Презентация на тему: Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ УЧИТЕЛЕМ БИОЛОГИИКОРНИЕНКО Т. П. Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать.Чудеса творят не компьютеры, а учителя! Крейг Барретт Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютерная техника (технические средства) и программные средства. Взаимосвязь педагогических и информационных технологий ИНФОРМАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ Технологиявыполнения лабораторныхИ практических работ Проектный метод Технология развития критического мышления Групповое обучение Обучение в сотрудничестве Портфолиоученика Применение информационных технологий дает возможность использовать некоторые особенности личности ребенка: естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их; потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку; способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения; Цель – создать условия для повышения мотивации учения школьников при использовании информационных компьютерных технологий на уроках биологии Задачи: обеспечение оперативного владения преподавателем достижениями современной педагогической науки инновационной практики отечественного и зарубежного опыта;развитие творческой инициативы учителя;развитие интеллектуальных способностей учащихся. Основная образовательная ценность информационных технологий: Создание оптимального эмоционального фона на урокахИспользование проблемных форм обученияИспользование нестандартных форм учебного процесса, которые активизируют мышление учащихся, мотивируют их на творчество. Технические средства:Веб-камера Мультимедийный проекторКомпьютерЭкран проекционныйЦифровой микроскоп Программные средства:компьютерные учебники (уроки); программы-тренажеры (репетиторы); контролирующие (тестовые оболочки); информационно-справочные (энциклопедии); имитационные; моделирующие; демонстрационные (слайд- или видеофильмы); учебно-игровые. Моделирование биологических процессов и явлений Контроль усвоенияучебного материала Наглядное представление объектов и явлений микромира Осуществление, контроль и обработка данных биологического эксперимента Основные направления использования компьютера Возможны следующие формы использования ИКТ: Использование готовых электронных продуктов  Использование разработанных мультимедийных презентаций Использование ресурсов сети Интернет. На уроках биологии использование ИКТ эффективно: на уроках изучения нового материала;при отработке умений и навыков;при проверке знаний учащихся;во время проведения биологического практикума Варианты  использования ИКТ на различных этапах урока Урок усвоения новых знаний Информационный ввод: электронная презентация,  использование ЭОР (аудио и видеофрагменты)Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами Варианты  использования ИКТ на различных этапах урока Урок усвоения навыков и умений - компьютерная лабораторная работа Вводная беседа: презентация или использование ЭОР  (видеофрагменты)Допуск к работе: тестовый контрольПрактическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств или моделирование Варианты  использования ИКТ на различных этапах урока Урок  усвоения навыков и умений – исследовательская работа Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации Варианты  использования ИКТ на различных этапах урока Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия Виртуальное путешествие по странам, заповедникам и т.д.Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии Варианты  использования ИКТ на различных этапах урока Урок обобщения, систематизации Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка проекта Варианты  использования ИКТ на различных этапах урока Урок контроля и коррекции Тестовые программы, электронные дидактические материалы Информационная поддержка предмета: использование стандартного программного обеспечения по биологии: мультимедийные энциклопедии, электронные учебники («1С: Школа. Основы общей биологии, 9 класс», «Віртуальна біологічна лабораторія 10-11 кл.» Приемы создания проблемных ситуаций: отключаю звук и прошу прокомментировать учеников наблюдаемое на экране; останавливаю кадр и прошу ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса; демонстрирую какое-либо явление, процесс и прошу объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так. Применение информационных технологий: интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс; позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприятия учащимися; создает условия для использования наиболее эффективных методов и форм обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному); экономии учебного времени, энергии преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорение темпа; материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета. способствует развитию креативности детей через создание образовательных информационных продуктов. способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания. способствует выявлению и поддержке одаренных детей. Использование мультимедийных презентаций: при объяснении нового материала (урок-мультимедиа «Пищеварение в ротовой полости», урок по основам здоровья «Восприятие. Внимание. Память»); для наглядной демонстрации процесса (презентации по темам «Строение головного мозга», «Кожа»(9 кл.), «Основы цитологии» (10 кл.), интерактивные модели «Процесс глотания» (9 кл.), «Строение клетки» (10 кл.) ; по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов (создание кроссвордов, создание комиксов); корректировка и тестирование знаний (урок-мультимедиа «Клетка») Использование Интернета: расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета, например задания для 11 класса:Найти в интернете 3 сайта по теме «Клонирование» и написать рецензиюНайти 3 анимации по теме и составить к ним задание), предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией, дает возможности для профессионального роста, открывает новые творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала, позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету Интересные сайты по биологии Журнал «National Geographic» - www.nationalgeographic.com/index.html.Газета «Мое зверье» - www.zooclub.ru/animals/.Журнал «Знание-сила» - www.znanie-sila.ru.Газета «Биология» - http://bio.1september.ru/.Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ru. Тестирование как форма опроса Для подготовки тестов имеется целый ряд тестовых оболочек, тест-шаблонов, входящих в пакет Microsoft Office.Используя эту программу, были подготовлены тесты:Членистоногие (8 кл.)Эволюция кровеносной системы (8 кл.)Эволюция нервной системы (8 кл.) Использование ИКТ при подготовке домашнего задания Диапазон творческих заданий широк: Мультимедийные кроссворды Тематическая коллекция интересных фактов Интерактивные плакаты Мультимедийные проекты Проблемы и недостатки ИТ Вредное влияние на здоровье, прежде всего на зрение.Вера учащихся во всемогущество компьютера. Опасность превращения компьютера в инструмент, без которого ребенок становится беспомощным.Опасность самодостаточности при работе с компьютером, отрыва от реальности.Новые психологические проблемы, возникающие при использовании компьютерных технологий. Психологические риски применения ИКТ персонификация компьютера, нарушения общения;компьютерная зависимость;усиление агрессии вследствие применения компьютерных игркомпьютерная тревожность; Результаты диагностики удовлетворенности учащихся применением ИКТ 100% учащихся считают необходимым внедрение в образовательный процесс информационных технологий; 67% учащихся внедрение информационных технологий помогло больше самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этих целей знания из разных областей; 56% - научиться прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;89% - научиться находить требуемую информацию в различных информационных источниках; 89% - составлять по тексту презентации, таблицы, диаграммы; 100% учащимся нравятся уроки с использованием информационных технологий