Статья Использование различных педагогических технологий на уроках в начальной школе


Использование различных педагогических технологий
в начальной школе.
Использование дидактических игр на уроках русского языка
Русский язык является одним из сложных предметов в школе. Поэтому необходимо еще в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более интересным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках.
Дети любят и хотят играть всегда. Игра - это органическая форма деятельности младшего школьника. Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого не возможно никакое творческое проявление личности. Поэтому без игровых элементов на уроках в начальной школе не обойтись.
Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по русскому языку. Они значительно активизируют мышление, внимание, память, повышают интерес к изучаемому материалу, обеспечив при этом легкость его усвоения. Благодаря игровым технологиям увеличивается прочность полученных знаний, и качество самого обучения возрастает.
На каждом уроке дети с нетерпением ждут заветных слов учителя: ”А теперь давайте поиграем”. Но дидактическая игра - дело серьезное. И тему по программе надо изучить, и словарный запас обогатить, и наблюдение провести, и проследить, чтобы всем было интересно. Поэтому содержание дидактической игры - это всегда осуществление ряда учебных задач: повышение грамотности учащихся, активизирование их внимания, совершенствование памяти, расширение кругозора. Дидактические игры помогают разнообразить урок. Особенно целесообразны дидактические игры на этапах повторения и закрепления. На уроке можно использовать индивидуальные, групповые или коллективные дидактические игры. Наибольший интерес у ребят вызывают коллективные или групповые (командные) дидактические игры – игры-соревнования. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока.
В представленном для примера уроке по русскому языку «Состав слова» использованы игровые технологии, которые помогают учащимся в более доступной форме закрепить полученные знания. Разнообразие примененных игровых методов и приемов на уроке содействует поддержанию активного познавательного процесса на протяжении всего урока. Использование различных дидактических игр на данном уроке способствует расширению кругозора учащихся, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности. Поисковые развивающие игры способствуют развитию у учащихся памяти, внимания, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Одновременно через игру решаются и воспитательные задачи, умение работать сообща, поддерживая друг друга.
Конспект урока русского языка «Состав слова» 3 класс
УМК «Школа России»
Тема: «Состав слова»
Тип урока: организационно – деятельная игра «Кто быстрее»
Цель: 
закрепление знаний о составе слова, повысить уровень владения основными понятиями,формировать умение выделять приставку, корень, суффикс, окончание, развить умениеобразовывать новые слова с помощью приставок  и суффиксов.
Задачи:
образовательные: закрепление знаний о составе слова, развить умение образовывать  новые слова с помощью приставок  и суффиксов, закрепить понятиясловообразования и формообразования.развивающие: развитие логики, мышления, закрепления навыкарассуждения, объяснения, пояснения и доказательства.
воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, способствовать воспитаниюсаморазвивающейся  личности, развивать умение детей работать в  коллективе.Ход урока
Организационный момент.( создание команд)
Урок проведём в форме игры «Кто быстрее».
Повторение изученного материала.
1.Игра «Найдите лишнее слово».217741532385прилагательное
00прилагательное
-6096032385существительное
00существительное

3701415183515корень
00корень
901065183515глагол
00глагол

- Объясни почему?- Определи  тему урока.
Сообщение темы урока. «Состав слова»
Запишите число. Классная работа.
Выпишите слова, которые относятся к теме «Состав слова»
22479067310ГЛАГОЛ КОРЕНЬ СЛОВО РЕЧЬ СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ
ТЕКСТ ПРИСТАВКА ПРЕДЛОГ ОСНОВА
0ГЛАГОЛ КОРЕНЬ СЛОВО РЕЧЬ СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ
ТЕКСТ ПРИСТАВКА ПРЕДЛОГ ОСНОВА


Самопроверка
329565-626110 КОРЕНЬ СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ
ТЕКСТ ПРИСТАВКА ПРЕДЛОГ ОСНОВА
0 КОРЕНЬ СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ
ТЕКСТ ПРИСТАВКА ПРЕДЛОГ ОСНОВА

2.Игра: «Кто прав?»-Эти 3 пары слов утверждают, что они родственные слова, а вы что скажите?
3844925102870РИС
РИСУНОК
0РИС
РИСУНОК

-52705013335СТОЛИК
СТОЛБЫ
0СТОЛИК
СТОЛБЫ
178689013335РЫБАК
РЫБЁШКА
00РЫБАК
РЫБЁШКА



 
3.Гимнастика для глаз.
4.Нахождение однокоренных слов в предложении.
Спишите предложения и выделите корень в однокоренных словах.
Повар и поварёнок сварили  вкусный борщ.
Садовник посадил волшебный сад.
Рассказчик рассказал интересный рассказ.
5.Игра: «Кто больше и быстрее?»
( Каждая команда получает карточку с одним корнем. Работают все дети по цепочке)-Придумайте однокоренные слова. Выделите корень.
бег              ход             лет
6.Физкультминутка. «Найди пары однокоренных слов»
Есть однокоренные слова – выполняем поворот туловища влево.
Нет однокоренных слов – выполняем поворот туловища вправо.
Водичка, водитель.Лес, перелесок.Кресло, стул.Лист, листочекЛисёнок, лесник
7.Игра: «Сложи словечко»
( Каждой команде по 3 слова)
Сложи 2 слова, чтобы получилось одно слово. Выделите корни в словах.
Рыбу ловит - __________Сам летает - __________Листья падают -________Везде ходит - _________Пыль сосёт -___________
8.Игра: «Распредели». Словообразование и формообразование слов.
-Посмотрите на слова и скажите, на какие 2 группы можно разделить эти слова?
I команда.Лиса, лисонька, лисы, лису, лисёнок, лисята.
II командаТигр, тигрёнок, тигрица, тигром, тигры, тигрята.
III командаВолк, волки, волчица, волчата,волку, волчонок.
 
- О какой части слова идёт речь?
Меня в окошко обозначатДля связи слова я служуИ изменяясь в предложении.Его я смысл вам  подскажу. (окончание)
- Закончи предложение.
Приставка –это часть_______Суффикс – это часть________
9.Физкультминутка. «Найди приставку».
Есть приставка по – хлопаем в ладоши.Нет приставки – не хлопаем.
 Подарок, поход, подкова, полка, повар, поляна.
Отдал, ответ, отучился, отколоть, откусил, отец.
10.Игра: «Кто правильнее».
(Для каждой команды наборы слов и схем)
- Соедини слова со схемами.
11.Игра: Кто быстрее и правильнее» Разбор слов по составу.
(Карточки со словами для каждой команды»- Разберите слова по составу.
12.Дидактическая игра- тренажёр «Орфограммы в корне слова».
VI. Итог.
(Каждая команда задаёт по вопросу и проверяет ответ)
-Какая часть слова служит для связи слов в предложении?- Какая самая главная часть слова?
Вывод: Помни, при разборе слова. Окончание  и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка впереди.Все старательно работали. Спасибо за урок.
Использование в учебном процессе технологий проблемного обучения
Применение технологий проблемного обучения на практике позволяет формировать у детей такие способности как: самостоятельное мышление, разрешение нестандартных проблем путем применения знаний, полученных в учебном процессе.
Суть проблемного обучения в том, чтобы создавать проблемные ситуации и организовать деятельность учащихся по решению учебной проблемы, обеспечивая оптимальное сочетание самостоятельности учащихся в поисковой деятельности с усвоением  необходимых знаний.
В представленном для примера уроке по русскому языку «Правописание слов с разделительным твердым знаком» мною использована технология проблемного обучения, где созданы условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовых знаний, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают удивление, затруднения и начинают поиск решения, открывая для себя новые знания самостоятельно.
На данном уроке использованы различные приемы создания проблемных ситуаций такие как: изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос, подведение школьников к противоречию с предложением им самим найти способ его разрешения, побуждение ребят сравнивать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы из разрешенной ситуации. Такое обучение способствует лучшему и более прочному усвоению данной орфограммы, так как ученики добывают знания в ходе активного поиска.
Конспект урока по русскому языку
«Правописание слов с разделительным твердым знаком»
УМК «Школа России»
Тема: «Правописание слов с разделительным Ъ знаком»
Цель:
познакомить детей с орфограммой «разделительный Ъ  знак», научить детей осуществлятьвыбор разделительного знака Ь или Ъ.
Задачи:
образовательные:  развить умение писать слова с разделительным  Ъ знаком, научить детей; осуществлять выбор разделительного знака Ь или Ъ, научить образовывать; однокоренные слова с ъ знаком, развивать; орфографическую зоркость; обеспечивать более прочное усвоение знаний;
развивающие: развитие логики, мышления, закрепления навыка, рассуждения, объяснения, пояснения и доказательства.воспитательные: формирование интереса к русскому языку, способствовать воспитанию саморазвивающейся  личности, развивать умение детей работатьв  коллективе.Ход урока.
I. Организационный момент.1. Приветствие.2. Запись даты урока в тетрадь.
II.Повторение изученного материала.Создание проблемной ситуации. Предъявление ученикам противоречивых мнений.
1.Каждая из двух девочек утверждает, что в её имени пишется разделительный ь знак. Так ли это? Что поможет это доказать?Ольга, Дарья.
Сравнивается транскрипция написания этих слов.[Ол’га ] -ь обозначает мяг. согл. зв.[Дар’й’а ]– разделительный ъ знак.
2. Расскажите правило написания разделительного ь знака в словах.
III. Определи  тему урока. («Разделительный Ъ знак»)
1.Найдите лишнее слово. Объясни почему?      
Подъём, разъяснение, объедки,  друзья, подъезд.
По оставшимся словам  определите, что сегодня мы будем изучать на уроке?
2.Гимнастика для глаз.
IV. Объяснение написания разделительного Ъ знака.
1. Перед вами слова и их  транскрипции.
В _юнок в_ехал[в’й’унок]        [в’й’эхал]
- Что вы заметили в транскрипции?   (Есть звук [й’] и стоит он  после согласного звонкого.)- Что из этого следует?(Нужно писать  разделительный знак.)
I секрет написания ь и ъ знака.В русском языке два разделительных знака – Ь и Ъ
- Какой из них, куда будем писать? Хочу вам помочь.- Рассмотрите внимательно два столбика слов и запишите их в тетрадь.-Что заметили?-Какой возникает вопрос?
 семья          отъезд прутья         подъехал воробьи    объелся обезьяна       съедобные(Варианты ответов.)Если нет правильного ответа, необходимо предложить разобрать слова по составу.- Какой вывод сделаем?Вставим ь и ъ в слова в_юнок, в_ехал.
II секрет написания Ъ
Сравните слова.поехал       съехалзаехал        въехалпереехал подъехал
-Что заметили?Значит, есть 2 секрет   написания разделительного Ъ.Сформулируй II секрет написания разделительного ъ знака.Откройте учебник и сравните наши выводы с правилом написания разделительногоЪ знака.
V.Закрепление написания разделительного Ъ
1.Образуйте новые слова с корнем езд, используя только приставки и запишитеих в тетрадь.
По-,  под-, в-, от-, про-, об-,раз-пере-.
2.Приготовьте сигнальные карточки.Мальчики показывают разделительный Ъ, если в слове пишется Ъ.Девочки показывают разделительный.  Ь, если в слове пишется Ь.
судья, соловьи, объявление, поёт, вьюга, объём, стулья, ружьё, отъехал, заехал, съёжился, безделье, разъехались.3. Запишите словосочетания в 2 колонки
с разд. Ь               с разд. Ъ
в_ёт гнездо,об_яснить задачу, собирать  лист_я,  сер_ёзная опасность, л_ётся дождь,  раз_единить провода, большой об_ём, раз_ярённый зверь, под_ёмный кран, отличное здоров_е.
4. Вставьте пропущенные буквы.
С_ёмка, варен_е, дерев_я, олад_и, коп-ё, об_едем, лист_я, ноч_ю, руч_и,  вз_ерошенные, с_ехал.
5. Собери пословицы.  Вставь пропущенные буквы.Учен_е свет,
Чтобы рыбку с_есть,Не разгрызёшь ореха –надо в воду лезть.ядра не с_ешь,а не ученье тьма.
6.Исправь ошибки. В подезде я увидел взерошенного котёнка.  Он сёжился от страха под лестницей, а над ним стоял разярённный пёс. Котёнка я забрал домой.
- Назовите слова, в которых допущена ошибка.
VI. Итог.
Что мы изучали сегодня?- Когда пишется разделительный Ь знак?- Когда пишется разделительный Ъ знак?Игра в мяч.С_ёмка, варен_е, дерев_я, олад_и, коп-ё, об_едем, семья, обезьяна, отъезд,  прутья, съел, подъехал, воробьи, объелс, подъезд, обезьяна, съедобные.Использование на уроке технологий личностно-ориентированного обучения
Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной степени отличаются друг от друга.
Возникает необходимость создания оптимальных условий для развития личности. Путь создания этих условий – личностно-ориентированное обучение, которое устраняет перегрузки учащихся, развивает у детей активность и самостоятельность в приобретении знаний и их закрепления, повышает качество образования, создает комфортные условия для обучения и развития личности ребенка.
Применение личностно-ориентированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенных программных знаний, умений и навыков. Основная задача применения на уроке личностно-ориентированных технологий – раскрыть индивидуальные способности учащихся и помочь этим способностям развиться.
Дифференциация обучения должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать активизации класса.
Для организации личностно-ориентированного обучения в своем классе мною используется в основном групповая форма. Группы формируются по индивидуальным особенностям детей, их способностям и интересам, которые можно выявить по результатам диагностики. При групповом способе дифференциации детям предлагаются задания разной сложности: для слабых учащихся – легкие задания, для наиболее подготовленных учеников– задания более сложные.
На уроке русского языка по теме: «Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука» использовалась технология личностно – ориентированного обучения, где ребятам предлагались задания различной степени сложности.
Конспект урока по русскому языку «Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука»
УМК «Школа России»
Тема: «Мягки знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука»
Цель:
Закрепить представление учащихся о способе обозначения мягкости согласных звуков гласными буквами (я, е, ж, ю, и).
Развить умение распознавать по звучанию твердые и мягкие согласные звуки.
Развить умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком.
Задачи:
образовательные: закрепить представление учащихся о способе обозначения мягкости согласных звуков гласными буквами; развить умение распознавать по звучанию твердые и мягкие согласные звуки; развить умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком.
воспитательные: воспитать осознанное отношение к учебе; включить учащихся в коллективную деятельность; продолжить формирование умения работать совместно с другими учащимися (нравственное воспитание);поддержать в классе доброжелательную обстановку.
развивающие: постоянно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, учить детей мыслить: анализировать, объяснять, сравнивать, выделять главное, обобщать,рассуждать, делать вывод, развивать ассоциативную память; обогащение словарного запаса учащихся, развитие монологической речи
Тип урока: комбинированный (повторение и изучение нового материала, подготовка детей к изучению следующей темы «Разделительный мягкий знак»).
Ход урока.
I.Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Запись в тетради. (Число, классная работа.)
II. Повторение.
2691765116840Мепя ту сё
Кюри
00Мепя ту сё
Кюри
(На доске прикреплены карточки.)
-16573527305Я И Е Ю Ы Ё
00Я И Е Ю Ы Ё

1. Назовите лишнюю букву. Объясните почему?
2. Назовите, как называются оставшиеся буквы?
3. Найдите лишний слог. Объясните почему?
III. Чистописание.
Запишите гласные, которые обозначают мягкость согласного звука.
(Яяя Еее Ёѐѐ Ююю Иии)
IV. Словарная работа.
(На доске прикреплена карточка со словами.)
-99060635000к_рабльк_ртинак_рзинак_рмитькр_вать1.Найдите лишнее слово. Объясните почему?
Вы, наверное, обратили внимание, в этих словах пропущены гласные. Это опасные места, где можно допустить ошибку. Оставшиеся слова можно проверить? Какие это слова?(Словарные)
Опасные места в этих словах необходимо запомнить. Чтобы легче запомнить их написание, можно к ним подобрать другое слово, чем-то связанное со словарным словом: - по цвету, вкусу, назначению или по какому- либо другому признаку.
к
корзина
р о
б
ркартинка
м
к
а л
корабль
д
к
а к
кровать
й
к
а
3. Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните гласные , которые необходимо запомнить.
Корабль, картина, корзина, кровать.
V. Объяснение нового материала.
Сообщение темы урока.
1. Загадка.
По доске он бегает,
Нужное дело делает,
Порешал, пописал,
Раскрошился и пропал. (Мел)
Превратим слово мел в мелкое место. (Мель) Ребус.
2. Звуко-буквенный разбор слов.
Мел - 3б.,3зв.[м’эл] Мель – 4б., 3 зв. [м’эл’]
Слова различаются одним последним звуком. Почему?
3. Ь – меняет смысл.
Побудьте фокусниками, но вместо волшебной палочки у вас будет ь, благодаря которому, мы будем менять смысл слова.
Назовите.
- партия в шахматы. Б. = Зв. Б. > Зв.
- домашнее животное. кон конь
- длинная палка. шест шесть
- цифра. угол уголь
- рисунок угла.
- топливо.
Кто-нибудь может придумать ещё такие пары слов, чтобы из-за Ь
менялся смысл слов? (брат – брать, кров – кровь, ест –есть)
4. Вывод. (Прикрепить на доску).
Ь (мягкий знак)
- не обозначает звука.
- обозначает мягкость согласного звука.
- может менять смысл слова.
5. Правило в стихотворении.
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится, но в слово
Часто просится.
6. Физкультминутка
VI. Закрепление нового материала.
1.Написание слов с мягким знаком на конце слов.
Отгадываем загадки и записываем ответы.
Он в сапожках красных бродит,
Из воды сухим выходит,
Шею важно выгибает,
Криком га-га-га встречает.
Гусь Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Огонь
С неба капает слезами,
По земле бежит ручьями
Дождь Одну меня не съешь,
А без меня – не вкусна еда.
Соль
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Медведь Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
Снегирь
Написание слов с использованием ребусов.
шмель апрель голубь картофель лебедь трель
-Какое слово лишнее среди одушевлённых существительных. Почему?
2.Самостоятельнаяработана листочках. Разно уровневые задания.
Восстановите пословицы. (Для сильных детей. Дети должны самостоятельно подобрать слова.)а)________ - год начинает, зиму – кончает. (Декабрь)
________ - году начало, зиме – середина. (Январь)
б) Вставьте нужные по смыслу слова. ( Для детей средней группы.)
Плот сел на __________.|Мел, мель, ел, ель.
Ваня взял ____________. |
В лесу растёт _________. |
Юра _________ сливу. |
в) Запишите данные слова в ед. ч.
Тетради, лошади, камни, медведи, портфели, тюлени, окуни.
3.Игра
Хлопаем в ладоши, если на конце слова есть ь .Гость, пирог, гусь, арбуз, дверь, тополь, рысь, друг, волк, мебель, замок, пень, ладонь, рыбак, огонь.4.Физкультминутка.
Приседаем, если на конце слова есть ь .Пенал, скатерть, день, тень, кит, тигр, соль, лебедь, снег, зверь, земля.5.Запишите данные слова в ед. ч.
Тетради, лошади, камни, медведи, портфели.
6. Запишите в тетрадь осенние и зимние месяцы.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Декабрь, январь, февраль.
7.Соберите из слов предложение. Выделите главные члены предложения.
В, зимой, спит, берлоге, медведь.
Зимой медведьспит в берлоге.
VII. Итог.
-Тайны, какой буквы мы сегодня раскрыли?
-Вспомним, что мы узнали про Ь?
(Повторяют правила на доске и стихотворение).
Игра в мяч. «В каком слове есть Ь?»
Применение на уроке здоровьесберегающих технологий
В настоящее время проблема здоровья детей приобретает серьезный характер. С каждым годом здоровье детей ухудшается. Для многих родителей встает вопрос выбора, что важнее физическое состояние ребенка или обучение.
По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья.
Двигательный режим имеет большое значение в жизни детей младшего школьного возраста. Длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков в сидячем положении, приводит к ухудшению его здоровья, и  ребенок начинает утомляться, отвлекаться, снижается его работоспособность. Для предупреждения утомляемости  учащихся необходимо сочетать умственные и физические нагрузки.
На уроке русского языка по теме: «Спряжение глаголов» использовались здоровьесберегающие технологии. В урок включены самомассаж и несколько  различных фузкультминуток: дыхательная (релаксация) и двигательные. При закреплении  учебного материала, использовалась рациональная смена различных видов деятельности учащимися: устная и письменная, индивидуальная и коллективная, применялись различные игровые приемы: соревнование, игра с использованием  мяча.
Конспект урока русского языка в 4 классе
УМК «Школа России»
Тема: Закрепление знаний по теме «Первое и второе спряжение глаголов».
Цель:
Обобщить и закрепить знания о глаголе, как части речи, неопределенной форме глагола, времена глаголов.
Совершенствовать умения учащихся определять тип спряжения глаголов, в правильном написании безударных личных окончаний глаголов.
Закрепление умений определять спряжение глагола по его неопределенной форме.
Задачи:
Образовательные задачи: Закреплять умение определять спряжение глагола по ударным личным окончаниям, по неопределенной форме глагола.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к родному языку с помощью пословиц, к учению, формировать стремление к получению знаний,  развивать умение способности работать в коллективе.
Развивающие задачи:
Познавательные УУД: применять правила, пользоваться алгоритмом, самостоятельно делать выводы
Знать: понятие «глаголы- исключения»
Уметь: спрягать глаголы; записывать текст, вставляя пропущенные буквы; объяснять орфограммы; выделять окончания глаголов
Регулятивные УУД: понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в карточках, выполнять действия в опоре на заданный ориентир
Коммуникативные УУД:
Определять способы взаимодействия; соблюдать правила речевого общения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.
Личностные УУД: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, самоопределение.
Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: осанки, выработки правильного дыхания.
Индивидуальный подход к учащимся. Рациональная смена(частота чередования) различных видов деятельности.
Методы: интеллектуальная игра, метод свободного выбора,проблемные ситуации, самостоятельная работа, творческаяработа, дифференцированные задания, коллективная работа.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбуки, мяч.
Пособия: печатная тетрадь, карточки с заданиями, сигнальные карточки .Ход урока
Организационный момент
Приветствие.
Вот и начался урок
Ты уже готов дружок?
Книга, ручка и тетрадь-
Все должно лежать
Мы друг другу улыбнемся
И работою займемся
Каждый хочет получать
За урок отметку «пять»
2. Оформление тетрадей.

Актуализация знаний
1.Граматическая сказка «Страна Глаголия»
- Ребята, на электронную почту нашего класса пришло письмо из одной из стран Русского языка, а вот что это за страна вы узнаете, отгадав загадку.
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает
ЧТО и ДЕЛАТЬ говорит,
строго сам за тем следит
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет
Детям строят много школ
Чтоб все знали про ….. (глагол).
-Что же это за страна?
-Подумаете, как могут называться жители страны Глаголия?
-Глагольчики просят вас о помощи? Поможете?
2.Создание проблемной ситуации
-Возьмите карточку желтого цвета.
Запишите эти слова. Найдите лишнее слово и подчеркните. Объясните почему?
Б..тинки, б..рег, б..седа, б..жатьСамопроверка по образцу
гл.
Ботинки, берег, беседа, бежать
-Одно задание выполнили, но есть еще второе задание.
3. Развивающее обучение.
-Возьмите карточку зеленого цвета.
Запишите словосочетание, где глагол употреблен в переносном значении.
Спят
звери
реки Льётся
песня
вода Горят
щёки
костры
Самопроверка по образцу.
Спят реки Льётся песня
Горят щёки
-С любым словосочетанием придумайте предложение. Выделите грамматическую основу
Релаксация.
Дыхательная гимнастика «Зима»
Повторение изученного материала.
Изменение глаголов по временам.
Чтение стихотворения хором
-Вспомним стихотворение про времена глагола .«Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл
«Ухожу!»- кричит сегодня
А вчера кричит – «Ушел!»
Завтра, скажет – «Я уйду!»
Позавидуйте ему»
Игра с использование мяча «Помоги глаголам попасть в свой домик»
4253865-9525269176538100118046538100-29908542545
3315335120015Б.в00Б.в1753235139065Н.в00Н.в238760139065П.в00П.в-299085139065Н.ф00Н.ф

Нести, увезли, поёте, закричишь, увидим, сберечь, ловила, теряют, уронить, отнесли, влетим, налью.-Жильцов первых этажей запишем в тетрадь и на доске, разберем их по составу.
уронить, отнесли, налью, влетим.
Работа по теме урока
1. Создание проблемной ситуации
-В стране Глаголия есть города « I спряжение» и «II спряжение».
-Посмотрите, ступеньки, ведущие, к городам разрушены. Как быть?
2.Игра «Восстанови ступеньки » (индивидуальные сигнальные карточки окончания глаголов)
-Я показываю карточки, а вы показываете окончания глаголов.
1 спр. 2 л. ед.ч. -ешь
2 спр. 3 л. ед.ч. -ит2 спр. 1 л. мн.ч. -им
1 спр. 2 л. мн.ч. -ете1 спр. 3 л. ед.ч. -ет2 спр. 3 л. мн.ч. -ятСамостоятельная работа.
-Жители городов «I спряжения» и «II спряжения» приготовили для вас задания на карточках голубого и оранжевого цвета.
1. Дифференцированные задания (по уровню сложности)
-Самостоятельно выберите для себя задание и выполните.
Эти глаголы, гуляя в лесу заблудились. Помогите ими попасть в свои города
«I спряжение» и « II спряжение».
Готовлю, разбрасывает, гуляют, мечтает, пожарил, спою, шутят, упустит.

Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные слова. Выделите окончание и определите спряжение.
Старая дружба в огне не _______________(3л.ед. ч.) и в воде не ___________
(3л. ед.ч.). Цыплят по осени ____________(3л. мн.ч)
Самопроверка по образцу.

«I спряжение» « II спряжение».
готовлю разбрасывает
пожарил гуляют
шутят мечтает
упустит спою
Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет.
Цыплят по осени считают.
Физкультминутка. «Танцуем сидя»
Продолжение работы по теме урока.
1. Коллективная работа (устно)
-Города «I спряжения» и «II спряжения» охраняет рыцарь Неопределенной формы.
-Как вы думайте, как помогает рыцарь городам?
-Он помогает определить спряжение, если у глагола безударное личное окончание.
-Вспомним алгоритм определения спряжения глаголов.

Алгоритм определения спряжения глаголов.
Чтобы определить, какую букву гласного нужно писать в личном окончании глагола, нужно:
поставить глагол в неопределенную форму;
выделить глагольный суффикс, который стоит перед суффиксом в неопределенной формы –ть;
по глагольному суффиксу определить спряжение глагола;
вспомнить личные окончания глаголов этого спряжения.
-Вспомним глаголы- исключения.
Запомни стихотворение.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на –итьИсключая брить, стелить
И еще: смотреть и обидеть
Слышать, видеть, ненавидеть
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть и терпеть.
Вы запомните друзья,
Их на «е» спрягать нельзя
2.Самостоятельная работа с использованием мобильного класса (ноутбуков).
-Пользуясь алгоритмом, помогите Буратино пройти все испытания и найти золотой ключик в интерактивном тренажере «Приключения Буратино»
3.Игра «Определи спряжение»
I спряжение – хлопаем в ладоши.II спряжение – не хлопаем в ладоши.
3.Самомассаж.
1. Лицо.Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.
2. Руки.Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и, более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.
4.Игра «Определи спряжение»
I спряжение – хлопаем в ладоши.II спряжение – не хлопаем в ладоши.
Рефлексия
Закончите предложения
сегодня на уроке я похвалил бы себя за….
после урока мне захотелось….
сегодня я сумел….
Подведение итогов урока.
-Что успели повторить за урок?
-Что называем спряжением глаголов?
-Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам?
-В каких случаях личные окончания глаголов являются орфограммами?
-Выполнение каких заданий вызвало у вас затруднения?
Самооценка
-Ребята, оцените свою работу на уроке.
-Если вы считаете, что вам все удалось – подарите стране Глаголия свое солнышко.
-Если вам не все удалось, где-то вы не уверены – солнышко и тучку.
Спасибо за работу на уроке. Я вижу, как сияют ваши лица, значит, вы тоже довольны уроком.
Итог урока
Наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним:
-Что называем спряжением глаголов?
-Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам?
-В каких случаях личные окончания глаголов являются орфограммами?
-Какие знания помогают определить тип спряжения глаголов?1.Игра «Определи спряжение»
I спряжение – хлопаем в ладоши.II спряжение – не хлопаем в ладоши.
Рефлексия
Закончите предложения
сегодня на уроке я похвалил бы себя за….
после урока мне захотелось….
сегодня я сумел….
Самооценка
Ребята, мы побывали в стране Глаголия. Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что вам все удалось –подарите солнышко.
Если вам не все удалось, где-то вы не уверены – солнышко и тучка.
Я вижу, как сияют ваши лица, значит, вы тоже довольны уроком.
Применение на уроке  игровых технологий и ИКТ
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, работа в парах, проблемное обучение и использование ИКТ.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Но при применении наглядности часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
Дидактические достоинства интерактивных уроков – быстрота подачи и смена демонстрационного материала, красочность  и подлинность увиденного, что создает эффект присутствия, у учащихся появляется ощущение, реальности событий, интерес и  желание  увидеть  и узнать у ребят возрастает.
Применение ИКТ  в процессе обучения и воспитания младших школьников повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся.
На уроках математики (тема: «Числа от 1 до 10») и русского языка (тема: «Род имен существительных») использовались сочетания различных игровых  методов и приемов, введение в сказку и применялись ИКТ (информационно и коммуникационные технологии).Конспект урока русского языка по теме «Род имен существительных»
УМК «Школа России»
Тема урока: «Род имен существительных»
Цели:
Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,
собственных и нарицательных существительных.
Дать общее представление о роде имен существительных.
Ознакомить с приемами определения рода имен существительных.
Развить умение различать род имен существительных.
Задачи:
образовательные: развитие умения различать род имён существительных, расширение
кругозора ребят.
воспитательные: включение учащихся в коллективную деятельность.
формирование умения работать совместно с другими учащимися.
нравственное воспитание личности через систему отношений, складывающихся на уроке; создание в классе доброжелательной обстановки.
развивающие: постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности. обучение детей мыслить, рассуждать, анализировать, сравнивать, объяснять, пояснять, доказывать, систематизировать, выделять главное, учить строить аналогии.
Оборудование: Картинки, таблицы, карточки, проекционный аппарат, экран.
Ход урока:
I. Организационный момент.II. Чистописание.
Слайд
291465125095О
00О
Найдите лишнее яблочко. Объясните почему.
360616535560Я
00Я
280606583185А
00А
195834054611К
00К
1005840-2540Ю
00Ю
262890-25400035109159779000188214085725002739390952500010058405461000
Прописываем найденную букву и сочетание с ней другой буквы.
Кк Кк ок ок ко ко око окоIII. Работа со словарными словами.
Слайд.
-800102285900к _ р а б л ь
к _ р т и н а
к _ р з и н а
к _ р м и т ь
к р _ в а т ь
- На какие вопросы отвечают слова?
-Найдите лишнее слово, опираясь на вопросы. Объясните почему.
-К какой части речи относятся оставшиеся слова?
Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. По
наблюдениям ученых, существительные появились в числе самых первых слов.
-Какие это слова? (словарные)
В каждом слове пропущена буква. Это опасное место в слове, где можно
допустить ошибку. Какие это буквы? (гласные) Проверить их нельзя.
Для словарных слов можно подобрать другое слово, чем-то связанное сословарным (по вкусу, цвету, значению или другому признаку), которое поможет
запомнить, как правильно пишется словарное слово.
к
корзина
р о
б
ркартинка
м
к
а л
корабль
д
к
а к
кровать
й
к
а
IV. Повторение.«Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
-На какие вопросы отвечают имена существительные?
-На какие 2 группы (опираясь на вопросы) можно разделить имена
существительные.
Показ по очереди 7-го, 8-го, 9-го, 10-гослайдов.
Отгадайте загадки и запишите ответы в нужную колонку.
Одуш.сущ. Неод.сущ.
Кто? Что?
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям – друг.
(дятел) Кафтан на мне зеленый,
А сердце, кумач.
На вкус – как сахар сладок,
А сам похож на мяч.
(арбуз)
По веткам скачет, да не птица.
Рыжая, да не лисица.
(белка)
Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимою.
(сосулька)
Показ слайда.
Прочитайте слова и запишите их в нужную колонку.
-60960-19050
банка
мышка

мышка банка
Переставьте слоги так, чтобы получились новые слова, и поместите их в соответствующие колонки.
кабан(банка) камыш(мышка)
Показ по очереди слайдов.
Решите ребусы и запишите ответы в нужную колонку.

Волк Заяц
«Собственные и нарицательные имена существительные».
-На какие еще две группы можно разделить имена существительные?
Собст. сущ. Нариц. сущ.
-Как называется село, в котором мы живем?
Ивановка село
-Как называется страна, в которой мы живем?
Россия страна
Запишите словосочетания и подчеркните в них имена собственные.
Корова Зорька, деревня Сосновка, собака Жучка, река Волга.
V. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считает.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
VI. Объяснение нового материала.
У имен существительных есть еще секреты, и мы продолжим их изучать.
Давайте из этих слов составим словосочетания.

ЯБЛОКО СПЕЛАЯ ВИШНЯ СПЕЛЫЙ ПОМИДОР СПЕЛОЕКаждому существительному соответствует свое прилагательное. Значит, эти
слова чем-то отличаются друг от друга, и их можно разделить на группы.
Чтобы понять, как их распределить, предлагаю вам присвоить их себе. Как вы
скажете, что помидор ваш?
– Помидор чей? (мой)
Вишня чья? (моя)
Яблоко чье? (мое)
Вывод.
Если к слову можно подставить:
«мой» – это существительное мужского рода;
«она моя» – это существительное женского рода;
словосочетание «оно моё» – это существительное среднего рода.
Показ слайда.
Правило.
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
Я запомню род мужской
И теперь скажу: «Он – мой».
Средний род – «оно, моё»
Это правило моё!
М. Р. Ж. Р. С. Р.
ОН МОЙ ОНА МОЯ ОНО МОЕ
Каждое существительное может быть только одного рода: мужского, женского или среднего.
Заполнение динамических картин карточками.
Мужской род
Средний род Женский род
Работа с карточками на доске.
Соберите пирамиды из слов.
Ж. р. М. р. С. р.
Она моя Он мой Оно мое
книга пенал лето
папка ластик поле
тетрадь альбом солнце
линейка учебник болото
кисточка портфель дерево
Показ слайдов.
Найдите лишнее слово.
СЛОН
ТИГР
ЗАЯЦ
КОЗА
РЕКА
ВОДА
КАПЛЯ
ДОЖДЬ
ОКНО
ПОЛЕ
СНЕГ
НЕБО
Самостоятельная работа на карточках.
Соедините стрелками имена существительные с родом.

ПАРТА ЯГОДА
М. Р.
ЛАМПА ОН МОЙ СНЕГ
ЦВЕТОК Ж. Р. ОКНО
ОНА МОЯ
СИРЕНЬ РЕКА
С. Р.
ВЕДРО ОНО МОЕ СОЛНЦЕ
VII. Итог.
-Что такое имя существительное?
-Что нового мы узнали об именах существительных?
Повторение стихотворения.
Игра с индивидуальными карточками.
Определите род имен существительных.