Статья Формирование УУД на внеурочных занятиях по биологии


Формирование УУД
на внеурочных занятиях по биологии
Ковалева Галина Евгеньевна, учитель биологии
МБОУ СОШ №7 г Мичуринск

« Я знаю: время растяжимо! 
Оно зависит от того,  Какого рода содержимым  Вы наполняете его…»  Р. Рождественский

Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей. Термин «внеурочная деятельность», который употребляется для обозначения определенного спектра жизнедеятельности образовательного учреждения, не является абсолютно новым в педагогической теории и практике. Для образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых им функций. Вместе с тем научный смысл и содержание этого понятия в разные эпохи менялись в зависимости от приоритетов, мировоззренческих установок организаторов системы образования, которые в свою очередь формировались под влиянием идеологических и культурных потребностей общества.
Новые образовательные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к родному краю, к ценностям отечественной культуры.
Каждый ребенок от рождения наделен определенным потенциалом развития. Этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Человеку, вступающему в этот мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Надо уметь анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, давать адекватную оценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать. Задача учителя – так выстроить процесс обучения, чтобы он помог раскрыться духовным силам ребенка, развил навыки практических действий, сформировал мыслительную и познавательную деятельность учащихся. 
К нам приходят обучающиеся с разным уровнем развития. Увеличивается количество тех, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.  Как же помочь таким обучающимся? На мой взгляд, во внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.Цели организации внеурочной деятельности: обеспечение соответствующей возрасту адаптации обучающегося в образовательном учреждении, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы образования определяет образовательное учреждение. Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться в формах, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
I. Организация внеурочной деятельности
1.1 Реализация требований ФГОС во внеурочной деятельности.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности».
Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».
Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Важным в работе педагога во внеурочной деятельности считаю формирование и удержание мотивации на высоком уровне, то есть формирование универсальных учебных действий. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Весь процесс делится на 3 этапа:
выработка практических умений и навыков;
расширение знаний учащихся;
развитие мыслительной деятельности накопление опыта и применение его.
1.2 Внеурочная деятельность по биологии.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Моя задача сформировать у обучающихся готовность и способность к саморазвитию, т.е. сформировать универсальные учебные действия.
Программа внеурочной деятельности занятий «Зеленая лаборатория» позволяет создать специально организованное учебное пространство, обеспечивающее глубокое включение ученика в работу, независимо от его актуального уровня интеллектуального развития, стилистики обучения, начального уровня учебной мотивации и индивидуальных психологических особенностей. Создаётся среда, которая несёт не только образовательную нагрузку, но, используя мотивационную составляющую, задействует интеллектуальные и психические ресурсы обучающегося.
В ходе реализации программы у обучающихся могут быть сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Программа организации внеурочной деятельности по направлению «научно – познавательная деятельность» предназначена для работы с обучающимися 5 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Сроки реализации программы «Зеленая лаборатория» составляет 1 год по 1 часу в неделю.
Цель программы:
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Формирование умения решать творческие задачи.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, полученные в результате исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
*■Ожидаемый результат
Показатели в личностной сфере обучающегося:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
1.3 Из опыта работы.
Для формирования универсальных ученых действий использую различные методы и способы.
Личностные универсальные учебные действия, следующие виды заданий:
участие в проектах;
подведение итогов;
творческие задания;
мысленное воспроизведение картины, ситуации;
самооценка события;
Для формирования познавательных универсальных учебных действий:
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
работа с дополнительной информацией;
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий, следующие виды заданий:
составь задание партнеру;
отзыв на работу;
групповая работа по составлению кроссворда, ребуса, лабиринта;
«отгадай, о ком говорим»
«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий использую:
Регулятивные вопросы
Зачем нам…? (целеполагание)
Как выполнить…? (планирование)
Что у нас получится, если…? (прогнозирование)
Что нужно исправить, чтобы у нас получилось…? (коррекция)
Регулятивные просьбы
Проверь … . (контроль)
Оцени работу. (оценка)
Исправь… . (коррекция)
Регулятивные действия
Проверка правильности работы по образцу. (контроль)
Поиск и устранение ошибок в работе. (коррекция)
Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Работу в группах я начала с выработки основных правил:
полное внимание;
серьезное отношение к мыслям других;
терпимость;
никто не имеет права смеяться над ошибками, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.