Доклад на тему: Проектная деятельность для внеурочной работы в начальной школе и ее роль в формировании УУД


Доклад на тему: « Проектная деятельность для внеурочной работы в начальной школе и ее роль в формировании универсальных учебных действий» Учитель нач. кл. Монгуш Б.К. «Проектная деятельность для внеурочной работы в начальной школе и ее роль в формировании универсальных учебных действий»Те Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: Личностные универсальные действия формируют ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные универсальные действия формируют умение учащихся организовать их учебную деятельность. В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебных, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене. Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей Цель работы над проектами в начальной школе. Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи.1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;— формирование социально адекватных способов поведения.3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:— воспитание целеустремленности и настойчивости;— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи.5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) На примере проекта «Листопад- прекрасное явление природы» хотелось бы показать, какие универсальные учебные действия можно реализовать на каждом этапе работы над проектом. Тема проекта: «Листопад- прекрасное явление природы» 1 этап — погружение в проект (осуществление деятельности по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач, предстоящей деятельности). Совершая экскурсию по территории школы, мы вместе с ребятами побывали в гостях у Осени. Дома ребята подобрали произведения различных писателей об этом времени года. Вместе с родителями побывали в осеннем лесу. Обменялись интересными сведениями с одноклассниками на уроке окружающего мира, посвященному осени. На данном этапе формируем познавательные универсальные учебные действия: -умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;-умение формулировать проблему. Коммуникативные УУД- это: -умение слушать и понимать других;-умение оформлять свои мысли в устной форме;-умение совместно договариваться о правилах общения и поведения Регулятивные УУД — это: -умение определять цель деятельности. 2 этап — организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование, выбор формы и способа презентации). На 2 этапе формируется целый ряд коммуникативных универсальных учебных действий: -умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия;-умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;-умение разрешать конфликты — выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его. 3 этап — осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации). На этом этапе формируется умение искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Это познавательные УУД. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами- это коммуникативные УУД. Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем- это регулятивные УУД. 4 этап — презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности). Коммуникативные УУД: -формируем умение слушать и понимать других;-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;-формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: -формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;-формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Универсальные учебные действия, которые формируются через проектную деятельность, выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания. Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.