Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного учреждения


Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного учреждения
Введение
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания детей в ДОУ.
Актуальность патриотического воспитания
Патриотическое воспитание как педагогическое понятие.
Образовательная среда ДОУ как совокупность условий для нравственно-патриотического воспитания.
Современные средства организации патриотического воспитания.
Глава 2. Экспериментальная работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Дети старшего дошкольного возраста как субъекты нравственно-патриотического воспитания.
2.2 Содержание нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2.3 Моя работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»
Д.С. Лихачев
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что потребовало модернизации российского образования.
С введением в действие ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей.
Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.Возрождение патриотического воспитания как основной части духовно-нравственного - это шаг к возрождению России.
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Вся деятельность педагогов основана соответствие возрасту разных формах образовательной работы с дошкольниками: экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Глава 2
Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения методической литературы, которая позволяет подобрать формы и методы работы, соответствующие конкретным условиям работы в детском саду.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Дети знакомятся с историей России, гербом, флагом, мелодией гимна.
Работа по патриотическому воспитанию проходит с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. При отборе произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Знакомство с двором, улицей, районом, где живет ребенок, способствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:
1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.
3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Также решаются задачи эстетического воспитания дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, закрепляем это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Знакомство дошкольников с родным краем и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Знакомство с патриотическим материалом включается в нашем детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные Основной общеобразовательной программой дошкольного образования (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). Работа вне образовательной деятельности включает различные методы и приемы: наблюдения, беседы, игры, труд, самостоятельная деятельность, экскурсии, походы.
Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется систематически и последовательно, согласно комплексно-тематическому планированию на учебный год. В нем отражены такие мероприятия как:
Проект «Наш любимый детский сад»
«Веселые старты»
«Я - Человек», «Я среди людей»
«Я вырасту здоровым»
«Мой город», «Моя страна»
«Символы Российского государства»
«Герои Отечества»
Проект «Наша дружная семья»
«Их именами славится Россия»
«Ими гордится земля россошанская»
Зимние забавы, проект «Зимняя олимпиада»
Проект «День защитников Отечества»
«Мама, папа, я – спортивная семья»
Проект «Масленица»
Православный праздник «Пасха»
Проект «День победы»
Праздник «Лето на ладошке»
«Туристический слет»
«Летние олимпийские игры»
Комплексно-тематическое планирование составляю так, чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Русская культурная традиция вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей реализуется путем ознакомления детей с христианской этикой. Дети посещают воскресную школу в Свято-Ильинском храме, знакомятся с историей православных праздников и святыми, посещают службы в воскресные и праздничные дни.
Приобщая детей к русской культуре, рассказываю русские народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские народные песни, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите Отечества: «С родимой земли - умри не сходи», «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит», «Один в поле не воин», «Храбрость города берёт». Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.
Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей.
Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.
Воспитывая ребёнка на традициях исторических событий и достопримечательностях малой Родины, помогаю ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими собой. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства - одна из главных задач. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Ознакомление детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного края осуществляется в процессе туристических походов, пешеходных прогулок и экскурсий.
Во время походов, экскурсий, знакомлю детей с историческим прошлым родного края, его богатой историей, архитектурными памятниками, необыкновенной красотой природы, воспитываю чувство гордости за своих земляков, уважению к прошлому, любви к ближним.
Ежегодно на День Победы и в день освобождения города Россошь от немецко-фашистских захватчиков (16 января) с детьми участвуем в митингах на месте воинской славы (братском захоронении площади Пески) с музыкально-литературными композициями. Путешествуя по городу, дети узнают, в честь кого были названы улицы города. Походы не только увлекают детей, но и несут познавательный характер, прививают у детей гражданско-патриотическое качества, чувство взаимовыручки, товарищества, поддержки, здорового образа жизни.
Специально организованная среда, через реализацию моей программы дополнительного образования по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый гражданин России», дает возможность детям познакомиться с городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации, Воронежской области и Россошанского района, с руководителями нашей страны, известными людьми, героями войны, труда, жизнью людей, прославивших россошанскую землю (поэтессой Раисой Дерикот, краеведом А. Морозовым композитором гимна Россоши - А. Дубровиным, скульптором Малининым, и др.)Отдельным направлением нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Это встречи с интересными людьми, тактико-строевые занятия, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и славы России, историю и героическое прошлое родного края. Центральным стержневым моментом является праздник, посвященный Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки ко Дню Победы, к Смотру песни и строя, посвященного Дню Защитника Отечества, особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши. Одним из полюбившихся детям и педагогам мероприятий военной тематики, является военно-спортивная игра «Зарница», которая проводится между детьми старших групп с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирование детских представлений о военной службе, обязанности каждого мужчины – защищать свою Родину. На занятиях в совместной деятельности дети знакомятся с воинскими званиями, изучают художественную литературу на военную тематику. На рисовании отображают свою позицию в рисунках, на музыке разучивают военные песни, учатся маршировать. Мною разработаны комплексы утренней гимнастики «Мы - моряки», «Мы – военные летчики», где дети стремятся правильно выполнять упражнения, чтобы быть мужчинами. Все это служит серьезной мотивацией для проведения игры.
В процессе игры «Зарница» совершается бег, ловкость, глазомер, развивается выносливость, смекалка, воспитывается организованность, дух соперничества, желание быть похожими на солдат.Формирование представлений об олимпизме часть не только физического, но и нравственно-патриотического воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также успешно решаются через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах. Все мы спорили, переживали, болели и вытирали слезы от переполняющего чувства гордости, когда российский флаг почетно поднимался вверх под звуки знакомого с детства гимна нашей страны. Это чувство патриотизма плюс интерес и любовь к спорту и здоровому образу жизни не сформировались в нас в одночасье. Подобное осмысление жизни закладывается годами, а начинает прививаться в дошкольном детстве, когда происходит становление личности ребенка.
В связи с этим появилась необходимость разработки проекта по олимпийскому образованию дошкольников «Летние Олимпийские игры», который опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку. Целью проекта являлось воспитание патриотизма на основе создания благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении с олимпийским движением.
На детей подробно ознакомили с историей возникновения и проведения Олимпийских Игр. Далее была представлена история современного олимпийского движения (символы: белый флаг с изображением пяти разноцветных колец, девиз «Быстрее, выше, сильнее» и талисман). На следующем этапе проводились соревнования по античным олимпийским видам спорта – бегу, прыжкам, метанию. Такие мероприятия, проведенные в игровой форме, не только увлекают детей, но и несут познавательный характер, воспитывают гражданско-патриотические чувства, пропаганду здорового образа жизни.
Так формируется модель дошкольника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами, с потребностями в здоровом образе жизни, с творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Я разработала детей старшего дошкольного возраста дополнительную программу нравственно-патриотического воспитания «Новый гражданин России», завоевав 2 место в районном конкурсе методических материалов по патриотическому воспитанию детей в номинации «Методическое обеспечение в свете концепции социального воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи». Курс ориентирован на проектную деятельность, он органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий во внеурочной деятельности разнообразные: экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
Вместе с дошкольниками участвую в конкурсах разных уровней, пополняя портфолио детей грамотами и сертификатами от участников до победителей. Это районные конкурсы «Славны были наши деды», «Солдаты - Родины сыны», всероссийские «Филимоновское чудо», «Лес – душа России, душа народа» и др. Мои дети стали победителями регионального этапа «Зелёная планета» за проекты «Дубки» (2011 год), «А ведь нашем сердце есть и птиц тепло» (2014 год), заняв 3 место.Отбираю материал и его количество доступный для восприятия и понимания детей, использую разные методы и приёмы, организовала предметно — развивающую среду в группе.
Заключение.
Постепенно ребёнок пронимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно, ежедневно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является высоконравственный, творческий, компетентный и инициативный ЧЕЛОВЕК, который принимает судьбу страны, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей Родины, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Литература.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»,
2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
3. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 33-35.
3. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. – 2000. — №1. – с. 100.
4. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 288с .