Программа модуля лоскутное шитьё

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 57»
г.Кирова
Утверждаю:
Приказ № , « » 20 г.

Директор школы:
Д.А.Балашов



Рабочая программа
по краеведению
8класс
«Лоскутное шитьё»







Составил: учитель Пинегина О.Ю.
категория первая


2013


Технологический компонент краеведческой направленности
8 класс
«Лоскутное шитьё»
Пояснительная записка
Лоскутное шитье - широко распространенный на территории России вид декоративно-прикладного искусства. Содержание модуля "Лоскутная техника " в 8 классах направлено на воспитание у учащихся художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству и его традициям. Данный раздел рассчитан на 34 часа. В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с истоками возникновения и развития лоскутного шитья, традициями, историей. Наряду с традиционными беседами можно использовать видеозапись, посещение музеев, выставок народного творчества и другие методы, что позволит значительно расширить кругозор и повысить интерес учащихся к изучаемой теме. Во время занятий целесообразно использовать записи народной музыки, стихов кировских поэтов, а также разнообразный иллюстрированный материал и образцы произведений вятских народных мастеров. Особенностью этих уроков является обязательная историческая справка, которая дает представление детям о культуре и укладе жизни предшествующих поколений, прививает любовь и уважение к родному краю.
Цель модуля: приобщение учащихся к традиционным вятским ремеслам.
Задачи модуля:
1. Формирование у учащихся художественной и духовной культуры.
2. Создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся, основанных на традициях вятского народного творчества.
3. Создание условий для формирования художественно-творческой активности детей.
4.Формирование навыков и приемов работы в лоскутной технике.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, деятельный, исследовательский. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой формы организации познавательной деятельности учащихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учащихся. Индивидуальная форма организации познавательной деятельности предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание помощи каждому из них со стороны педагога, которая содействует выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению изделий. Групповая форма работа позволяет выполнить наиболее сложные и объемные работы с наименьшими материальными и временными затратами, т.к. каждый учащийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия.
В результате обучения учащиеся должны:
Знать
Уметь

Базовый уровень

Историю и традиции народного творчества вятского края; краткие сведения из истории создания изделий из лоскута; основные виды лоскутного шитья; материалы для лоскутной пластики, подготовка их к работе; понятие композиции и закономерности цветовых сочетаний; технологию лоскутного шитья.
Выполнять эскизы изделий в технике лоскутного шитья; подготовить материалы к работе; вторично использовать ткани; изготовить шаблоны из картона или плотной бумаги; выполнять все стадии изготовления изделия, пользуясь инструкционной картой; изготавливать предметы интерьера в лоскутной технике.

Повышенный уровень

Виды дополнительных материалов, используемых в качестве отделки; принципы создания схемы орнамента, с учетом композиционных особенностей будущего изделия; технологию выкраивания и изготовления дополнительных элементов (воланы, рюши, оборки); технологию создания лоскутного пейзажа.
Планировать работу; составлять инструкционные карты; использовать дополнительные материалы в качестве отделки лоскутного изделия; гармонично сочетать ткани в многоцветных изделиях; изготавливать изделия в лоскутной технике с использованием дополнительных элементов (воланы, рюши, оборки, фестоны); изготовлять лоскутный пейзаж по предложенному эскизу.

Творческий уровень

Стадии выполнения творческого проекта; принцип создания схемы орнамента в лоскутной технике; возможности лоскутной техники и ее связь с направлениями современной моды, а также при изготовлении одежды; возможности комбинирования нескольких видов рукоделия в одном изделии (лоскутная техника, вышивка и бисероплетение); особенности организации выставки творческих работ учащихся.
Самостоятельно разработать эскиз изделия в технике лоскутного шитья, составить необходимую схему для его изготовления; изготовить проектное изделие с применением всех полученных знаний; организовать выставку творческих работ; провести праздник вятских ремесел; помочь в открытии школьного музея декоративно-прикладного творчества.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема
Кол-во часов
Занятие




Теорет.
Практич.

1.
Вводное занятие
-Народные ремесла и промыслы
-Цвет и композиция
1
1


2.
Шитье из полос
-Шитье на основу
-Схема сборки «Паркет»
-Схема сборки «Колодец»
-Схема сборки «Пашня»
4
0,5
3,5

3.
Виды лоскутного шитья - шитье из квадратов
-Правила составления рисунка
-Использование шаблонов
-Сборка орнамента из квадратов
-Техника «Русский квадрат»
4
0,5
3,5

4.
Шитье из треугольников
-Шитье из прямоугольных треугольников
-Шитье из равносторонних треугольников
-Схема «Звезда Давида»
-Сборка орнамента из равносторонних треугольников
6
1
5

5.
Шитье из фестонов
-Виды фестонов
-Изготовление геометрических треугольных фестонов
-Способы закрепления фестонов
4
0,5
3,5

6.
Шитье на основу (аппликация)
-Используемые материалы
-Простая аппликация
-Аппликация с вышивкой
-Полуобъемная аппликация
6
1
5

7.
Выполнение творческого проекта
9

9


Итого:
34
4,5
29,5

Содержание программы модуля.
Тема 1. Вводное занятие (1час).
Теоретические сведения
Цели, задачи и содержание программы. Краткие исторические сведения. Инструменты, материалы, оборудование. Рабочее место. Подготовка материалов к работе. Цвет и композиция. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе в кабинете

Тема 2. Шитье из полос (4 часа).
Теоретические сведения
Краткая историческая справка – символика в северном орнаменте
Практическое занятие. Изготовление салфетки по схеме. Способы соединения полос ткани. Использование техники шитья на основу. Выбор вариантов цветовых и геометрических решений схемы «Елочка». Подбор материалов. Раскрой полос. Технология сборки блока. Соединение лоскутного верха с подкладкой. Окончательная обработка салфетки.

Тема 3. Шитье из квадратов (4 часа).
Теоретические сведения
Краткая историческая справка – шитье из квадратов – один из самых распространенных видов лоскутного шитья волго-вятского края.
Практическое занятие. Изготовление наволочки на подушку. Раскрой квадратов по шаблонам. Составление рисунка. Стачивание лоскутного блока с применением линейки (шаблона). Соединение блоков в композицию. Сборка изделия.

Тема 4. Шитье из прямоугольных треугольников (6 часов).
Теоретические сведения
Краткая историческая справка – прямоугольный треугольник – символ северной природы. Выбор композиции. Подбор материалов. Изготовление шаблонов. Правила раскроя деталей.
Практическое занятие Стачивание элементов в блок. Соединение элементов прихватки. Технология обработки срезов прихватки.

Тема 5. Шитье из фестонов (4 часа).
Теоретические сведения Краткая историческая справка - северный коврик “кругляш”.
Практическое занятие. «Изготовление кругляша». Виды фестонов. Изготовление геометрического треугольного фестона. Закрепление фестонов на изделии. Настрачивание фестонов на основу. Обработка среза кругляша тесьмой или кантом.

Тема 6. Шитье на основу (6 часов).
Теоретические сведения
Краткая историческая справка
Практическое занятие. Изготовление настенного панно.
Используемые материалы. Виды аппликаций из ткани. Технология выполнения многослойной аппликации. Проработка композиции лоскутного пейзажа. Использование вышивки в аппликации. Способы соединения деталей на ткани. Окончательная обработка края изделия.

Примерный перечень изделий для выполнения творческого проекта:
комплект для кухни, коврики для стула, диванные подушки, мешочки для подарков, чехлы на бытовую кухонную технику, сумки, косметички, панно с карманами (саше), скатерть, комплект для спальни, детской, плед, фартук, одежда.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1.Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы \ под ред. Симоненко В.Д.– М: Вентана-Графф, 2001 г. 2.Максимова М., Кузьмина Л.“Лоскутики” - М: Эксмо–Пресс, 1998 г. 3.Андронова Л.А. “Лоскутная мозаика” - М: Школа- Пресс, 1993 г. 4.Журналы “Пэчворк - Лена”.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1.Бабушкины уроки. Народное искусство Русского Севера \ под ред. Шпикаловой Т.Я.- М: Гуманитарный издательский центр, 2001 г.
2.Костикова И.Ю.“Школа лоскутной техники” - М: Культура и традиции, 1997 г.
3.Муханова И.Ю. “Лоскуты-быстро и красиво”- М: Олма-Пресс образование, 2003 г.
Рукоделие/ сост. Е.А.Бойко.- М.: АСТ, 2007
4.Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве: Альбом – К: Рад. школа, 1988
5.Уроки детского творчества – М: Внешсигма, 1996 г.
6. Якиманская И.С.“Личностно-ориентированное обучение в современной школе” - М: 1996г
7.Журнал “Рукоделие” № 2, 1994 г. 8.Журналы “Чудесные мгновения, лоскутное шитье”. 9.Журналы “Пэчворк Burda”.



Заголовок 315