Личный план самообразования педагога дополнительного образования, руководителя студии ДПИ и народного творчества Калейдоскоп ГБОу ДО РК МЦТИ золотой ключик


План самообразования педагога дополнительного образования Бодровой Анна ИгоревныВведение
План работы по самообразованию педагога дополнительного образования за 2014-2018 у. гг.
План работы по самообразованию педагога дополнительного образования Бодровой А И 2014-2018 у.ггВведение
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.
Каждый учитель вносит определённый вклад в развитие творческого потенциала, обобщив свой опыт работы, повышает своё педагогическое мастерство, но при этом учится, многое открывает для себя, берёт на заметку. Я поставила перед собой цель - повысить свой профессиональный уровень, получить профессиональную подготовку в области искусств, работать в новом русле, пробовать технологические новинки, строить интересные уроки, готовить детей к жизни, развивать их креативное мышление в области искусства и дизайна.
Тема самообразования: «Интерактивные формы работы на уроке и внеурочной деятельности как условие развития художественно-творческого потенциала учащихся».
Актуальность темы.
Содержание образования по курсу живописи и декоративно-прикладного искусства имеет сравнительно небольшой теоретический материал, но зато представляет благоприятные условия для использования разнообразных форм урока и для применения творческих заданий, что, несомненно, учитывается мною при планировании интерактивных уроков. Провожу такие уроки, как урок – соревнование, урок – экскурсия, урок – сказка, урок – аукцион, урок-ярмарка, урок-исследование, урок-путешествие, урок – поход.
При организации таких уроков я обязательно придерживаюсь следующих положений: правила для участников урока должны быть простыми и конкретными; формулировка заданий предельно доступна пониманию учащихся; участниками урока становятся все дети класса; урок заканчивается с обязательным получением результата.
На уроках использую такие методы интерактивного взаимодействия, как мозговой штурм, деловая игра, анализ конкретных ситуаций, проблемное обучение, проектная деятельность.
Важным условием развития творческого воображения детей считаю так же и применение разнообразных материалов и техник – живопись маслом, живопись акварелью, скульптура, керамика, графика, батик, габелен, декоративная кукла, народные промыслы, лаковая миниатюра, работа с природными материалами , а также смену видов деятельности на уроках и во внеурочное время.
В соответствии с программой ФГОС огромное внимание уделяю четырём видам УУД: личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным.
Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с педагогом и одногруппниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с обучающимися, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
На собственном педагогическом опыте я убедилась, что использование на уроках художественно-эстетического цикла интерактивных методик, способствует формированию универсальных учебных действий (УУД) и художественно-творческой активности учащихся.
Расширение познавательной сферы школьников в области дкоративно прикладного искусства и живописи происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона; умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).
Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.
В процессе формирования УУД я, как учитель:
- учу ставить цели и искать пути их достижения,
- показываю достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями;
- привлекаю к открытию новых знаний;
- обучаю приемам работы в группах;
- обучаю самопроверке;
- знакомлю с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний;
- учу делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом,
- учу самостоятельно выбирать критерии для оценки,
- учу отстаивать собственное мнение и уважать мнения других,
- организую формы деятельности, в рамках которой дети усваивают нужные знания и ценностный ряд,
- учу сотрудничеству между учениками, учениками и учителем.
УУД ориентированы на умение учиться, и влияют на выбор технологий, форм и методов обучения.
При изучении предмета "Изобразительное искусство" в школе, я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, метод "мозгового штурма", коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др.
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для творчества учителя и учеников.
На занятиях учащиеся начинают работать с мультимедийными учебными пособиями, художественными программами от компаний "Просвещение-МЕДИА", "МедиаХауз", "Новый диск" и др. В этих программах учебная информация представлена в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения; различные эффекты вывода текста и графических фрагментов.
Учащиеся для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по искусству и МХК используют энциклопедии "Кирилла и Мефодия", "Большую Советскую Энциклопедию" на CD-ROM. Они представляют собой электронные аналоги обычных справочно-информационных изданий - энциклопедий, словарей, справочников - объединяющие в себе функции демонстрационных и справочных материалов, которые: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок; поддерживают функцию печати, копирования; включают в себя аудио- и видеофрагменты, викторины с быстрой обработкой полученных результатов.
Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки работы с компьютером.
Учащиеся создают многочисленные варианты работ, осуществляют компьютерные проекты, работая в Photoshop, Corel DRAW, разрабатывают свои мультимедиа презентации, небольшие Web-странички, слайд-шоу, а также тесты-опросники по различным темам, что значительно помогает разнообразить уроки искусства.
Рекомендации.
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках декоративно прикладного искусства, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
В связи с этим тема, над которой я работаю, становится очень актуальной.
В процессе работы мною были выявлены отдельные недочеты:
Необходимо в работу включить больше мероприятий, рассчитанных на самостоятельную деятельность обучающихся.
Анализируя свою деятельность, хочу привести слова немецкого педагога Адольфа Дистервега: "Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий... Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится".
Изучение теоретического материала.За истекший период изучила следующую литературу:
Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. – Волгоград, 2007 г.
Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок: инновационные уроки. – Ростов н/Д, 2007 г.
Все выше перечисленное считаю результатами работы по самообразованию.
В. Гёте, «Учение о цвете» Леонардо да Винчи, «Трактат о живописи» Й. Иттен, «Искусство цвета» Й. Иттен, «Искусство формы»М. Матюшин, «Закономерности изменяемости цветовых отношений. Справочник по цвету» В. Железняков, «Цвет и контраст. Технолония и творческий выбор»Б. Эдвардс, «Цвет» (Color: A Course in Mastering the Art of Mixing Colors)Р. Арнхейм, «Искусство и визуальное восприятие» В. Кандинский, «Точка и линия на плоскости» Н. Крымов, Статьи («О Левитане», «О живописи», «О значении тона в живописи» и др.)Р. Грегори, «Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия»Б. Базыма, Цвет и психика Коган Л. Батик - это совсем не сложно // Юный художник.
С. Зайцев, «Наука о цвете и живопись»В. Кандинский, «О духовном в искусстве»К. Малевич, «Свет и цвет»Н. Волков, «Цвет в живописи» Аллахвердова Е. Э. Батик. Глина. Дерево Гамаюнова О. Роспись ткани : холодный батик // Юный художник.
План работы по самообразованию
Срок реализации: 2014– 2018гг.
Тема: «Интерактивные формы работы на уроке и внеурочной деятельности как условие развития художественно-творческого потенциала учащихся (в рамках реализации программы ФГОС)».
Актуальность темы. У каждого современного ребенка разные способности, интересы, возможности. И педагог должен помочь ему реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания.
ФГОС второго поколения ставят задачу сформировать компетенции школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Дальнейшую работу над своей темой я продолжу реализовывать в рамках программы ФГОС. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Цель: развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и самореализации.
Задачи:
создание условий для самоопределения и самореализации;
формирование личности, ориентированной на культурные ценности;
дальнейшее формирование способностей учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
продолжение внедрения инноваций в области технологий, методик, методов и приёмов обучения, повышение уровня интереса к исследовательской работе;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания;
работа с одарёнными детьми, создание условий: для проявления творческих  способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности;
разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по предмету (в соответствии с программой ФГОС) с применением ИКТ.
 Создать необходимые условия для способностей  и талантов ребенка
 Научить детей самостоятельности
Развить умение найти себя в нашей трудной жизни
Научить детей любить себя и окружающий мир
Предполагаемый результат:
Повышение степени самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности.
Организация сотрудничества и взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой.
Творческая активность учащихся.
Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации.
Распространение своих креативных идей, участие в профессиональных конкурсах.
Возможность экспериментировать, пробовать что-либо новое, делать интересные открытия, получать вдохновение на дальнейшее самообразование. 
Этапы работы.
1 Теоретический этап.
Изучение методической литературы по данной проблеме:
Никитина, И.Н. Интерактивные формы обучения как средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО [Электронный ресурс] / И. Н. Никитина. – Режим доступа: /http://www.pedsovet.pro/index.php?Itemid=70&catid=73:pedagogical-innovation&id=459:2013-04-15-07-31-54&option=com_content&view=articleЕмелина М. В. Интерактивное обучение в системе методической работы школы [Электронный ресурс] / М. В. Емелина. – Режим доступа: /http://festival.1september.ru/articles/313034/2 Практическое решение проблемы.
Организация кружковой и внеурочной деятельности: разработка программы внеурочной деятельности по ФГОС, работа студии декоративно прикладного и народного творчества «Калейдоскоп».
Проведение практических занятий и выставок: «Прикосновение к творчеству».
Проведение и подготовка проекта «Четыре времени года»
Подготовка и участие в творческих поездках, выездах и пленэрах по Крыму
Участие во всероссийских, республиканских и городских конкурсах рисунков и плакатов.
3 Оценочный этап.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Анализ работы по теме самообразования.
Перспективы:
Планирую провести дополнительную работу по привлечению одаренных детей к исследовательской деятельности, участию в разнообразных конкурсах.
Разрабатывать и издавать методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования