Рабочая программа внеурочной деятельности Лоскутное шитье



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании методического Заместитель дирекотра школы Директор МКОУ «Никольская СОШ»
Объединения учителей По УВР ______________/Ю.М.Степанов/
Естественного цикла ______/Л.А.Ботка/ Приказ № ____________
Руководитель МО_____ / Е.Г.Денисова/ «__»________2016г. «__»________ 2016г.
Протокол №_____
От «__»_______2016 г.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Декоративно-прикладное искусство «Лоскутное шитье» для обучающихся 4-9 классов
Программа составлена на основе:
            1. Пособия для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений: Л.П. Чижикова «Кружок конструирования и моделирования одежды».- М.: Просвещение, 1990.
            2. Учебно-методического пособия для учителя: Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитьё» (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000.
Курс рассчитан на 144 часов (1часа в неделю).

Рабочую учебную программу составила Брескина Маргарита Игоревна, учитель ИЗО
д.Длинная
2016 г.


Пояснительная записка
            Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из лоскутков способствует  формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.
            Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков.
            Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.
 
            Программа составлена на основе:
            1. Пособия для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений: Л.П. Чижикова «Кружок конструирования и моделирования одежды».- М.: Просвещение, 1990.
            2. Учебно-методического пособия для учителя: Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитьё» (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000.
 



Цель программы: Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.
            В процессе обучения решаются следующие задачи:
            -научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники пошива;
            -развивать творческие способности учащихся;
            -воспитывать бережливость, экологическую сознательность;
            -формировать технологическую культуру;
            -формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.
 
            Программа для внеклассных занятий, рассчитана на год обучения.
Объём учебной нагрузки в неделю составляет 4 часа
Количество учебных часов в год – 140 ч.
 Занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа. В кружок набираются дети среднего школьного возраста, 10 – 15 лет. Подбор изготавливаемых изделий техника и технология выполнения  могут изменяться в зависимости от возможностей, умений и навыков детей.
 
         


   Методические указания
            На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические.
Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.
            Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
            Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.
            Формой активизации учебно-воспитательного процесса является посещение историко-этнографического музея Поморского быта, Центра поморских ремёсел, где происходит знакомство с творчеством народных умельцев нашего края, посёлка,  встречи с народными мастерами.
            Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках.
           Итоговый контроль проводиться в форме опроса, тестирования, практических занятий, самостоятельной работы и защиты проектных работ.
                          















Календарно - тематический план кружка «Лоскутное шитьё»



Разделы и темы
Количество учебных часов
Дата проведения занятия




Раздел
Тема

Примечание




Теория
Практика








по плану
по факту


1
Вводное занятие. История лоскутного шитья.
4
2
 2




2
Инструменты и материалы. Правила безопасности.
4
2
 2




3
Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой лоскутков.
4
1
3




4
Цветовые сочетания. Техника «квадрат».
4
1
3




5
Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат»
4
1
3




6
Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат»
4
1
3




7
Орнамент. Техника «треугольник».
4
1
3




8
Орнамент. Техника «треугольник».
4
1
3




9
Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник».
4
1
3




10
Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник».
4
1
3




11
Техника «Полоска».
4
1
3




12
Изготовление изделия в технике «полоска».
4

3




13
Изготовление изделия в технике «полоска».
4

3




14
Изготовление изделия в технике «полоска».
4
 1
3




15
Изготовление традиционного узора «Колодец»
4
1
3




16
Изготовление изделия в технике «Колодец»
4
 1
3




17
Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника.
4
1
3




18
Изготовление изделия со спиральным узором
4
 1
3




19
Изготовление изделия со спиральным узором
4
 1
3




20
Изготовление изделия в технике «Уголки»
4
1
3




21
Изготовление изделия в технике «Уголки»
4
 1
3




22
Техника «ромбы»
4
1
3




23
Изготовление изделия в технике «Ромбы»
4
 1
3




24
Аппликация. Способы выполнения.
4
1
3




25
Выполнение аппликации.
4
 1
3




26
Выполнение стёжки. Ручная стёжка.
4
1
3




27
Выполнение стёжки. Машинная стёжка.
4
 1
3




28
Приёмы получения разных фактур.
4
 1
3




29
Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов.
4
 1
3




30
Изготовление творческого изделия. Изготовление  блоков лоскутных узоров.
4
 1
3




31
Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров.
4
 1
3




32
Изготовление творческого изделия. Сборка изделия.
4
 1
3




33
Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка.
4
 1
3




34
Оформление работ. Подготовка к выставке.
4
1
3




35
Выставка работ
4
2





 
Итого:                                                         
140
38
102










Основное содержание программы
1 год обучения  (102 часа)
 Вводное занятие. История лоскутного шитья. 4 часа
            Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.
История лоскутного шитья. Пэчворк, килт. Традиционное лоскутное шитьё в России и на Терском берегу.
            Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода.
 
Инструменты и материалы. 4 часа
            Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.  Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.
            Объекты труда: Шаблоны и трафареты.
 
Цвет.Цветовые сочетания.4 час
            Цветовой круг. Основные, дополнительные.  Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.
         


   Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов.
 
Шаблоны. Раскрой лоскутков.4 часа
            Изготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей.
            Объекты труда: шаблоны, ткани.
 
Техника «квадрат».Изготовление изделия в технике «квадрат» 12 часов
            Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
            Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка.
 
Орнамент. Виды орнаментов. 12 часов
            Основные понятия об орнаменте, композиции. Раппорт, симметрия. Законы и правила орнаментальной композиции.
            Объекты труда: традиционные лоскутные орнаменты.
 



Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник». 16 часов
            Раскрой лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
            Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, панно или др.

Техника «полоска». Изготовление изделия в технике «полоска». 16 часов
            Раскрой полосок. Технология пошива. Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.
            Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.
 
Изготовление традиционного узора «колодец». Изготовление изделия в технике «колодец». 8 часов
            Раскрой полосок. Технология пошива. Выполнение узора «колодец». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
            Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.
 




Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со спиральным узором. 8 часов
            Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора в свободной технике. Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.
            Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки.
 


Изготовление изделия в технике «Уголки». 8 часов
            Подбор и раскрой лоскутков. Способы складывания уголков в зависимости от толщины ткани. Пришивание уголков. Оформление изделия.
            Объекты труда: Коврик, подставка под горячее или др.
 
Техника «ромбы» Изготовление изделия в технике «Ромбы». 4 часов
            Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «звезда», или «кубик». Влажно – тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
            Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки, панно или др.
 



Аппликация. Способы выполнения. Выполнение аппликации. 8 часов
            Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации. Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. Влажно – тепловая обработка.
            Объекты труда: панно, лоскутная картина.
 
Выполнение стёжки. Ручная стёжка. Машинная стёжка. 8 часов
            Ручная стёжка. Технология выполнения. Машинная стёжка. Выполнение ручной и машинной стёжек на одном из сшитых изделий.
            Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.
 
 
Приёмы получения разных фактур. 4 часа
            Получение фактуры при помощи стёжки, создание рельефа, использование накладных элементов.
            Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.
 



Изготовление творческого изделия. 24 часов
            Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Стёжка. Окончательная отделка.
            Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.
Подготовка к выставке работ 4 часа
 
             Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством – коллекцией лоскутных изделий, с одеждой, бытом поморов.

Выставка работ. 4 часа
Выставка работ. Защита своего проекта. Обсуждение изделий. Устная работа над ошибками.









Литература
 
1. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно – методическое пособие для учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г.
2. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина Лоскутики. Г.Тверь «ЭКСМО-Пресс»,1998г.
3. Шьём из лоскутков. ВНЕШСИГМА АСТ. Москва 2000 г.
4. И.Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2013г.











ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ђ Заголовок 315