Профилактика жестокого обращения с детьми в семье и школе.


Тема: "Профилактика жестокого обращения с детьми в семье и школе"
Григорянц Л.В.
Слайд 2.
Ребенок – это маленький, еще только формирующийся человек. И именно от того, в каких условиях происходит воспитание малыша, зависит его будущее. Несмотря на внешнюю стабильность ситуации, в мире не так уж редко встречается жестокое обращение с детьми. В современном обществе эта проблема является довольно серьезной, так как она представляет собой не просто нарушение прав маленького человека. Насилие над ребенком оставляет отпечаток на его нежной и ранимой психике, что зачастую приводит к непоправимым нарушениям развития.
Насилие над ребенком понимается как действие или комплекс действий, которые способны нанести не только физический, но и эмоциональный вред. Причем самое страшное то, что в результате жестокого обращения миллионы детей получают психические травмы, а тысячи – умирают. Ущемление прав маленького человека – понятие довольно обширное. Например, это может быть жестокое обращение с детьми в семье или невыполнение родителями своих обязанностей. Известны факты, когда превышают свои полномочия сотрудники госучреждений: больниц и школ. В любом случае ответственность за благополучие и здоровье маленьких людей несут не они сами, а мы с вами – полноправные граждане страны. К сожалению, далеко не все это понимают, поэтому проблема жестокого обращения в настоящее время более чем актуальна.
Слайд 3.
Причины жестокого обращения с детьми:
- безработица или низкая материальная обеспеченность;
- алкоголизм одного или обоих родителей,
- одиночество или распавшийся брак;
- слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность,
- физическое или психическое переутомление;
- незрелость родителей;
Слайд 4
- эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;
- отсутствие привязанности к ребенку;
- чрезмерная требовательность;
- рождение другого ребенка;
- большое количество детей;
- психические расстройства.
Слайд 5.
Существует четыре вида насилия над подрастающим поколением:
Физическое.
Сексуальное.
Эмоциональное.
Экономическое.
Пренебрежение ребенком.
Несмотря на то, что каждая из представленных форм отличается своими особенностями, есть нюанс, который их объединяет. Ведь, независимо от того, какой вид насилия перенес ребенок, он получает один и тот же результат – сильную эмоциональную травму.
Слайд 6.
Школа- это основное звено в предотвращении насилия над детьми, первая линия защиты ребёнка. Избитого дома ребёнка на следующий день первым видит учитель. К тому же школа - это место, где легче всего осуществляется наблюдение за детьми разных возрастов. Не пропустить ни одного синяка, обратить внимание на внезапно изменившееся поведение ребёнка, разобраться, почему ребёнок плачет и просит не ставить двойку в дневник гораздо важнее невыученного урока. Иногда дети не говорят нам, что они переживают кризис: они показывают нам это. Перемена в поведении ребёнка может произойти вследствие стресса после происшедшего насилия. Такие перемены поведения должны насторожить взрослых и привлечь их внимание к проблеме. Преподаватели должны быть доступны для индивидуальных разговоров с учениками в спокойной обстановке после занятий. Учителя должны быть ознакомлены не только с нормами закона, но и с тем, как свести воедино все симптомы, заподозрить насилие и сделать о нем сообщение.
Слайд 7.
Деятельность педагога по профилактике жестокого обращения с детьми.
Во – первых, педагог должен уметь грамотно осуществлять работу по взаимодействию с другими специалистами, занимающимися вопросами жестокого обращения с детьми. Например, с социальным педагогом школы, школьным психологом, медиком. В этом случае в поле зрения в первую очередь попадут дети группы риска. Те, чьи родители ведут асоциальный образ жизни.
Во-вторых, педагог должен осуществлять работу по профилактике жестокого обращения с детьми:
1.Посещение семей учащихся с целью выявления неблагополучных семей и случаев жестокого обращения, воспитание
2. Отслеживание состояния физического, психологического, социального здоровья учащихся "группы риска".
Слайд 7.
3. Проведение тематических родительских собраний, на которые могут быть приглашены специалисты. Н.: "Профилактика агрессии и жестокости в семье".
Слайд 8.
4. Родительские собрания с детьми. Например: "Бить или не бить", "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"
Слайд 9.
В- третьих, возрождение и укрепление семейных ценностей. Ведь именно дружная семья, в которой родители интересуются жизнью своих детей, является залогом счастливого детства.С этой целью педагоги нашей школы, проводят следующие мероприятий, способствующие укреплению взаимоотношений детей и их родителей:
1. Организация совместных школьно – семейных походов.
Слайд 10.
2. Проведение совместных спортивных мероприятий.
Слайд 11.
3. Проведение тематических утренников, посвященных государственным и народным праздникам.
Слайд 12.
4. Привлечение родителей к школьным выставкам.
5. Классные часы «Встречи с интересными людьми», где гостями являются родители, которые представляются детям в ином виде – как профессионалы своего дела, интересные люди. 
Слайд 13.
6.Проектная деятельность. Проекты: "Моя семья" (1 класс), " Моя родословная", "Генеалогическое древо" (2-3 класс), "Наша дружная семья" (3-4 класс).
7. Работа с родителями детей, имеющих отставание по программе должна выстраиваться грамотно, с целью предупреждения возможных насильственных действий со стороны родителей. Если родители будут учитывать особенности развития ребенка, этапы взросления и трансформацию способов коммуникации с детьми, их отзывчивость станет более гибкой, легче установятся эмоциональный диалог, отношения доверительной близости между родителями и ребенком. Это так же может предотвратить возможное жестокое обращение с ребенком.
8. Классные часы, беседы: “Детки и предки” “Как вызвать симпатию к себе”
В- четвертых, нельзя забывать и о жестокости детей друг к другу.
Здесь с целью профилактики проводятся различные классные часы:
Слайд 14.
- которые знакомят с правами, обязанностями и ответственностями самих детей;
- на установление дружеских отношений в классе: "Планета дружеских отношений", "О дружбе и товариществе", "Дружба в нашем классе", "Говорим друг другу комплименты" и др. ;
Слайд 15.
- групповая работа на уроках. Но она не должна носить соревновательный характер.
Слайд 16.
- и даже физминутки могут способствовать установлению дружеских отношений.
Конечно жестокое обращение – это социальная проблема. Реализация прав ребенка, защиты их от любых форм насилия, счастье каждого ребенка в значительной степени зависит от как самих детей, так и нашего отношения к ущемлению прав детей. В целях предотвращения насилия в семье необходимы, широкая пропаганда идей гуманизма, формирование в обществе культуры прав человека, возвращение к традиционным семейным ценностям.
Решение проблем жестокого обращения невозможно без четко организованного взаимодействия педагога с психологами, медицинским персоналом, юристами, работниками социальной сферы и родителями детей. Так же педагог должен знать признаки насилия над детьми. И уметь оказать своевременную поддержку ребенку, подвергшемуся жестокому обращению.
Слайд 16.
Я надеюсь, что вся наша кропотливая, систематическая работа не пройдет даром. И детство наших учеников будет добрым и радостным.