Конспект по технологии на тему Художественные ремесла. Лоскутное шитье (6 класс)

Ф.И.О. Сопина Татьяна Евгеньевна Предмет: Технология Класс: 6 класс
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок овладения знаниями, умениями и навыками с применением ИКТ, решение технологической задачи.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма урока: групповая.

ТЕМА: Художественные ремесла. Лоскутное шитье.
ЦЕЛЬ: познакомить с историей квилтинга, создать игрушку – кубик в технике лоскутного шитья.
ЗАДАЧИ:
- образовательные: знакомство с историей квилтинга, понятием печворк;
- развивающие: развивать творческое воображение, пространственное мышление, глазомер, точность при выполнении швейных операций, отрабатывать технику безопасности при работе с инструментами, развивать художественный вкус и умение работать с тканью;
- воспитательные: воспитывать уважение к людям труда, терпение, бережливость, внимательность в работе; аккуратность, опрятность, воспитывать культуру труда
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, иголки, булавки, ножницы, картон, линейки, цветные карандаши, материалы для лоскутной пластики, сиптепон.


ХОД УРОКА.
Организационный момент . (3 мин.)
Изучение нового материала. (25 мин)

1.Сообщение цели урока (Слайд 2).
2. Сообщение познавательных сведений. (Слайд3)

«Мал лоскуток, а нужен!» Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в.
Квилтинг  – (сшивание, простёгивание)
Появился в Англии, а затем распространился в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Причиной появления квилтинга явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.
В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства.
Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники Patchwork* (Слайд 4).
Соединение мелких, разноцветных лоскутов ткани в единый орнамент называют лоскутной мозаикой- квилтинг  – (сшивание, простёгивание) -включил в себя несколько видов техник рукоделия: лоскутную технику пэчворк, аппликацию, вышивку, традиционные для квилтинга стежки и строчки. Готовые работы, выполненные в этой технике, принято называть квилтами, а людей, которые занимаются этим видом рукоделия – квилтёрами ..
Самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации (Слайд 5).
Когда возникло лоскутное шитье в России?
Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть.  Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему (Слайд 6).
В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.
Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.
Лоскутные вставки, детали можно увидеть в народном костюме. В некоторых областях России в женском крестьянском костюме присутствовала декоративная и одновременно полезная деталь - карман «лакомник». Это мешочек, который прикрепляли к поясу. Карман носили поверх сарафана, и туда можно было положить платочек, сладости, поэтому его и называли «лакомником». Лицевую сторону кармана украшал лоскутный рисунок
(Слайд 7).

2. Для лоскутной мозаики придумано много рисунков, орнаментов. «Бревенчатая изба» (Слайд 8).
У узора есть другие названия: «американский квадрат», «сруб», «колодец», «лабиринт». Особенность шитья сборка цветных полосок по спирали вокруг «очага» маленького квадратика по традиции красного или желтого цвета, символизирующего очаг в доме. Цвет полосок «бревнышек» тоже символичен. Светлые освещенные углы избы, темные теневые. Традиционный блок делится на светлую и темную половины по диагонали.
Шитье из квадратов (Слайд 9). Одна из самых старинных лоскутных техник построена на работе с кусочками ткани наипростейшей геометрической формы квадрат. Цветные квадратики, сшитые по определенным правилам, напоминают красочные шахматные доски когда тканей, было мало, они были слишком дороги, и даже лоскутики размером с почтовую марку шли в дело, это они дали название «почтовая марка» одному из узоров, составленному из крошечных квадратиков..

Шитье из треугольников (Слайд 10) («русский квадрат», «звезда Огайо», «мельница», «карточный фокус») С самых давних времен, еще до изобретения швейной машинки, шитье из треугольников полюбилось многим мастерицам. Особенно увлекались им русские рукодельницы. Порой в скромной деревенской избе единственным украшением было нарядное «цветастое» одеяло из множества треугольных лоскутиков.
Свободная техника (Слайд 11) (роза, сумасшедший квилт)
Крейзи-квилт (англ. crazy quilt) или безумные(сумасшедшие) лоскутки. Если обычный квилтинг - это геометрия и математика - порядок.
Крейзи-квилт - это настоящий полет фантазии, практичный и экономичный, для создания очередного шедевра запросто подойдут одиночные разноразмерные лоскутки, пуговицы и бусины, остатки кружева и т.д.

3. Материалы для лоскутного шитья (Слайд12)
Давайте вспомним какие ткани нам известны?
- Натуральные, искусственные и синтетические Ткани и их свойства
Льняные ткани прекрасно подходят для основы, они прочны, хорошо стираются и мало вытягиваются, но легко мнутся. Шерстяные ткани мнутся мало, долговечны, хорошо удерживают форму после утюжки. Вискозные ткани очень красивы и приятны на ощупь, но сильно усаживаются. Легко мнутся и гладятся. Сложны в работе. Синтетические ткани требуют осторожности при утюжке, многие из них сыпучи, но прочны, мало мнутся и быстро восстанавливают форму после стирки. Основным материалом для лоскутных работ являются хлопчатобумажные ткани.
По рисунку:
Гладкокрашенные - ткани окрашенные в один цвет, часто применяются в лоскутном шитье для гармоничного перехода от одной ткани с рисунком к другой. Пастельные тона смягчают, а яркие придают изделию контрастность. Пестротканные ткани - вытканные из нитей разных цветов. Хорошо подходят для создания пледов и покрывал. Ткани с набивным рисунком. Наиболее популярные и частоприменяемые лоскутном шитье. Они делятся на несколько групп:
Цветочный рисунок наиболее популярен.
Геометрический рисунок (полоска, клетка, горох и др.), при работе с ним необходимо учитывать расположение рисунка.
Тематический рисунок, например, детский - игрушки, зверюшки и др.
Абстрактный рисунок, который трудно выделить как отдельный элемент. Такие ткани хорошо подходят для создания работ с элементами пейзажа, для панно.
Отделочные материалы.
В качестве дополнительной отделки в лоскутных изделиях широко применяется тесьма, кружево, ленты, бахрома, бусины, пайетки, пуговицы и др.
Инструменты
Швейная машина, желательно с зигзагообразной строчкой. (конечно лоскутки можно сшивать и в ручную, как делали наши предки.
Утюг необходим для разутюживания швов. Желательно, чтобы он имел устройство для увлажнения ткани.
Измерительные инструменты, такие как линейки длинная и короткая, циркуль, прямоугольный треугольник.
Миллиметровая бумага или бумага в клетку, для создания схем.
Инструменты для резания: острые ножницы, очень удобно использовать специальные дисковые резаки, им можно резать сразу несколько слоев ткани, что значительно ускоряет процесс. К дисковому ножу необходим специальный мат, на котором и нужно резать ткань.
Булавки, желательно тоненькие, их применяют для фиксации элементов и слоев изделия.
4. Последовательность выполнения работы (Слайд13) .
III. Решение технологической задачи (18 мин.)
Постановка задачи:
Сегодня мы должны создать мягкую игрушку – кубик в технике «лоскутного шитья».
Метод решения технологической задачи.
- Девочки, с чего начать выполнение задания? Рассмотреть изображение – схему.
(Слайд 14)
1. Разработка алгоритма действий.
Изготовить шаблон.
Кроить точно по шаблону, иначе квадратики трудно совмещать при сшивании. Сделать припуск на шов.
2. Реализация технологической задачи.
Принцип соединения квадратиков в полотно? Какой шов использовать? Определите последовательность сшивания квадратов. (Приготовить развертку куба)
Сначала сшить в полосу, а затем к полосе пришить 5 и 6 квадраты.
Первые два лоскута соединить лицевыми сторонами внутрь, сколить, совместив срезы, и прострочить точно по линии припуска на шов. Шов приутюжить «на ребро», а затем заутюжьте в сторону более темного квадратика, чтобы припуски на шов не просвечивали через ткань. Присоединить третий квадратик ко второму лицевыми сторонами внутрь и сострочите. Шов заутюжьте в сторону темного квадратика.
Последовательно пристрочить 4 квадратик этого ряда. Полоса готова.
Приготовить квадрат 5 и соединить с 4 квадратом. Сложить лицевыми сторонами внутрь и сколить булавками точно по машинным швам, расположив булавки перпендикулярно срезам. Сострочить по линии припуска на шов и, вынув булавки, приутюжить шов «на ребро». Аналогично соедините квадрат 6 и 4 .
Соединить квадрат 5 и 3 и т.д. по схеме, не дошивая одного ребра куба. Вывернуть налицо, набить синтепоном и прошить потайным швом.
3. Анализ полученных результатов.
IV. Практическая часть.(40мин.)
1. Инструктаж вводный. 2. Выполнение задания по технологической карте.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415








IV. Итог урока.
Анализ урока, типичные ошибки, оценивание работ( взаимооценка, самооценка) Выставление оценок.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Чему научились? В чем испытали сложность?
V. Домашнее задание.
Нарисовать эскиз прихватки выполненной в технике «Лоскутного шитья»
Подсказка к уроку.
Шитье из квадратов
Одна из самых старинных лоскутных техник построена на работе с кусочками ткани наипростейшей геометрической формы квадрат. Цветные квадратики, сшитые по определенным правилам, напоминают красочные шахматные доски. Известна эта техника с тех давних времен, когда тканей, производилось очень мало, они были слишком дороги, и даже лоскутики размером с почтовую марку шли в дело, кстати, это они дали название «почтовая марка» одному из узоров, составленному из крошечных квадратиков. Особенно часто использовали такое шитье в деревенских семьях, где к каждому кусочку ткани относились очень бережно. Работать с квадратиками одно удовольствие. Сначала рисуют на клетчатой бумаге цветной узор эскиз (одна клеточка равна одному квадратику). Многие, не ломая голову, используют готовые рисунки для вышивки крестом и орнаменты для вязания. По эскизу рассчитывают количество квадратиков из тканей определенного цвета. Кроить следует точно по шаблону, иначе квадратики трудно совмещать при сшивании. Крупные лоскутики (более 6x6 см) кроят с учетом долевой она должна проходить параллельно любой стороне квадратика, в более мелких долевую не соблюдают.
Принцип соединения квадратиков в полотно таков: сначала их сшивают в полосы, а затем полосы между собой. Для прямоугольного изделия квадратики сшивают в полосы по более короткой стороне так намного удобнее.
Первые два лоскута верхнего ряда соедините лицевыми сторонами внутрь, сколите, совместив срезы, и прострочите точно по линии припуска на шов. Шов приутюжьте «на ребро», а затем заутюжьте в сторону более темного квадратика, чтобы припуски на шов не просвечивали через ткань.
Присоедините третий квадратик ко второму лицевыми сторонами внутрь и сострочите. Шов заутюжьте в сторону темного квадратика. Последовательно пристрочите все очередные квадратики этого ряда. Первая полоса готова.
Приготовьте все остальные полосы и соедините в полотно: сложите лицевыми сторонами внутрь первые две полосы и сколите булавками точно по машинным швам, расположив булавки перпендикулярно срезам. Далее полосы сострочите по линии припуска на шов и, вынув булавки, приутюжьте шов «на ребро», а затем в одну сторону. Аналогично соедините остальные полосы и отутюжьте готовый образец.