Программа курса внеаудиторной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Туллукчаана (ритмика) 1 класс


МР «Верхневилюйский улус (район)»
МКУ Управление образования
МБОУ «Дюллюкинская СОШ»
«СОГЛАСОВАНО»
зам. директора по УР:
_____________ /Санникова С.П./
« ___ » _____________ 2015г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ОУ:
____________ /Кардашевский С.Н./
« ___ » _____________ 2015г.
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО
Протокол № ___
« ___ » _____________ 2015г.




Рабочая программа
курса внеаудиторной деятельности
«Туллукчаана» (ритмика)
по спортивно-оздоровительному направлению
для 1 Б класса
на 2015 - 2016 учебный год
Руководитель:
Софронова Мария Иосифовна
2015 г.
с. ДюллюкюПояснительная записка
Программа «Туллукчаана» составлена на основе программы «Ритмика», утвержденной Министерством образования 06.03.2001г.
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Актуальность программы: 1 б класс – класс девочек. Чтобы внутренний мир девочек был богатым, глубоким, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению организма девочек. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности девочки.
Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию девочек, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно девочки преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед другими, приобретают способность к сценическому действию под музыку. Особенно хочется отметить ценность якутских народных танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться друг к другу, находить общий ритм движения.
Целью программы является приобщение девочек к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Основные задачи:
- развитие эстетического чувства и художественного вкуса;
- формирование необходимых двигательных навыков, развитие музыкального слуха и чувства ритма;
- раскрытие творческого потенциала девочек.
Программа состоит из четырёх разделов:
Упражнения на ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения
Игры под музыку
Танцевальные упражнения
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности. На каждом занятии осуществляется работа по всем разделам  программы  в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего в год – 34 часа.
ӀӀ. Тематический план
Название темы Часы Основные виды учебной деятельности учащихся
Вводное занятие «Үҥкүүлээ, оҕо саас!». 1 Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг. Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.
Общеразвивающие упражнения: наклоны, повороты и круговые движения головы; движения рук в разных направлениях; повороты туловища в сочетании с наклонами; поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни; упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Самостоятельное составление простых ритмических рисунков.
Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.
Игры под музыку. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные, игры с пением и речевым сопровождением.
Танцевальные упражнения. Основные движения народных танцев.
Постановка танцев и репетиция.
Позиции рук и ног 2 Общеразвивающие упражнения. 2 Ритмико-гимнастические упражнения 3 Упражнения на развитие координации движений. 3 Азбука классического танца 2 Классическая музыка 2 Движения, показывающие животных 1 Движения, показывающие птиц 1 Движения, показывающие деятельность человека 1 Имитация под музыку сказочных героев 2 Якутские танцевальные движения 3 Танцевальные движения северных народов РС (Я) 2 Танцевальные движения народов мира 2 Особенности движения восточных танцев 1 Индивидуальное творчество 3 Подготовка к Дню защиты детей. 3 Итого 34 ӀӀӀ. Содержание учебного предмета
Вводное занятие. «Үҥкүүлээ, оҕо саас!». 1 ч. Знакомство в игровой форме с одним из видов искусства - хореографией и содержанием программы. Рассказ о правилах поведения на занятии, о технике безопасности и особенностях внешнего вида учащегося.
Позиции рук и ног. 2 ч. Знакомство с позициями ног и рук. Изменение позиции рук и ног, основные движения, расширение знаний в области классических терминов «па», изучение и исполнение классического экзерсиса. Выполняя движение классического экзерсиса, дети приобретают aplomb, выразительность и четкость в движениях, что важно для любого танцовщика. Оздоровительный момент экзерсиса это развитие выносливости, физических данных и исправление физических недостатков.
Общеразвивающие упражнения. 2 ч. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прихлопывание, притопывание простых ритмических рисунков.
Ритмико-гимнастические упражнении. 3 ч. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на развитие координации движений. 3 ч. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
Азбука классического танца. 2 ч. Приставные шаги и работа плеч: вместе, поочередно. Приставные шаги и работа головы, повороты, круг; перекаты стопы, работа рук: вверх, вниз, в стороны. Свободные комбинации. Шаг по л. т. по одному, движения рук; выход в парах; приглашение к танцу; «расходимся – сходимся».
Классическая музыка. 2 ч. Слушание классической музыки. Великие музыканты – классики. танцевальные движения под классическую музыку. Творческая работа.
Движения, показывающие животных. 1 ч. Повадки зверей. Передача движения животных яркими танцевальными движениями. Угадывание по движению животных. Задания «нарисовать» движениями танца любимое животное. Творческая работа.
Движения, показывающие птиц. 1 ч. Повадки птиц. Передача движения птиц яркими танцевальными движениями. Угадывание по движению птиц. Творческая работа.
Движения, показывающие деятельность человека. 1 ч. Передача движения труда яркими танцевальными движениями. Угадывание по движению виды работ. Творческая работа.
Имитация под музыку сказочных героев. 2 ч. Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям, в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
Якутские танцевальные движения. 3 ч. Танцевальные коллективы. Разучивание основных танцевальных движений якутских танцев.
Танцевальные движения северных народов РС (Я). 2 ч. Народы севера родной республики. Разучивание основных танцевальных движений северных танцев.
Танцевальные движения народов мира. 2 ч. Жизнь в других странах. Цикл бесед с разнообразными видами и жанрами хореографии: бальные танцы - танго, вальс, полька, краковяк, особенности восточного танца, классический танец - история балетного искусства, танец - как вид искусства, искусство миллионов, современные танцы XX века - чарльстон, рок - н - ролл, свободные танцы, танец модерн. Особенности движения восточных танцев. 1 ч. Народы Востока. Выполнение ритмичных восточных движений в соответствии с характером восточной музыки
Индивидуальное творчество. 3 ч. Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д).
Подготовка к Дню защиты детей. 3 ч. Постановка танца и репетиция.
Описание упражнений
Упражнения на ориентировку в пространстве
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг.
Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.
Ритмико-гимнастическке упражнения
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и притопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Притопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот.
Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.
Игры под музыку
Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружинно, плавно, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные, игры с пением и речевым сопровождением.
Танцевальные упражнения
Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев.
ӀV. Требования к уровню подготовки учащихся
Должны знать:
- позиции рук, ног, точки класса;
- танцевальные схемы;
- движения, выученные за год;
- названия движений и танцев;
- танцы, выученные за год.
Должны научиться:
- слушать музыку;
- отличать классическую музыку от другой;
- координировать движения;
- узнавать по характерным движениям танцы народов;
- творчески выполнять имитирование танцевальных движений.
- танцевать в заданном темпе.
V. Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ. Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека.

Метапредметные результаты
Регулятивные:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений.
Познавательные:
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;
передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
повторять любой ритм, заданный учителем;
задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
участие в музыкально-концертной жизни класса, школы, города и др.;

VӀ. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Способы проверки ожидаемого результата:
защита индивидуальных постановок;
воплощение музыкальных образов;
выполнение танцевальных этюдов.
Формы подведения итогов:
участие в музыкально-концертной жизни класса, школы, түөлбэ;
участие в конкурсах;
снижение заболеваемости ОРЗ и ОРВИ.

VII. Календарно-тематическое планирование
№ Название темы Часы Основные виды деятельности учащихся Дата
план факт
Вводное занятие «Үҥкүүлээ, оҕо саас!». 1 Знакомство в игровой форме с одним из видов искусства - хореографией и содержанием программы. Рассказ о правилах поведения на занятии, о технике безопасности и особенностях внешнего вида учащегося. 04.09. Позиции рук и ног 2 Знакомство с позициями ног и рук. Изменение позиции рук и ног, основные движения, расширение знаний в области классических терминов «па», изучение и исполнение классического экзерсиса. Выполняя движение классического экзерсиса, дети приобретают aplomb, выразительность и четкость в движениях, что важно для любого танцовщика. Оздоровительный момент экзерсиса это развитие выносливости, физических данных и исправление физических недостатков. 11.09. 18.09. Общеразвивающие упражнения. 2 Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прихлопывание, притопывание простых ритмических рисунков. 25.09. 02.10. Ритмико-гимнастические упражнения 3 Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки. 09.10. 16.10. 23.10. Упражнения на развитие координации движений. 3 Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник). 30.10. 13.11. 20.11. Азбука классического танца 2 Приставные шаги и работа плеч: вместе, поочередно. Приставные шаги и работа головы, повороты, круг; перекаты стопы, работа рук: вверх, вниз, в стороны. Свободные комбинации. Шаг по л. т. по одному, движения рук; выход в парах; приглашение к танцу; «расходимся – сходимся». 27.11. 04.12. Классическая музыка 2 Слушание классической музыки. Великие музыканты – классики. танцевальные движения под классическую музыку. Творческая работа. 11.12. 18.12. Движения, показывающие животных 1 Повадки зверей. Передача движения животных яркими танцевальными движениями. Угадывание по движению животных. Задания «нарисовать» движениями танца любимое животное. Творческая работа. 25.12. Движения, показывающие птиц 1 Повадки птиц. Передача движения птиц яркими танцевальными движениями. Угадывание по движению птиц. Творческая работа. 15.01. Движения, показывающие деятельность человека 1 Передача движения труда яркими танцевальными движениями. Угадывание по движению виды работ. Творческая работа. 22.01. Имитация под музыку сказочных героев 2 Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям, в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением. 29.01. 05.02. Якутские танцевальные движения 3 Танцевальные коллективы. Разучивание основных танцевальных движений якутских танцев. 12.02. 26.02. 04.03. Танцевальные движения северных народов РС (Я) 2 Народы севера родной республики. Разучивание основных танцевальных движений северных танцев. 11.03. 18.03. Танцевальные движения народов мира 2 Жизнь в других странах. Цикл бесед с разнообразными видами и жанрами хореографии: бальные танцы - танго, вальс, полька, краковяк, особенности восточного танца, классический танец - история балетного искусства, танец - как вид искусства, искусство миллионов, современные танцы XX века - чарльстон, рок - н - ролл, свободные танцы, танец модерн.01.04. 08.04. Особенности движения восточных танцев 1 Народы Востока. Выполнение ритмичных восточных движений в соответствии с характером восточной музыки 15.04. Индивидуальное творчество 3 Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д). 22.04. 29.04. 06.05. Подготовка к Дню защиты детей. 3 Постановка танца и репетиция. 13.05. 20.05. 27.05. VIII. Учебно – методические средства
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов).- М., Центр теории воспитания ИТИП РАО, 2011.
Григорьева А.С. Үҥкүүлээ, оҕо саас. - Дьокуускай, 1996.
Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.
ӀX. Материально-техническое обеспечение программы
- учебный кабинет (просторное помещение), актовый зал;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека;
- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- коврики для выполнения упражнений;
- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты, скакалки.