Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Школа развития речи.1 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 10»
РАССМОТРЕНО
Школьным методическим объединением
Руководитель
______/Смирнова Е.И.
Протокол № _____ от_________2015г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____/Марченко И.А «____»________2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «ООШ № 10»
______/ О.В. Попова
Приказ № ____
от_________2015г.
ПРИНЯТО
Педагогическим советом школы
Протокол №___
от_____2015г.









Программа курса внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Школа развития речи»

на 2015- 2016 учебный год


Класс 1 в





Автор-составитель:
Марченко
Ирина
Анатольевна,
учитель начальных классов,
высшая категория













Таштагол
2015
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
Слово
Предложение и словосочетание
Текст
Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Формы организации учебного процесса при реализации курса «Развитие речи» могут быть разнообразными: дидактические игры, занятия-исследования, уроки-путешествия и др.

Описание ценностных ориентиров программы

Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.

Здоровьесберегающие технологии
Большое значение имеет организация урока. Учитель строит занятие в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Во избежание усталости учащихся необходимо чередование видов работ: самостоятельная работа, работа с рабочей тетрадью (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом занятии. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на занятии. На каждом занятии необходимо проведение физкультминуток (2-3 раза), игровых пауз, зрительной гимнастики и, конечно, эмоциональной разгрузки (2-3 минуты). Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Планируемы результаты изучения курса:
личностные, метапредметные, предметные

Метапредметными результатами изучения курса «Развитие речи» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса «Развитие речи»
является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение)
в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения.

Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия.

Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу 1 класса учащиеся смогут овладеть следующими умениями и навыками: - уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонация); - определять степень вежливого поведения, оценивать его с позиции «вежливо – невежливо-грубо», учитывая ситуацию общения; - оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности с точки зрения ситуации общения; - вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, используя соответствующие этикетные формы; - анализировать, как люди слушают, в какой мере они стремятся понять говорящего; - быть хорошим слушателем; - анализировать и оценивать говоримую (устную) речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения; - анализировать речь говорящего с использованием изученных правил; - уместно, умело использовать звучание своего голоса, громкость, темп речи в устных высказываниях; - отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; - определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова; - выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать свой заголовок к тексту; - вести этикетный диалог; - сочинять на основе данного сюжета сказочные истории, используя средства выразительности.
Содержание программы
Программа курса «Речь» Техника и выразительность речи.
1 класс
Речь и ее значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники».Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)
Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
Тематический план.

Содержание системного блока
Всего часов
Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Речь(2ч.)

Речь.
1
Определить роль речи в жизни людей.

Тише, громче.
1
Формирование навыков выразительной речи.

Слово(15ч.)

Слова, слова, слова.
1
Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение

Озорные буквы.
1
Формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

Слова играют в прятки.
1
Развитие внимательного отношения к слову.

Слово и его значение.
1
Формирование понятия о лексическом значении слова.

Прямое и переносное значение слова.
1
Формирование понятия о прямом и переносном значении слова.

Многозначные слова.
1
Формирование понятия многозначности слова.

Омонимы.
1
Формирование первичного представления об омонимах.

Синонимы.

1
Формирование первичного представления о синонимах.

Антонимы.
1
Формирование первичного представления об антонимах.

Тематические группы слов.
1
Познакомить с тематическими группами слов.

Наш цветной мир.
1
Формирование первичного представления об образности.

Что на что похоже
1
Формирование первичного представления о сравнении.

Голоса природы.
1
Развитие познавательного интереса к языку.

Проверочная работа.
1
Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации.

Загадки.
1
Формирование умения отгадывать загадки.

Культура общения (5ч.)

Культура речи. Вежливые слова.
2
Прививать навыки культурной речи.

Пословицы.
1
Формирование навыков употребления в речи образных выражений.

Учимся рассуждать.
2
Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями, событиями.

Текст.(10ч.)

Текст.
2
Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом).

Заглавие текста.
1
Формирование навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту.

Тема текста.
1
Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему.

Повторение пройденного.
1
Умение применять знания в нестандартной ситуации.

Опорные слова.
1
Формирование навыка составления текста по опорным словам.

Мы строим текст.
2
Формирование навыков построения связанного текста.

План текста.
2
Формирование навыков составления плана текста.

Проверочная работа.
1
Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.





Календарно – тематическое планирование.


Тема занятия
Кол-во
часов
Дата


Введение
1



Речь.
1



Тише, громче.
1



Слова, слова, слова.
1



Озорные буквы.
1



Слова играют в прятки.
1



Слово и его значение.
1



Прямое и переносное значение слова.
1



Омонимы.
1



Синонимы.
1



Антонимы.
1



Тематические группы слов.
1



Наш цветной мир.
1



Что на что похоже.
1



Голоса природы.
1



Проверочная работа.
1



Загадки.
1



Культура речи. Вежливые слова.
1



Пословицы.
1



Учимся рассуждать.
1



Учимся рассуждать.
1



Текст.
1



Текст.
1



Заглавие текста.
1



Тема текста.
1



Повторение пройденного
1



Опорные слова.
1



Мы строим текст.
1



Мы строим текст.
1



План текста.
1



План текста.
1



Проверочная работа.
1



Итоговое занятие
1



Итого
33часа



Ресурсное обеспечение реализации программы

Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
Вишневская Е.Е., Красноперова Л.Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1989.
Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.
Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979
Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002.
Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977
Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.
Ушакова Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 1 класс/ Т.Н.Соколова. – М.: Росткнига, 2007.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




15