Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе

Проектная деятельность на уроках математики
в начальной школе


Математика это человеческая деятельность;
сравнительная ценность задач и правильный их выбор в математике
гораздо более важны, чем способность совершать сложные действия в уме.
А. Звонкин. Малыши и математика

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося.
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.
В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, большую роль может сыграть школьная дисциплина – математика. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Здесь они могут познакомиться с приёмами научных методов познания, поэтому следует при обучении формировать их учебную и исследовательскую деятельности.
Сегодня уровень образованности определяется не объемом знаний или их энциклопедичностью, а способностью использовать полученные знания при решении проблем различной сложности. Однако, практика работы в школе, к сожалению, показывает, что большинство учащихся боятся самостоятельности, нестандартные формулировки, требующие творческого подхода, их пугают. Они тяготеют к «разложенной по полочкам» информации, к решениям, которые жестко укладываются в определенные алгоритмы. Это связано с недостатком у учащихся опыта решения задач, предполагающих элементы математического моделирования и ориентированных на логическую и эвристическую культуру учащихся, их математическую интуицию.
Очевидно, что творческий потенциал учащихся задействован не в полной мере, и это отрицательно сказывается на эффективности учебного процесса. Решение этой проблемы – основное условие достижения нового качества образования по математике.
В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация  специальной исследовательской деятельности учащихся в какой-либо практической области. Хотя проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался. Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:
обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
развитию творческих способностей и активности учащихся;
формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Если учитель умело организует проектную деятельность учащихся, будет направлять их на поиск решения поставленной проблемы, то процесс обучения будет способствовать развитию их творческих способностей. При этом ценным является использование информационно-коммуникационных технологий.
Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером-учителем;
- зарождаются основы системного мышления;
- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;
- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;
- воспитываются целеустремленность, организованность, предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.
Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них нет мотивации к учению и отсутствует интерес к получению новых знаний, так как ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал, потому что он пригодится ему после окончания школы, то есть через несколько лет. Важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Литература
1. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е.В. Баранова, М.И. Зайкин // Математика в школе. – 2004. – № 2. – С. 7.
2. Воронько Т.А. Задачи исследовательского характера / Т.А. Воронько // Математика в школе. – 2004. – № 8. – С. 10-11.
3. Горячев А.В. Всё узнаю, всё смогу: пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы) / А.В. Горячев, Н.И. Иглина. – М.: Баласс, 2010. – 64 с., ил. – (Образовательная система «Школа 2100»).
4. Кравец Т.Н. Младшие школьники проводят исследование / Т.Н. Кравец, М.В. Телеганова, С. Спутай // Начальное образование. – 2005. – № 2.
5. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников : книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф. – 2002.

15