализация этого принципа требует создание спокойной, доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу. Необходимо взаимное доверие между педагогом и родителями, возможность обмениваться мнениями, учитывать личные проблемы и затруднения родителей в воспитании детей. [2]
Второй принцип заключается во взаимной договоренности между родителями и педагогом об основах воспитания школьников, в эмоциональном отклике на события, происходящие как со школьником, так и с семьями отдельных учеников, единстве требований и стиля отношения к ребенку.
Третий принцип является одним из базовых, так как предусматривает взаимное доверие и уважение, поддержку и помощь, ответственность по отношению друг к другу, восприятие родителей как субъектов со своими интересами, потребностями, своей позицией. К сожалению, на практике принцип полилога реализуется далеко не всегда. Довольно часто педагог по отношению к родителю занимает позицию «сверху», поучая, навязывая свою точку зрения. Важно помнить, что у каждого родителя есть собственный жизненный опыт, к которому он может апеллировать, есть право на собственное мнение и задача педагога понять и принять услышанное.[3]
Четвертый принцип предполагает:
опору на положительные качества родителей и детей;
осуществление действий, направленных на укрепление и
повышение авторитета родителей;
учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста
родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
доверие к воспитательным возможностям родителей;
недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
Таким образом, выделенные принципы взаимодействия семьи и школы позволяют осуществлять педагогическую деятельность, направленную на установление сотруднических отношений педагогов и родителей более эффективно и только их целостное применение будет способствовать успешному достижению поставленных целей.
Список использованной литературы
1.Коджаспирова  Г.М.  Педагогика:  учебник  /  Г.М.  Коджаспирова.  М.:  КНОРУС,  2010.  —  744  с.
2.Семья:  психология,  педагогика,  социальная  работа  /  Под  ред.  А.А.  Реана.  М.:  АСТ,  2010.  —  576  с.
3.Чибисова  М.Ю.,  Пилипко  Н.В.  Психолог  на  родительском  собрании.  2е  изд.  М.:  Генезис,  2009.  —  135  с.  —  (Психолог  в  школе).