Деятельность мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций учащихся


Тема: «Деятельность мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций учащихся».
Цель: Развитие и формирование профессиональных компетенций учащихся в учебно-производственном процессе.
В нынешней социокультурной ситуации трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида.
Социологические исследования последних лет показывают, что для большинства молодежи работа не становится главным делом в жизни, а факторы, повлиявшие на выбор профессии, носят социальный характер и не имеют выраженного профессионального мотива. Поэтому на первый план должны выступать ценностные ориентации, направленные не только на мотивы экономического характера (доходы, прибыль, уровень собственного благополучия и т.д.), но и учитывающие в качестве приоритетных мотивы гуманистического характера (моральные установки, профессиональные ценности, творческая самореализация и т.д.). В настоящее время предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда, поскольку развитие производства, новых технологий предъявляет особые требования к современному специалисту, работодатели все больше заинтересованы в гибких высококвалифицированных кадрах, для которых характерна трудовая мобильность, профессиональная самостоятельность и высокий уровень владения ключевыми профессиональными компетенциями .Соответствие человека требованиям профессии является гарантией эффективности и успешности производительности труда, одновременно это залог профессионального и личностного благополучия.
Адресная направленность
Я знаю прописную истину – двери в отношения открываются на себя. Может поэтому с подростками мне всегда легко общаться. Ребята говорят, что я могу расположить к себе. Коллеги утверждаю, что у меня всегда дружелюбный настрой, душевная удовлетворенность, искренность, тактичность, спокойствие и уверенность в себе, приветливое выражение лица, улыбка, улыбка, еще раз улыбка.
Мое педагогическое кредо: «Каждый учащийся – личность. Моя задача найти в ней все самое хорошее, ценное и дать этому развитие»
Педагогические принципы, которых придерживаюсь в своей деятельности:
Если ты любишь то, чему учишь, и любишь тех, кого учишь, то трудностей в твоей педагогической деятельности, будет гораздо меньше.
Научить слышать и слушать, помогать друг другу и взаимодействовать с учащимися - вот основа деятельности мастера производственного обучения.
Через коллективное дело учить работать в команде, уважать труд других, сопереживать и быть активным участникам событий.
Учащиеся в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования, поступают в возрасте 15 – 16 лет, когда уже у каждого из них сформированы свой личностный жизненный опыт, ценностные ориентации, мотивы (положительные либо отрицательные) к учению. Уровень знаний по общеобразовательным предметам колеблется от 3,0 до 5,8 балла. Практика показывает, что большинство учащихся не подтверждают свой уровень обученности. Кроме этого при организации работ необходимо учитывать, что учащиеся приходят из разных школ, районов столицы, немало поступает и иногородних, многие из которых (30 – 60 %) из малообеспеченных, неполных семей.
Все эти особенности мастеру производственного обучения необходимо учитывать при формировании коллектива группы, обучении и воспитании. Несмотря на то, что учащиеся имеют разный уровень мотивации, всех их необходимо обучить избранной профессии, влюбить в профессию, не разочаровать тех, кто целенаправленно решил стать строителем.
С первых дней методом наблюдения, используя результаты диагностики психолога, мнения родителей и близких, даже друзей, я выявляю особенности, лучшие качества, интересы ребят и начинаю их развивать, вовлекая учащихся в групповую, индивидуальную деятельность, предвосхищаю их успех, доверяя более сложные работы либо общественные поручения, предлагаю участвовать в оценивании работ своих коллег, помогать мне в подготовке рабочего места, инструмента, разработке инструкционных карт, подборе литературы, использованию Интернет-ресурсов и т.п. Стараюсь заметить каждый шаг успеха, а у кого не получается, уверяю в обязательном его достижении при условии выполнения таких правил:
обязательно верить в успех и хотеть добиться его;
добиваться успеха, не боясь трудностей и затрат усилий.
Результативность работы также обеспечивается, если сумел добиться взаимодействия с родителями. За  годы работы у меня сформировалась профессиональная мудрость, интуиция, опыт, которые позволяют чувствовать учащихся, направлять их, корректировать их поведение и учить мастерству.
Позитивная результативность опыта  выражается в том, что даже те учащиеся, которые пришли в училище, не имея выраженного профессионального мотива, а также те, кто имели пробелы в знаниях по предметам профессионального и специального цикла, в результате осваивали специальность, успешно сдавали экзамены, пробные работы по специальности и получали установленный разряд
В течение всей профессиональной деятельности я работала над развитием профессиональных умений и навыков учащихся, воспитанием их как личностей, развитием их творческого потенциала.
Однако время диктует новые требования не только к условиям работы на производственных объектах и в учебных мастерских, не только к тем передовым технологиям, которые мы внедряем в учебно-производственный процесс, но и к работе мастера производного обучения, использованию им компетентностного подхода в обучении учащихся.
ПРОТИВОРЕЧИЯ
В современных условиях заинтересованность работодателей в гибких высококвалифицированных кадрах, для которых характерна трудовая мобильность и профессиональная компетентность, конкуренция трудовых ресурсов, с которой выпускникам учреждений профессионального образования приходится сталкиваться  на рынке труда, заставляет корректировать подходы мастера производственного обучения к становлению профессионального имиджа учащегося, к развитию его компетентности, конкурентоспособности, эрудиции, творческих начал и культуры личности.Это и является отправной точкой в поиске новых форм и методов работы мастера производственного обучения, направленной на формирование профессиональных компетенций учащихся.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
В литературе понятие «компетентность» определяется как характеристика личности, позволяющая ей (или даже дающая право) решать, выносить суждения в определенной области.
Обязательными компонентами компетентности являются:
положительная мотивация;
ценностно-смысловое представление о содержании и результатах деятельности;
знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности;
умение, опыт, навык.
Профессиональная компетентность* – это формирование на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования.
Компетенция** – это способность применять совокупность знаний, умений, навыков и личных качеств учащегося в определенном контексте для решения проблем (задач) продуманным образом в соответствии с образовательным стандартом профессионально-технического образования. 
Понятие «компетенция» включает в себя интеграцию узловых понятий, таких как знания, умения и навыки, но:
в отличие от навыка – компетенция осознана;
в отличие от умения – компетенция связана с целым классом предметов воздействия, она совершенствуется не по пути превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями;
в отличие от знания – компетенция существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.
Понятие «компетентностный подход» логически следует из определения слова «подход», что в словарном толковании В.И. Даля означает «находиться в основе чего-то». Подход определяется некоей идеей, концепцией, принципом и центрируется на основных для него одной или двух-трех категориях.
На практике компетентностный подход в профессиональном образовании возник на пересечении «мира образования» и «мира труда».
Компетентностный подход** можно отнести к одному из способов достижения нового качества образования, которое ориентировано на подготовку конкурентоспособных специалистов.
Основные требования к компетентности современного специалиста:
владение необходимым объемом профессионально значимых знаний, умений и навыков;
наличие профессиональной культуры;
умение оперативно и грамотно решать производственные задачи, планировать собственную деятельность;
трудолюбие;
исполнительность;
честность;
добросовестность.
Интенсивное развитие строительной отрасли, внедрение современных, высокотехнологичных зарубежных и отечественных строительных материалов, соответственно высокие требования к качеству строительных работ диктует и новые требования к организации учебного процесса, деятельности мастера производственного обучения.
Поэтому в последние годы одним из приоритетных направлений деятельности в моей работе является развитие конкурентоспособности будущих рабочих и специалистов и обогащение их профессиональными знаниями, умениями, навыками, активными способами, направленными на профессиональное самопознание и достижение профессиональной зрелости.
Конкурентоспособный рабочий – это тот специалист, который обладает профессиональными мобильностью, самостоятельностью и высоким уровнем ключевых профессиональных компетенций .Поставленную задачу можно выполнить, понимая и принимая, что каждый учащийся – личность, главное найти в ней все самое хорошее, ценное и дать этому развитие.
Исходя из этого, свою работу мастера направляю на становление профессионального имиджа учащихся, на развитие профессиональных компетенций, эрудиции, творческих начал и культуры личности.
Объектом педагогического опыта является процесс развития конкурентоспособности будущих рабочих и специалистов и обогащения их профессиональными знаниями, умениями, навыками, активными способами действий, направленными на профессиональное самопознание и достижение профессиональной зрелости.
Предметом – содержание деятельности мастера производственного по формированию профессиональных компетенций учащихся.
Основные задачи педагогической деятельности:
Создание условий для оптимального развития профессиональных компетенций учащихся, личностного потенциала будущих специалистов.
Воспитание у учащихся потребности в созидательной деятельности, творчестве; положительного отношения к труду как средству самоутверждения и ценности в жизни человека и общества.
Воспитание ответственного отношения к овладению основами профессионального мастерства.
Углубление представлений о профессионально значимых качествах конкурентоспособности специалиста.
Развитие готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, к труду как средству самореализации, способности к планированию своего профессионального будущего.
Этапы развития профессиональных компетенций учащихся
 
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
 
 
ИНФОРМАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ
 
 
ПРОЕКТНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
 
 
 ОБОБЩАЮЩИЙ (САМООПРЕДЕЛЕНИЯ)
 
 
КОНККОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ
 
Деятельность мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций учащихся носит системный и планомерный характер.
Условно ее можно разделить на четыре блока:
организационная деятельность;
учебно-профессиональная деятельность;
внеучебная деятельность;
методическая деятельность.
Организационная деятельность
Создание условий для формирования профессиональных компетенций учащихся, развития личностного потенциала будущих специалистов, оказание помощи в реализации творческих способностей.
Диагностика индивидуальных творческих возможностей и способностей учащихся.
Учебно-профессиональная деятельность
Выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся.
Организация профессиональной адаптации учащихся.
Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности, с технологией производства, современной техникой для формирования умений и навыков работы в условиях различных форм организации труда (экскурсии на базовые предприятия, мастерские в учебном заведении, выставки и т.д.).
Участие в работе по подготовке и заключению договоров с предприятиями и организациями на проведение обучения в условиях производства.
Организация  работы ученического самоуправления в группе, обеспечение выполнения учащимися правил внутреннего распорядка, развитие организованности, точности, пунктуальности, дисциплинированности.
Организация и участие группы в проведении профессиональных декад.
Помощь в проектировании профессионального роста учащихся.
Осуществление профессионального консультирования учащихся путем активизации их самосознания через проведение ролевых, деловых и имитационных игр.
Организация и проведение в группе конкурса «Лучший по профессии»,
Ознакомления учащихся с технологическими и материаловедческими новинками по публикациям в средствах массовой информации.
Организация самостоятельной работы учащихся для развития у них стремления к профессиональному самосовершенствованию.
Внеучебная деятельность
Вовлечение учащихся в рационализаторскую работу, кружки профессиональной направленности.
Организация выставок технического творчества.
Приобщение учащихся к традициям трудового коллектива через совместные производственные дела.
Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства.
Организация и проведение Дней открытых дверей.
Оформление тематических стенгазет.
Организация вечеров отдыха (вечер посвящения в профессию, выпускной вечер и т.д.).
Организация встреч с передовиками производства, ведущими специалистами-выпускниками.
Посещение выставок в области современной техники, оборудования, производственных технологий и приемов труда в строительной деятельности.
Методическая деятельность
Участие в разработке рабочей учебно-программной документации и ее корректировке в соответствии с изменениями в содержании профессионального обучения и воспитания.
Организация наставничества.
Участие в методических объединениях, педагогических семинарах, консилиумах и т.д.
Разработка методических рекомендаций по организации и проведению современных форм работы по развитию конкурентоспособности специалиста.
Изучение и использование банка данных лучшего педагогического опыта работы по данной проблеме.
Организация деятельности  мастера производственного обучения
в адаптационный период
Деятельность по формированию профессиональных компетенций начинается с первых дней прихода учащихся в учебную группу. И здесь важно правильно организовать работу, связанную с адаптацией учащихся.
Целью деятельности мастера в адаптационный период является:
смягчить трудности адаптации подростка к новой социальной роли учащегося;
помочь ему в принятии и успешном освоении новой социальной ситуации развития, возникающей в связи с переходом к профессиональному обучению.
В этом учебном году у меня первокурсники и уже с сентября  я работаю над  адаптационном периоде учащихся группы № 7
Содержание деятельности мастера производственного обучения
по формированию творческого потенциала учащихся
При формировании творческого потенциала учащихся важным является организация общения и взаимоотношений с ними, помощь учащимся в развитии способностей действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде, развивать качества инициативности, самостоятельности, открытости, искренности, высокой степени ответственности за качество выполняемых видов работ в соответствии с квалификационными требованиями, рационализаторской деятельности .РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Эффективность работы с учащимися отслеживается по результатам мониторинга качества обучения учащихся группы по предмету «Производственное обучение», результативности участия учащихся в конкурсах профессионального мастерства.
Мониторинг качества профессионального образования по предмету «Производственное обучение» в учебных группах проводится 2 раза в год.
Цели мониторинга:
определение качества профессионального образования;
обеспечение педагогов, администрации качественной информацией, необходимой для принятия управленческих решений;
определение степени рациональности выбора педагогических средств, используемых в педагогическом процессе;
определение адекватности дидактических средств (формы, методы, методические приемы, режим учебной деятельности и др.) заявленным целям, возрастным особенностям обучающихся, специфике среды их жизнедеятельности;
выявление проблемных зон в организации процесса обучения и оказание практической помощи по их устранению.
По результатам мониторинга качества профессионального образования по предмету «Производственное обучение» в группе № 7 отмечается положительная динамика на всех периодах обучения учащихся.
Одним из показателей работы является участие учащихся группы в конкурсах профессионального мастерства.
Мои воспитанники внесли свой вклад в строительство многоквартирного дома. Многие выпускники стали верными друзьями по жизни, независимо от социального положения.
Успешность применения  опыта зависит от качества работы педагогов учебных заведений, их профессионально-педагогической компетентности, терпения, потребности в непрерывном образовании и повышении своего профессионального уровня.
Изменение требований к качеству подготовки будущих специалистов в свою очередь обуславливает повышение требований к уровню профессиональной компетентности педагогических работников.
Только компетентный мастер производственного обучения, выходя за рамки узкопрофессиональной деятельности и ориентируясь на потребности учащихся, создает дополнительные возможности для индивидуализации воспитания, оптимизации учебно-воспитательного процесса, эффективного педагогического воздействия.
О полной качественной и результативной (либо нерезультативной) работе мастера производственного обучения можно сказать или сделать вывод после трех, пяти и более лет, когда у выпускников сформируется достаточный жизненный и трудовой опыт. 
Эталонный образ конкурентоспособного специалиста
выполнению видов деятельности (работ) в соответствии с уровнем квалификации;
умениями нести личную ответственность за результаты труд
Готов к самостоятельной профессиональной деятельности, к труду как средству самореализации в жизни, способен проявлять настойчивость в достижении жизненного успеха через планирование своего профессионального будущего.
Обладает:
профессиональными знаниями на достаточно высоком уровне;
развитыми умениями поа своей деятельности, за ее качество и в соответствии с приобретенными навыками работы в «команде»;
способностью учитывать интересы и потребности коллектива
Способен организовывать, планировать свою деятельность и поведение в зависимости от изменяющихся условий в сфере производства. Обладает современным стилем мышления, нетрадиционными (творческими) подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях.
 
ПРОГРАММА
адаптационного периода учащихся группы № 7
 
№ Содержание деятельности Сроки Ответственные
I этап - ориентировочный
1. Изучение личных дел учащихся Август Мастер п/о
2. Изучение медицинской документации с целью выяснения особенностей психофизического развития, состояния здоровья будущих учащихся Август Мастер п/о
3. Изучение материалов, которые могут быть предоставлены социальным педагогом школы, инспектором ИДН, социальными службами города Сентябрь Мастер п/о
4. Систематизация полученной информации с целью предварительного выделения так называемых групп риска, социального неблагополучия, возможных или точно определенных аномалий развития, соматически ослабленных учащихся. Сентябрь Мастер п/о
II этап - основной
1. Групповое организационное собрание Сентябрь Мастер п/о
2. Участие в Дне здоровья Октябрь Мастер п/о
3. Мероприятия, направленные на знакомство с учебным заведением, выбранной специальностью  посещения производственных мастерских, экскурсии на производственные объекты Сентябрь Мастер п/о
4. Анкетирование учащихся
Сентябрь Мастер п/о
5. Подготовка и проведение групповых мероприятий (вечера отдыха, КТД) В течение года Мастер п/о
6. Посещение уроков В течение года Мастер п/о
7. Вовлечение учащихся в работу кружков технического и художественного творчества, психологической и правовой направленности, спортивные секции Сентябрь Мастер п/о,
8. Консультации родителей В течение года Мастер п/о
9. Анкетирование родителей Сентябрь Мастер п/о
10. Анализ жилищно-бытовых условий учащихся (посещение на дому) В течение года Мастер п/о
11. Составление социального паспорта группы Сентябрь Мастер п/о
III этап - коррекционно-развивающий
1. Выявление дезадаптированных учащихся Сентябрь, октябрь Мастер п/о
2. Работа с дезадаптированными учащимися Сентябрь, октябрь Мастер п/о
IV этап - контрольно-рефлексивный
1. Отслеживание путем наблюдения и анкетирования динамики развития личностных особенностей учащихся, межличностного взаимодействия в группе, уровня воспитанности учащихся В течение года Мастер п/о
2. Контроль за процессом адаптации по следующим направлениям:
адаптация учащихся к правилам, требованиям, регламентирующим повседневное поведение в учебном заведении;
социально-психологическая адаптация, обусловленная вхождением в коллектив;
адаптация, связанная с освоением профессиональной деятельности. В течение года Мастер п/о
ПРОГРАММА
работы по формированию творческого потенциала учащихся
(на весь период обучения)
 
Цель: развитие творческой личности учащегося, способной реализовать себя в профессиональной деятельности и социуме.
Задачи:
раскрытие творческих способностей учащихся в процессе учебно-производственной деятельности;
создание условий для развития творческого потенциала учащихся через совместную и индивидуальную творческую деятельность;
развитие профессиональных компетенций и формирование практического опыта.
№ Содержание деятельности Сроки Ответствен-ныеОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Выявление высокомотивированных в профессиональной деятельности  учащихся Ежегодно
(сентябрь, октябрь) Мастер п/о
2. Создание условий для развития личности учащихся, оказание помощи учащимся в реализации их творческих способностей. В течение периода обучения в УО Мастер п/о
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Оказание консультативной помощи учащимся в процессе учебно-профессиональной деятельности по освоению содержания программы профессионального образования В течение периода обучения в УО Мастер п/о
2. Использование активных форм обучения, моделирование нестандартных ситуаций в процессе производственного обучения В течение периода обучения в УО Мастер п/о
3. Анализ содержания дисциплин теоретического и производственного обучения с целью своевременного внесения изменений в содержаник обучения с учетом новых отраслевых технологий, материалов, оборудования В течение периода обучения в УО Мастер п/о
4. Разработка творческих, опережающих заданий на один разряд выше установленного для учащихся, способных их выполнить В течение периода обучения в УО Мастер п/о
5. Проведение творческих отчетов по профессии В течение периода обучения в УО согласно плана работы МК на текущий учебный год Мастер п/о
6. Проведение конкурсов «Лучший по профессии»
  В течение периода обучения в УО согласно плана работы МК на текущий учебный год Мастер п/о
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся, оказание помощи учащимся в реализации их творческих способностей, интересов, склонностей В течение периода обучения в УО Мастер п/о
2. Организация встреч с передовиками производства, ведущими специалистами выпускниками В течение периода обучения в УО Мастер п/о
3. Организация выставок работ учащихся, творческих презентаций по новым отраслевым технологиям, организация участия в научно-практической конференции «Новое в строительстве» В течение периода обучения в УО Мастер п/о
4. Организация участия учащихся в конкурсах технического творчества учебного заведения, республики В течение периода обучения в УО Мастер п/о
5. Оказание поддержки учащимся в развитии мотивации и творчества в профессиональной деятельности В течение периода обучения в УО Мастер п/о
6. Содействие формированию творческого потенциала, творческого мышления и воображения учащихся В течение периода обучения в УО Мастер п/о
7. Участие подростков в органах самоуправления группы, колледжа. Развитие инициативы учащихся В течение периода обучения в УО Мастер п/о
8. Оказание консультативной помощи родителям по развитию индивидуальных способностей учащихся В течение периода обучения в УО Мастер п/о
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Разработка сценариев мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала и профессиональной направленности учащихся В течение периода обучения в УО Мастер п/о
2. Разработка положений, подготовка и проведение конкурсов технического творчества, научно-практической конференции «Новое в строительстве», презентаций творческих работ в группе, учебном заведении В течение периода обучения в УО Мастер п/о
3. Организация и участие в семинарах-практикумах, конференциях по развитию творческого потенциала педагогов и учащихся В течение периода обучения в УО Мастер п/о
4. Самообразование: посещение отраслевых выставок, работа над темой «Конкурентоспособность и профессиональная компетентность молодых специалистов» Постоянно Мастер п/о