Интегрированный урок русского языка, природоведения и истории


Интегрированный урок русского языка, природоведения и истории (2 класс)
Тема: Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, обозначение их на письме.
Цель: развивать умения определять в словах орфограммы и правильно записывать эти слова; совершенствовать навык звуко-буквенного анализа слов; учить детей анализировать и обобщать; познакомить с интересными сведениями об овощах; развивать связную речь учеников; воспитывать старательность и аккуратность.
Оборудование: картинки с изображением лыж, перчаток; задание на карточках для парной и индивидуальной работы; иллюстрации с изображением героев из мультфильма «Мешок яблок»: Зайца, Вороны, Ёжика, Бельчат, Зайчат, дяди Миши; видеосюжет из мультфильма «Мешок яблок»;фонограмма песни «Чунга-Чанга»;предметные картинки: яблоко, лук,
ХОД УРОКА
Организация класса
Учитель
Звонок уже сигнал нам дал:
Работать всем пора.
Дружок, ты время не теряй,
Работать быстро начинай!
Актуализация знаний
Минутка каллиграфии
- Отгадайте загадки.
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги –
И по большим снегам беги! (лыжи)
-На какое правило это слово? (сочетание жи-ши)
-Запишите это сочетание в тетради.
Пять мальчиков, пять чуланчиков,
Разошлись мальчики
В темные чуланчики.
Каждый мальчик – в свой чуланчик. (перчатка)
- На какое правило отгадка? (сочетание ча-ща)
- Запишите эти сочетания в тетради. Какое ещё сочетание мы знаем? (чу-щу)
- Запишите его.
III. Самоопределение деятельности
Сформулируйте тему урока.
- Правильно, сегодня мы будем продолжать работать над написанием сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, ЧК
На урок к нам сегодня будут приходить герои мультфильма «Мешок яблок».
Словарный диктант (у доски)
- И первый герой – Заяц – принес в своем мешке для вас задание.
Перед вами – звуковая запись. Напишите эти слова буквами.
[ч’ащ’а] [ч’ас] [ч’улок] [зай’чата] [ч’ужой] [жыл] [душыстый]
-Ну, а теперь послушайте песенку, которую поет Заяц, и назовите слова на интересующие нас правила.
3. Просмотр видеосюжета из мульфильма «Мешок яблок».
Все гостинцы хороши,
Будут рады малыши:
Ушастик, Пушистик,
Звонок, Прыгунок,
Все по лавкам скок-поскок.
- За выполнение задания Заяц угощает нас яблоком. В нем много витаминов. Особенно железа, необходимого человеку.
И Заяц надеется, что вы будете кушать яблоки и пополнять свой организм витаминами.
4 Работа в парах.
- Посоветуйтесь друг с другом: почему сочетания жи-ши нужно писать с буквой и? (Так как звуки [жи] и [ши]и так твердые, поэтому буква ы будет выполнять ненужную работу.)
- Почему сочетание ча-ща нужно писать с буквой а? (так как звуки[ч’] [щ’] и так мягкие, поэтому буква я будет выполнять ненужную работу.)
- Почему сочетания чу-щу нужно писать с у? (Дети обсуждают в паре и объявляют свои версии.)5. Игра с мячом.
- Придумайте слова на эти орфограммы.
Учитель. Ча (бросает мяч, ученик его и называет слово с этим сочетанием) – дача…; чу – чудо…
- Итак, Заяц очень благодарен вам, что вы объяснили правила и выполнили его задания, и кладет нам в лукошко картофель.
Картофель к нам пришел из Южной Америки. Произошло это лет 500 назад. Шел отряд испанских завоевателей по густым тропическим лесам и набрел на индийскую деревушку.
Стали незваные гости искать, чем бы поживиться, чтобы такое поесть. Вдруг в одной хижине увидели они какие-то клубни. Они оказались очень вкусными. Новая еда им так понравилась, что они даже с собой в Испанию мешок прихватили. Попробовали родственники моряков гостинцы – и начали плеваться: «Какая гадость!» А почему? Сырыми их есть вздумали! Зато когда сварили – «Вкусно!»
Из Испании клубни картофеля попали в Италию, потом – во Францию, позже распространились по всему свету. Попали и к нам в страну. Наши прапрадедушки прозвали их картофелем. Не зря говорят: «Картошка – второй хлеб!»
IV Закрепление материала
Работа со скороговорками.
Работа на карточках. Письмо по памяти.
- К нам на урок прилетела героиня мультфильма – Ворона – и принесла для некоторых ребят задание на карточках (учитель раздает 5-6 ученикам задания на карточках),а остальным принесла на хвосте новости из леса, которые записаны у вас на листах, разложенных на партах.
- Волки рыщут, пищу ищут.
- С мышами во ржи
Подружились ежи.
-Прочитайте. Запомните. Запишите в тетради так, как запомнили.
Проверка выполнения задания.
- Поменяйтесь тетрадями с вашим соседом по парте и проверьте друг у друга запись скороговорок.
- На какое правило эти скороговорки?
- Как же писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?
- Нам в корзинку Ворона кладет лук.
Лук родился в Азии. Он жил и в Европе, и в Африке. Даже с древнеегипетскими царями-фараонами знакомство водил. Сами фараоны брезговали есть его из-за резкого запаха. Зато своих рабов, воинов силком заставляли есть лук. Считалось, что от этого чудо-растения люди становятся сильными, смелыми, удалыми.
В России и Украине его тоже почитали. В старину он считался лучшим лекарством от разных болезней. Да и сейчас многие не прочь полечиться луком, особенно при простудах.
Работа с карточками.
(У каждого из учеников на партах – карточки с изучаемыми орфограммами.)
- Следующая наша гостья – Коза. Она хочет с вами немного поиграть. Принесла Коза слова, я их буду называть, а вы – поднимать карточки с соответствующими орфограммами.
Ерши, ландыши, задача, чувство, пружина, щука, чулан, камыши, хижина, чугун, ошибки.- Коза принесла нам капусту.
Капуста – тоже лекарь хоть куда! Известно, что в старину капустой лечили кашель, насморк, головную боль.
А приехала капуста издалека, с берегов теплого Средиземного моря. «Капут» - называли ее древние римляне, что в переводе обозначает «голова»(и правда, на голову похожа!)
V. Физкультминутка (под песню «Чунга-Чанга»)
VI. Обобщение и систематизация знаний
Работа в группах. Игра «Аквариум».
(Одна группа работает у доски и обсуждают задание вслух, остальные группы работают на местах.)
- Это задание на своих иголках принес Ёжик. Кто помнит, как его называл Заяц в мультфильме? (Колючая голова)
- Как правильно написать его имя?
- Соедините стрелочками слова с одинаковой орфограммой.
ч_ща ч_домаш_на волч_танож_ ж_ланиеч_й ч_шкач_лок ш_наж_ст ж_знь- На какое еще правило встретились слова? (Же – ше пиши с буквой «е»)
-Почему?(Дети обсуждают в группе и объясняют).
- Ёжик угощает нас помидором.
Его еще величают «томат, что значит «большая ягода». Так прозвали его индейцы. Значит, родом он из Южной Америки из-за моря-океана сюда приехал. Вторым, более знакомым названием «помидор», его нарекли итальянцы. Увидев его, закричали: «Помидоре! Помидоре! Золотое яблоко!» В Италии, выходит, у помидора дом родной. Во Франции его назвали больным персиком, и считали почему-то ядовитым. Но дурная слава нем пришла и в Россию, куда завез его один богач. Он стал хвастаться всем: «Полюбуйтесь, мол, люди добрые, иноземной диковинкой. Глядеть – глядите, а в рот – ни-ни, отравитесь!»
После этого еще долго помидоры росли в садах России только для красоты, как цветы. Но нашелся один человек, который попробовал их плоды и остался жив-здоров. И стал всем советовать их попробовать, - ведь помидоры вкусные и полезные.
Игра «Нарядите елочку».
- Нам Бельчата напоминают, что скоро Новый год. Предлагают немного порезвиться: как можно быстрее забраться на верхушку ёлочки и потренироваться наряжать ее. (Перед учащимися елка со словами ч_сы, щ_ка, ч_чело, ч_ща, ш_повник, свеч_, ж_ираф)
- Молодцы! Быстро забрались на елочную верхушку, и вам в лукошко Бельчата кладут кукурузу.
По-румынски «кукуруз» - еловая шишка. Уж очень похож початок на шишку. Но во многих странах ее называют «маис». Такое имя дали этому растению индейцы острова Гаити.
Однажды Христофор Колумб и его матросы увидели на полях Америки высоченные зеленые стебли с золотистыми початками. Индейцы назвали растение «маис».несколько мешков с кукурузным зерном привезли моряки в Испанию, но не знали, что с ним делать. А потом зерна посеяли и очень удивились, когда из каждого зернышка выросли высоченные стебли. Это было более 500 лет назад.
Из зерен кукурузы выжимают масло, а из «бесполезных» кочерыжек производят и мыло, и пластмассу, и даже чудодейственное лекарство – пенициллин.
Работа над предложениями. Игра «Исправьте ошибки».
- Зайчата обращаются к вам за помощью. Проверьте, правильно ли написаны предложения. (Предложения написаны на доске).
Малышы ходили в рощю. Там озеро. У берега качялись камышы. Над водой летали чяйки и стрижы. Ребята рвали щявель.
- Зачата угощают нас морковкой. Морковка богата витаминами. Она способна восстановить зрение. Поэтому кушайте побольше моркови!
4.Списывание. Работа по карточкам.
- Ну, а дядя Миша хочет дать вам полезные советы. Прочитайте.
- Ешь молча.
- Чаще проветривай класс.
- Дыши глубоко и ровно.
- Всегда помогай товарищам.
- Будь чутким и внимательным к людям.
- Активно участвуй в жизни класса.
1-й ряд – записывает советы с сочетаниями жи-ши, 2-й ряд – с сочетаниями ча-ща,3-й ряд – чу-щу.
- Нам в корзинку дядя Миша кладет свеклу.
Свекла снижает кровяное давление, очень полезна для обновления крови.
VII. Итог урока
-Какие правила повторяли?
- Как пишутся сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу,же-ше?
- Приведите примеры.
- Назовите гостей, которые приходили к нам сегодня на урок.
Вспомните, какие орфограммы встречаются в их именах.
VIII. Домашнее задание.