Использование игровых технологий на уроках физкультуры






«Использование игровых технологий на уроках физкультуры в начальной школе»


Выполнил: Николаев Андрей Николаевич
Учитель физической культуры
ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Тимашево









Оглавление
Введение .
Актуальность темы, цели, задачи итоговой работы
Основная часть
Использование игровых технологий для совершенствования различных качеств учащихся.
Технологическая карта урока гимнастики в 5 классе с применением игровых технологий
Выводы
Список литературы











Введение
Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.
Играя в планомерно подобранные учителем подвижные игры, дети естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, ловко и результативно действовать в командных состязаниях. Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится познавать себя, познавать окружающий его мир и свое место в нем.
Главная задача моей профессиональной деятельности это - включить каждого ребенка в систематические занятия физической культурой и спортом, поэтому для увеличения двигательной активности учащихся нужна система спортивно-оздоровительных мероприятий с использованием игровых технологий.
Цель моей работы – показать необходимость применения игровых технологий как средства развития уровня физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры, рассмотреть методику применения игровых технологий и их включение в образовательный процесс на примере урока гимнастики.
Для достижения цели я поставил перед собой следующие задачи:
1.Провести анализ, обобщение и распространение опыта использования игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры;
2.Изложить методику проведения подвижных игр;
3.Разработать технологическую карту урока физической культуры в 5 классе с использованием игрового метода;
4.Сделать заключение о роли и значении подвижных игр для физического совершенствования школьников.

Основная часть
Использование игровых технологий для совершенствования различных качеств учащихся.
Основной и ведущей формой физического воспитания в школе был и остаётся урок физической культуры. Применяемые на уроках подвижные игры помогают овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а также способствуют развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной системы, формированию правильной осанки. При этом подвижные игры формируют и навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным, коллективным действиям.
Исходя из вышеназванных особенностей игрового метода, я применяю такую технологию игровой деятельности, сущность которой заключается в том, что на каждом занятии используются игры и игровые задания различной направленности. При  организации и проведении игры я придерживаюсь следующих принципов:
Простота и доступность правил.
 Каждый ребенок должен быть активным участником игры.
 Исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей.
  Игра не должна унижать достоинства играющих.
Как известно, в основной части урока решают одну из основных задач, реализуя развитие физических качеств и способностей. Поэтому я подбирал игры и игровые задания в зависимости от изучаемого раздела школьной учебной программы, а также от конкретно поставленных задач перед учениками на том или ином уроке.
Если на уроке мы решаем задачу развития силы, то включаю игры и упражнения связанные с кратковременными скоростно- силовыми напряжениями. Очень эффективными для решения этой задачи оказываются  наклоны, приседания, бег или прыжки с посильным для них грузом. Это любимая ребятами эстафета « Гонка мяча». В данном случае  мяч передается, перекатывается, переносится, перебрасывается различными способами .Сюда же можно отнести  и очень полезные для силового развития метания  различных предметов на дальность. С удовольствием мы играем в игру
« Кто больше?». Две команды, располагаясь друг против друга, метают легкие пластмассовые мячи, так, чтобы добросить его до стены соперника. Мячи легкие, летят недалеко  и для того, чтобы добиться нужного результата приходиться затратить силу, а чтобы победить соперника, силу нужно затратить многократно в короткий промежуток времени ( игра длится всего 1 мин.).
Для развития такого качества, как быстрота, я подбираю игры в которых требуется мгновенная реакция на различные сигналы ( хлопок, свисток, поднятая вверх рука).  Эти игры состоят из ускорений, внезапных остановок. Все движения направлены на сознательное опережение соперника. Такие игры как : «Воробьи – вороны, Займи кружок, День и ночь».
В силу особенностей наших детей не всякую игру можно использовать, необходимо учитывать уровень  трудности игры и сложность ее во взаимодействии игроков. Игра будет интересна, если доступна и понятна им. Поэтому я следую принципу от простого к сложному . Для этого использую  различные варианты одной игры  , которые предусматривают сохранение ее правил и умений детей  с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Например : в 1 – 2 классе мы играем в игру « Охотники и утка», т. к. первоклассники еще не могут бегать врассыпную так, чтобы это было безопасно. А  потом мы усложняем игру, добавляя « уток» и переходим к игре « Охотники и утки». Эта игра способствует развитию ловкости, выносливости, здесь требуется проявление сноровки, развивается координация  движений, ориентировка в пространстве. В игре необходимо быстрое согласование действий со своими партнерами по команде. Происходит развитие глазомера, чувства  мяча, точности движений. В этой игре проявляются  и такие качества, как воля, умение взять игру на себя, смелость, способность преодолевать свои слабости. Подчас если игра « не пошла»  у сильного, даже нерешительные ребята ведут себя очень уверенно.
Для того, чтобы игра приносила пользу, необходимо продумывать ее до мелочей. Строго соблюдать правила игры, технику безопасности ,как для играющих, так и для наблюдающих за игрой. И, еще, стоит  проводить игру с дидактической направленностью. В этом случае дети учатся объединять движения и полученные на занятиях и в повседневной жизни знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.
















Технологическая карта урока гимнастики в 5 классе с применением игровых технологий


Учебный предмет


Физическая культура


Класс


5


Тип урока


Комплексный


Технология построения урока


Фронтальная и поточная. Индивидуальная


Тема урока


Гимнастика. Кувырок вперед, назад


Цель урока


Мотивация учебной деятельности


Основные термины, понятия


Группировка, перекат, кувырок вперед, назад






Планируемые результаты урока

Предметные:






Метапредметные:





Личностные:
(объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: в доступной форме объяснять технику выполнения кувырков, анализировать и находить ошибки;координировать и контролировать действия.
получат возможность научиться: оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении упражнений.

(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – овладеют способностью оценивать свои результаты, указывать на свои ошибки и ошибки одноклассников, формирование представления о технике выполнения кувырка вперед, назад;
коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих,
регулятивные – умение технически правильно выполнять двигательные действия (кувырок вперед, назад).


Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, формирование навыка работать в группе, развивать внимание, ловкость, координацию;умения соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время выполнения кувырка вперед, назад


Организация пространства

Формы работы
Ресурсы


Фронтальная, поточная, индивидуальная.

Книгопечатная продукция:Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Лях 5-9 классы. - М.:Просвещение,2012г.-104с.
Технические средства обучения: маты




Этапы урока

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Универсальные учебные действия

I. Организационный момент


Проверяетготовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета.
Построение; приветствие. Настроить детей на работу.

Слушают и обсуждают тему урока.




Личностные:формирование потребности в занятиях физической культурой, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

II. Актуализация знаний
Вопрос. Ребята, какие элементы акробатических упражнений Вы знаете?
-Молодцы ребята.
- Сегодня мы будем с вами изучать кувырки вперед, назад.
Беседа по теме: «Что такое координация». Объясняет, что такоекоординация и какое значение она имеет для физической подготовки человека. Предлагает творчески подходить к выполнению акробатических упражнений.
* класс «Равняйся!», «Смирно!», «По порядку номеров расчитайсь!»
* выполнение строевых упражнений /повороты налево, направо, кругом на месте/
Повторение правила Т/Б на уроках гимнастики
* направо, ходьба по залу с дистанцией 2 шага на носках
(руки на пояс, спина прямая).
* на пятках (руки за головой, спина прямая)
* бег в равномерном темпе
Выполнение команд.
Построение и перестроение. Даёт команды: «На первый – второй рассчитайсь!», «Первые – один шаг, вторые – четыре шага вперед шагом марш!», «На руки в стороны разомкнись!».
* Комплекс ОРУ со скакалкой
Слушают наводящие вопросы учителя, выполняют задания учителя.

Настрой на урок.
Самооценка готовности к уроку.




Выполняют упражнения.
Во время движения по кругу выполняют дыхательные упражнения.



Познавательные:
общеучебные– извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;
логические – осуществляют поиск необходимой информации.
Личностные: воспитание дисциплинированности..
Регулятивные: развитие внимания, умеют оценивать правильность выполнения действия; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

III. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решение задач
Объяснение учителем техники правильного выполнения упражнения и показ более подготовленным учеником кувырка вперед, назад.


Образно воспринимать двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения.
Познавательные:
общеучебные– извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;
логические – осуществляют поиск необходимой информации.

IV. Изучение нового материала.
Формулирует задание, осуществляет контроль.
Даёт команду построиться возле матов.
Проводит подготовительные упражнения:
* группировка из положения упор присев,
* перекаты в группировке,
* перекат в группировке с опорой рук. (Повторить 4–6 раз.)
Обратить внимание на положение головы.
Выполнение элемента со страховкой.
Объясняет технику выполнения. Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль.
*Кувырок вперед, назад
Выполнение элемента со страховкой.
Выбирать более эффективные способы решения задач. Прогнозировать свою деятельность.

Слушают, выполняют упражнение
Договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ учителем кувырка вперед, назад
.

V. Самостоятельное творческое использование
сформированных УУД.
Помогает учащимся корректировать и исправлять ошибки. Контролирует технику безопасности, страховку, самостраховку.
Изи.п. – упор присев
1 – группировка
2 –перекат в групировке.
И.п – группировка сидя – перекатом назад – вперёд в упор присев.
И.п. – упор присев
1 – перекатом вперед, назад.
2 – и.п.
Ориентировать учащихся на согласованность действий
при выполнении кувырков.
Выполняют учебные действия, используя речь для регуляции своей деятельности.
Слушают, выполняют упражнение

Познавательные: восстановить навык в выполнении плотной группировки. Закрепление техники выполнения кувырков вперед, назад.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера при страховке


VI. Первичное осмысление и закрепление
Проводит круговую тренировку. Поясняет задание, контролирует его выполнение.
Объясняет правила выполнения диафрагмального дыхания. Проводит дыхательные упражнения
Выполняют упражнения.

Выполняют дыхательные упражнения
Регулятивные:; принимают инструкцию педагога и четко ей следуют; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера

VII. Рефлексия.
Итоги урока.
Игра на координацию «Заморозки»

Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока.
- молодцы! Вы сегодня показали, что действительно очень подготовленный класс. На уроке была хорошая дисциплина.
Обобщитьполученные на уроке сведения. Проводит беседу по вопросам:
- Чему новому Вы сегодня научились?
– Какие упражнения для развития гибкости вы знаете?
– Как правильно выполнить диафрагмальное дыхание?
/отвечают по поднятой руке/
Похвалить всех детей, выделить особо отличившихся. Домашнее задание
Выполняют игру.
Оценить процесс и результаты своей деятельности

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Осуществлять контроль и самоконтроль, ставят оценку.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению.Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: анализ собственной деятельности на уроке








Выводы
Важное место в занятиях физической подготовки занимает игровой метод, который позволяет отвлечь занимающихся от порой непрерывной монотонной работы на уроке, повысить эмоциональность занятий, внести в них разнообразие. Задача состоит в том, чтобы из множества подвижных игр, соответствующим образом подобрать именно те игры, которые помогли в кратчайший срок повысить технику.
Ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами.
На этапе совершенствования двигательных действий их неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Использование учащимися подвижных игр различной направленности на уроках физической культуры в школе значительно повысят уровень и темп развития учащихся.
Важным достоинством игрового метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры,  посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время. Результатом применения игровых технологий на моих уроках стало изменение отношения к предмету.
Список литературы:
1. «Мой друг – физкультура», В.И. Лях, М., «Просвещение», 2005 г.
2.«Подвижные игры», Л.В. Былеева, И.М. Коротков, М, «Физкультура и спорт», 1982 год.
3.«Спортивный инвентарь», наглядно-дидактическое пособие, М., «Мозаикасинтез», 2008.
4. «Физкультурно– оздоровительная работа в школе», Шлемин А.М., «Просвещение» 1988










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15