Урок по основам безопасности жизнедеятельности 2 класс.Пожарная безопасность.




Урок

по основам безопасности жизнедеятельности

2 класс


Пожарная безопасность.








Подготовила и провела учитель начальных классов
Воропай Елена Григорьевна


























Тема: Пожарная безопасность.

Цель: Формирование основ пожарной безопасности школьников.

Планируемые результаты:

предметные – запомнят основные правила предупреждения пожара, научатся вызывать пожарных по телефону, характеризовать пожароопасные предметы, составят памятку «Как вести себя при пожаре»,познакомятся с профессией пожарного,

метапредметные: научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, задавать вопросы, контролировать себя и своего товарища,

личностные: работать в парах, рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке, работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Пожарная безопасность», карточки с заданиями для самостоятельной работы; загадки, пословицы, стихи об огне, о пожаре; сообщения о работе пожарных; выставка книг; на урок приглашены инспектор по пожарной безопасности и пожарный.


Ход урока.

1. Организационный момент. слайд №1
-Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Поприветствуйте их (кивок головой). Садитесь.
2.Актуализация знаний.
- Догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Отгадайте загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два,
Ты рукой его не тронь.
Искусает всю ладонь.
-Это (огонь)
-Мы будем говорить об огне, о пожарной безопасности, о смелых людях – пожарных.

3. Самоопределение к деятельности.
-Тема нашего урока: «Пожарная безопасность». Мы закрепим с вами знания, полученные по этой теме.
-К уроку вы приготовили стихотворения, загадки, пословицы об огне, о пожаре; подготовили сообщения о работе пожарных. Весь материал вам пригодится в ходе нашего урока.

4. Работа по теме урока.
-Ребята! Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым познакомился человек.
1)-Огонь – и друг, и враг человека.
- Скажите, пожалуйста, когда огонь- друг? слайд №2
(Ответы детей).

-Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках.

1 ученик: Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами.
Гонит холод.
Гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.

Ученик 2: Знают все: человек без огня,
Не живёт ни единого дня.
При огне как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.
слайд №3

2)-Когда огонь становится врагом? (ответы детей.)

-Что может произойти, если мы не уследим за огнём? ( Может возникнуть пожар.)

слайд №4
-Что такое пожар?
-В Толковом словаре это слово объясняется так: (учитель просит одного ученика прочитать в словаре)
Пожар- это стихийное распространение огня, уничтожающее все на своем пути.

3)-Ребята! Отгадайте мои загадки . «Загадки» слайд №5

слайд №6
----В маленьком амбаре лежит сто пожаров. (спички)
слайд №7
---Стоит столбом, горит огнем.(свеча)
слайд №9
---Жевать не жую, а все поедаю.(огонь)

-А теперь загадайте друг другу.
---Без рук, без ног, а бушует.(огонь)
---С языком, а не лает, без зубов, а кусает.(огонь)
---Серое сукно тянется в окно, вьётся, взвивается, в небо устремляется.(дым)
---В бумажном домике проживают гномики уж такие добряки – раздают всем огоньки.(спички)
.

4)- Ребята! Чем может быть опасен пожар?
-Почему может возникнуть пожар? (Ответы детей)

слайд №10 «Причины пожара»

слайд №11 –Повторите причины пожара.
-неосторожное обращение с огнём
-нарушение правил эксплуатации электроприборов, электропроводов
-замыкание электропроводки
-оставленные костры
-утечка газа
-оставленная свечка
-неосторожное обращение с петардами, бенгальскими огнями,
-брошенная сигарета
-молния.

слайд №12 Не подходи к газовой плите

Учитель: Ребята, послушайте, какой совет мама дала Лисичке..

Ученица:
На кухне газ у нас горит
Меня он тянет как магнит
Как мама я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть
И спички ловко зажигать
И газ включать и выключать.
Но мама строго мне сказала:
-К плите чтоб руки не совала
Опасно это так и знай!
Пока за мной понаблюдай,
Учись на кухне помогать,
Посуду мыть и вытирать
А к газу ты не подходи-
Сперва немного подрасти.

слайд №13
Будь осторожен с открытым огнём!

Ученик:
С открытым огнём обращаться опасно!
Не жги ты ни свечки, ни спички напрасно,
А если зажёг- никуда не роняй;
Прожорливо пламя горячее –знай!
Но если случилось свечу уронить,
Бросайся огонь без заминки тушить:
Материей плотной тяжёлой накрой,
А после залей поскорее водой!

слайд №14
Ученица:
Не играй дружок со спичкой!
Помни ты: она мала,
Но от спички –невелички
Может дом сгореть дотла
То, что спичка не игрушка,
Знает каждый, знают все.
Не давайте спички детям,
А то быть большой беде.

5)-Ребята! Что нужно сделать, если вы заметили пожар?

слайд №15
-Каждый из нас, кто заметил пожар, должен немедленно сообщить в пожарную часть.
Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным «01»

слайд №16
Задача каждого суметь грамотно сообщить о пожаре:
-назвать адрес, где горит, что горит,
-улица
-номер дома
-номер подъезда
-номер квартиры
-этаж
-свою фамилию

Игра «Звонок пожарным»

-Ребята! Представьте себе, что горит ваша квартира и вы находитесь дома одни. Вам нужно об этом сообщить пожарным. Как вы это сделаете?
Моделирование ситуации:

Физминутка. Игра на внимание. «Огонь, вода, песок.»
-Кто догадался, почему в названии этой игры. только эти слова?
(Учитель называет слова в разной последовательности, дети показывают движения)
Вода- показать горизонтально волну одной рукой.
Огонь- вертикальные волны обеими руками (пламя)
Песок- делать движения пальцами, словно сыпешь песок сверху вниз.

-Догадайтесь, ребята, о ком идёт речь?

В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без огласки
Бросается рыцарь в огонь. (Пожарный)
Что необходимо пожарному?
1.Пожарный приходит на работу и переодевается в униформу. (специальную форму.) Защитное снаряжение он надевает только на пожар.
2.На пожар пожарный надевает защитный шлем, рукавицы, сапоги и специальный огнеупорный костюм. В снаряжение пожарного входят: сигнальный свисток, рация, пояс с топориком. сигнальный фонарь, спасательный трос. сигнальный жилет и специальные средства защиты.
3.Услышав звук сирены, пожарные быстро надевают защитное снаряжение, бегут в гараж и усаживаются в пожарный автомобиль.
4.С включёнными мигалками и сиреной автомобили на большой скорости мчаться к месту пожара.
5.Когда пожаров нет, пожарные постоянно тренируются: они тушат учебные пожары, учатся вести себя в экстремальных ситуациях, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим, испытывают новые средства спасения и занимаются спортом. Они знают: в опасных ситуациях ошибаться нельзя.
-Как вы думаете, каким должен быть пожарный? (смелым, сильным. выносливым, умным, мужественным, добрым).

-Ребята! Давайте поблагодарим нашего гостя. Ему надо спешить на работу. Возможно, его уже вызвали на тушение пожара.


А сейчас – викторина! Она поможет нам усвоить правила пожарной безопасности.

Викторина.
Что нужно делать, если в квартире сильный огонь и много дыма? (закрыть рот и нос мокрой тканью)
Чем можно тушить пожар? (одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем.
Для чего в вашем классе огнетушитель?
Главное правило при любой опасности? (Не поддаваться панике, не терять самообладание, слушать указания взрослых)
Можно ли пользоваться пиротехникой в помещении? (Нет, может от искры все кругом загореться.)
Можно ли дотрагиваться до включённых электроприборов мокрыми руками? (Нельзя, вода пропускает ток. Это опасно для жизни)
От чего чаще всего страдают люди при пожаре? (от дыма)
Назовите звуковое средство оповещения о пожаре в школе? (многократные короткие звонки)
-Молодцы!

7) Составление памятки «Как вести себя при пожаре».

-Ребята! Как нужно поступить, если загорелась квартира?
Что вы будете делать?
-У каждого из вас есть друг, который учится не с вами., он не знает того, о чем мы говорим. Давайте для него составим памятку «Как вести себя при пожаре»
.
слайд № 19 «Советы другу»

-У вас на столе карточки, где написано начало правила. Ваша задача его закончить. Подготовьтесь и обсудите с товарищем. (Работа в парах.)
.
Проверка: ученики читают правило и вывешивают его на доску.
(полный вариант)

1 правило: Если огонь небольшой,.можно попробовать сразу затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.
2 правило: Если огонь сразу не погас,.немедленно убегай из дома в безопасное место и звони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.
3 правило: Если не можешь убежать из горящей квартиры,сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес.
4 правило: Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма,.опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма.
5 правило: При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт.он может отключиться, и ты задохнёшься.
6 правило: Не открывай во время пожара ..окна, двери, балкон – свежий воздух дает новые силы огню.
7 правило: Ожидая приезда пожарных, не теряй головы ине выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.


-Я думаю, что ваш друг будет вам благодарен за советы.

8)-Ребята! Какие произведения о пожаре вы читали?
(С.Маршак «Рассказ о Неизвестном герое», «Пожар», «Кошкин дом».
К.Чуковский «Путаница»
Л.Толстой «Пожарные собаки»
С.Михалков «Дядя Стёпа».)

-Назовите поджигателей из стихотворения К.Чуковского «Путаница» (лисички)
-Почему ищут пожарные, ищет милиция парня в стихотворении С.Маршака «Рассказ о Неизвестном герое»

5. Закрепление изученного материала.

«Проверь себя»

-Ребята! Вы сегодня учили правила пожар. безопас. Сейчас я проверю, как вы их усвоили.

1.Придя домой вечером, вы почувствовали запах газа. Ваши действия.
(Ответы детей.)
А теперь проверьте себя.(Ученик читает на экране:
Откроете окна и двери , перекроете газ. Если запах не устранится, позвоните от соседей по телефону «04».)
-Почему от соседей?

2.При приготовлении пищи загорелся жир на сковороде. Ваши действия.
Ответы детей и проверка .
Накинете на сковороду плотную ткань. - Почему?

3.Погасло пламя в горелке. Ваши действия.
Перекроете газ, откроете форточку и спустя какое- то время, вновь зажжёте газ.


Теперь я вижу: вы знаете, что с огнём шутить опасно и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности.

6. Рефлексия.
Оцени свои достижения. Покажите знак светофора.

7. Подведение итогов.
-Ребята! Что нового вы узнали на уроке?
-Что вам понравилось?
-Что расскажите дома о сегодняшнем уроке?



















15