НОД на тему Земля — голубая планета (подготовительная группа)

Автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Планета детства "Лада" д.с. №169 "Лесная сказка" г. Тольятти

Воспитатель высшей квалификационной категории: Прилуцкая Людмила Александровна
НОД "Наш дом - голубая планета"
Цель: развитие экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи :
Образовательные:
Дать представление о том, что природа – наш общий дом и о связи человека с природой;
Формировать экологическую культуру, мышление и правила поведения в природе;
Развивающие:
Формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг;
Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие)-коммуникация.
Воспитательные:
Воспитание восприимчивости к прекрасному, природе, умение встать на ее защиту.
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к родному городу Тольятти (социализация)
Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми. (коммуникация)
Интеграция познавательных областей: познание, коммуникация, социализация, безопасность, труд, здоровье, музыка.

Ход занятия:
- Ребята, я пришла сегодня к вам не одна, а с маленьким другом.
Постарайтесь отгадать, кто же это:
Воспитатель показывает детям салфетку, в которую завернут клубок ниток. Предложить каждому из детей потрогать и попытаться отгадать, то, что спрятано в салфетке. Достает клубок
- Почему он такой мягкий?
- Он мягкий потому, что ниточки дружно прижались друг к другу, как детки к своей маме. Давайте попробуем распутать клубок, передавая друг другу, при этом говоря ласковые, теплые слова, которыми вас называют мамы, папы, бабушки. (ребенок говорит ласковые слова). Все слова ты вспомнил?
-Вот эти добрые слова пусть останутся с тобой и помогут тебе в выполнении заданий.
- Ребята, посмотрите, что нас всех объединяет? (зеленые галстуки)
С чем у нас ассоциируется зеленый цвет? (с травой, растениями). А еще зеленый цвет носят защитники природы – экологи.
-Ребята, клубок вырывается у меня из рук (прокатить его в сторону, где стоит глобус)
- Что это такое? Что такое глобус? Глобус – уменьшенная модель нашей Земли.
Земля – наш дом родной. Как вы понимаете это выражение? (на этой планете мы родились, поэтому это наш дом, потому что мы здесь живем)
Давайте с вами поиграем в игру «Наш дом Природа»
Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – Природа.
Я называю то, что нас окружает в квартире, а вы называете то, что есть в природе.
В нашем доме светло от лампы
А что может сравниться с лампой в природе? (Солнце.)
В доме у нас есть домашним обогревателем или батареей.
А что нас согревает в природе? (солнце)
В доме есть душ. В природе? идет дождь.
В доме – вентилятор. В природе – ветер,
В доме – пол, в природе – земля, почва.
В доме на полу ковер, в природе – трава.
В обычном доме каменные и деревянные стены. А в природе – горы, деревья.
Дом, в котором мы живем, так похож на дом в природе
И мы, люди, должны беречь и любить нашу Планету, природу – как бережем наш дом.
- Ребята, давайте на глобусе с помощью луп найдем наш родной город. Как он называется? (Тольятти).
- Ребята, как называется река, на берегах которой стоит Тольятти?
- Вы наверняка летом с родителями ходите на Волгу? Зачем вы приходите к реке?
-Посмотрим, может, кому-то нужна наша помощь? Мы же помощники.
- Показ видео: загрязнение реки.
- Посмотрите, какая грязная вода. И она льется в чистую реку. Хорошо это или плохо? Кому от этого плохо? (человеку, рыбам, животным)
- Кто загрязняет воду? (человек)
- Ребята, посмотрите, у меня в руках две бутылки. В одной чистая вода. Как про нее еще можно сказать?
- А в другой бутылке какая вода? (грязная, мутная, непрозрачная)
Давайте, представим, что эти две бутылки – как два человека. Если вода в бутылке чистая, прозрачная, то и характер, душа у такого человека какая?(ответы детей)
Если вода в бутылке грязная, то и человек – (злой, плохой, черствый, грубый).
-Как вы думаете, какой из этих людей может нанести вред природе?
- Можно ли мысли и поступки этого человека изменить?
- Как? ( говорить ему добрые слова, делать добрые дела)
Я предлагаю сделать доброе дело: очистить грязную воду.
Опыт по фильтрации воды:
Нам необходимо очистим воду через фильтр. Возьмите пробирку и кусочек ваты. Вата должна остаться в верхней части пробирки. Теперь возьмите стаканчик с грязной водой и аккуратно наливайте в пробирку.
- Какой стала вода в пробирке? (чистой).
- Что мы сделали с водой? (профильтровали, очистили).
Наша очищенная вода нам еще пригодиться.
Физминутка: На реке идет урок. Раз нырок и два нырок. Не видать в воду утят, только хвостики торчат. Потянулись наши утки, показали свои грудки. Закачались на волнах, закачались тут и там. Утки плавают, резвятся, а утята веселятся.
- Ребята, клубок нас зовет опять к глобусу? (катится)
- Ребята, что на глобусе обозначено зеленым цветом?
- Наш город тоже окружают леса.
- А сейчас я предлагаю, вам отправится в лес.
(показ фильма о лесе с голосами птиц)
Мы видим лес, слышим голоса птиц, а почувствовать лесные ароматы нам помогут эти лесные шишки. (дети катают шишки между ладошками)
Фильм горящего леса.
- Как вы думаете, что должен делать человек, если окажется рядом с таким большим огнем? (вызвать пожарную команду, надеть защитную маску, помочь в тушении огня)
- Что произошло с нашим лесом? От чего он пострадал? (от костра, от брошенной, горящей спички).
- Ребята, предлагаю вам собрать экологические знаки, а потом вы придумаете им название и объясните, что они обозначают.
- Что мы можем сделать, как помочь жителям города восстановить лес? (посадить деревья, саженцы)
- Я предлагаю посадить семена сосны в почву. И полить фильтрованной водой. Когда они прорастут, то их можно высадить на территорию детского сада или в лесу.
Посмотрите, наш клубочек подкатился к сердцу. Он хочет, чтобы мы с вами написали добрые дела, которые сегодня совершили.
- Это сердечко останется в вашей группе и вы будете пополнять список своих добрых дел.