Воспитание патриотизма средствами театральной педагогики


Маслова Галина Александровна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦДТ г.Абакан
Воспитание патриотизма средствами театральной педагогики
Современная система образования ставит перед собой задачу воспитания патриотизма подрастающего поколения. Очень важно передать нашим детям историческую память народа, чтобы научить любить свою Родину, оберегать её, творить и трудиться во благо её. Не секрет, что в среде подрастающего поколения популярен европейский образ жизни и тип поведения, что приводит к утрате духовных ценностей, неуважению родной культуры и Отечеству.
Система дополнительного образования имеет широкие возможности по приобщению детей к традиционной народной культуре, развитию в них гражданско-патриотических чувств. Решению данных задач способствует самодеятельное театральное творчество, которое апеллирует к чувствам, эмоциям, морально-нравственным установкам, формирует художественный вкус.
В дополнительной общеразвивающей программе «Театральные подмостки» детского музыкального театра «Весёлые человечки» МБУ ДО «Центра детского творчества» г.Абакана есть раздел, посвящённый народному художественному творчеству: «Творчество русского народа». Тематический цикл занятий предполагает, что постижение корней русской народной культуры будет на «языке» театрального искусства. Каждое занятие - это путешествие в прошлое, снимающее завесу времен, что позволяет детям делать потрясающие открытия, обогащающие их духовно. В процессе освоения материала мы используем элементы костюмов (головные уборы, обереги, накидки), «волшебные » предметы (книга, сундук). Во время изучения данного раздела дети живут, мыслят, творят так, как это могли бы делать древние славяне. Они много узнают и пробуют «проиграть-прожить» все, что узнали на материале этюдов, сцен, монологов и т.д. Актерское перевоплощение в образы народных героев, персонажей обеспечивает эмоциональное переживание содержания спектакля, осознание, личное осмысление и восприятие патриотических ценностей.
 Постановка русских народных сказкок радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни. В репертуаре детского театра существуют такие спектакли как: «Снегурочка», где отражаются традиции встречи весны; спектакль «Алёнушка и лисица» пронизан играми и обрядовыми действиями дня Троицы; спектакль «Машенька и медведь», изобилует народными песнями и хороводами. Эмоции, закрепленные в процессе репетиций и сценических выступлений, характеризуют отношения участников к окружающему миру, и, чем ярче эмоциональное воздействие спектакля с патриотическим содержанием, тем глубже и устойчивее формируются патриотические чувства личности как участника, так и зрителя. Возрождая традиции наших предков, ежегодно в нашем театре проводятся праздники: Праздник первого снега (Покров), Зимняя сказка (Рождество), Весенний хоровод (Масленица), Праздник русской березки (Троица).
Театр даёт возможность воспитывать в детях бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям, и все это происходит в интересной игровой форме. Прошлое - это фундамент стабильной, полноценной жизни в настоящем, а значит развития в будущем. Приобщаясь к искусству, ребёнок развивает свою способность воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно. Русское народное творчество дает широкие возможности проявить себя и самореализоваться, а также призвано сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка, позволяет познать народную мудрость.
Самодеятельный театр в художественно-образной форме распространяет и утверждает художественно-эстетические, социально значимые патриотические идеалы и ценности. Пропагандистская функция содержит в себе момент побуждения зрителей к активным патриотическим действиям. Выступления участников, действуя на сознание зрителей, призваны формировать у них патриотическую установку творить «по законам красоты, добра, справедливости, чести и долга». Таким образом, театральное искусство является важным фактором нравственного, эстетического, гражданского-патриотического воспитания личности подрастающего поколения.