Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления


21 мая 2015 года
«Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления. Итоги прошедшего года»
Автор: Усоева Наталья Викторовна
Цель: формирование у родителей представлений о причинах трудностей адаптационного периода.
Задачи:
сделать отчет об итогах проведения адаптационной недели;
проанализировать ожидания детей от перехода в среднее звено;
наметить пути взаимодействия педагогического и родительского коллектива по преодолению трудностей периода адаптации в 5 классе;
подвести итоги прошедшего года;
наметить «дела» на лето.
Форма проведения: отчет классного руководителя о проделанной работе
Ход собрания:
Подготовительный этап
(Проводится анкетирование учащихся в форме сочинения. Приглашаются на собрание учителя-предметники, которые будут вести уроки в 5 классе, психолог, будущий классный руководитель.
Составляется сравнительная характеристика младшего школьного возраста и подросткового)Организационный этап
(Раздаются тексты сочинений родителям. Обрабатываются сочинения и готовится сводная таблица ожиданий выпускников начальной школы. Составляется сравнительная характеристика младшего школьного возраста и подросткового. Раздаются распечатки на столы.)Проведение педагогического всеобуча
Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Переход из начальной в среднюю школу, т.н. «второй адаптационный период», несёт много проблем и огорчений. Снижается успеваемость, у школьников появляются осознанные и неосознанные реакции отторжения школы. А, казалось бы, должно быть всё наоборот: ребёнок стал физически крепче, психологически устойчивее, расширились его социальные связи. Но почему-то возникают проблемы.
Конечно, это связано с рядом объективных причин: смена одного учителя на нескольких, предметное обучение, увеличение школьной нагрузки, кабинетная система. Однако происходят изменения и внутреннего мира ребёнка. Давайте посмотрим, как меняется отношение школьника к окружающему миру, людям, какой вид деятельности вносит наибольший вклад в его развитие, какие физиологические изменения происходят в организме.
Слайды 7-10


(Таблица)
Младший школьный возраст
(7-11 лет) Подростковый возраст
(11-15 лет)
Особенности социальной ситуации
(отношения ребёнка к окружающему миру)
Ребёнок стремится к общению со взрослыми. Мир взрослых является для него идеальным миром, он подражает отношениям взрослых Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых.
Ведущая деятельность
(деятельность, которая вносит наибольший вклад в развитие)
Развитие ребёнка происходит в учебной деятельности. Школа является важнейшим социальным пространством. Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому.
Особенности системы ценностей.
Ребёнок односторонне судит о способностях сверстников и о себе по школьным отметкам. Подросток оценивает себя и других с различных позиций: с точки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т.п.
Физиологические способности
Развитие костно-мышечной системы. Развитие лобных долей головного мозга Начинается процесс полового созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме.
Таким образом, изменяются социальные отношения (преобладает стремление к общению со сверстниками), критерии оценки успеха, на поведение ребёнка оказывают влияние физиологические изменения.
В результате этих изменений в 5 классе накапливается целый клубок противоречий, школьных затруднений, что оказывает воздействие на результаты учёбы, на отношение со взрослыми и сверстниками. Проблемы, возникающие в 5 классе, являются постоянным предметом изучения педагогов и психологов. Однако их пути решения пока не найдены. Задача взрослых (родителей, педагогов) – постараться создать условия для сглаживания проблем. Взрослые должны понимать осознавать причины их возникновения и оказывать всяческую поддержку учащимся.
Поэтому целью сегодняшнего собрания является создание плана мероприятий по предупреждению дезадаптации пятиклассников.
Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Опрос среди учащихся 5-х классов выявляет ряд проблем, возникающих в адаптационный период:
Слайд 15

1. Трудности при взаимодействии с учителями.
2. Тревожность при ответах у доски.
3. Страх перед контрольными работами.
4. Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.
5. Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.
Начинать работу по предупреждению проблем надо уже в 4 классе.
организация посещения класса учителями среднего звена;
знакомство выпускников с будущим классным руководителем;
ознакомление классного руководителя с психолого-педагогическими картами учащихся;
посещение будущим классным руководителем наших уроков и внеклассных мероприятий;
диагностическое педагогическое исследование детских ожиданий от 5 класса.
Сегодня на родительское собрание пришли учителя-предметники, психолог, классный руководитель. Они поделятся своими впечатлениями и дадут свои рекомендации.
Выступление учителей
Знакомство с результатами педагогического исследования
Классный руководитель:
С целью определения ожиданий учащихся я поручила детям написать сочинение «Скоро я стану пятиклассником».
Ребятам были предложены вопросы.
1. Хочется ли тебе перейти в 5 класс?
2. Чего ты ожидаешь от себя в 5 классе?
3. Хочешь ли ты изменить что-либо в себе?
4. Чего ты ожидаешь от своих одноклассников?
5. Чего ты ожидаешь от учителя и классного руководителя в 5 классе?
6. Чего ты ожидаешь от родителей?
7. Что тебя пугает, чего ты боишься, чего плохого ждёшь от 5 класса?
8. Чего хорошего ты ждёшь от 5 класса?
Ответы на эти вопросы позволили мне определить наиболее типичные ожидания, проблемы, страхи, опасения. С результатом этого исследования я хочу вас познакомить.
Ожидания
Позитивные Негативные
Буду получать хорошие знания Боюсь нового учителя
Заведу новых друзей, Стану лучше учиться Что я буду уставать и получу много двоек
У нас появятся новые школьные предметы Я боюсь, что скачусь на плохие отметки
Хороших отметок Что буду ходить в разные классы кразным учителям
Не знаю Злого учителя
Добра, бегать по коридорам Боюсь скатиться на 3 и 2.
Я хочу быть повнимательней, хорошегоотношения к ученикам от учителей.
Позвросление. Внимания от родителей. Боюсь, что буду опаздывать на уроки, пока ищу кабинет
будет добрый учитель. Родители не будут помогать с домашним заданием.
похвалу от родителей Я скорей всего буду учиться на 5, 4 Жду хороших учителей. Стать отличницей в 5 классе Что не буду получать двойки Итак, по итогам исследования, выявилась следующая картина:
негативные ожидания имеют…
позитивные ожидания имеют…
среди негативных ожиданий чаще встречаются такие:
- боятся трудностей в обучении
- боятся кабинетной системы
- боятся нового коллектива
- боятся, что будут ругать родители
Проанализировав ответы учащихся, мы составили план действий:
1. Разработать единые требования к пятиклассникам, обеспечить щадящий режим в период адаптации.
2. Классному руководителю и родителям организовать мероприятия по сплочению вновь созданного детского коллектива.
3. Родителям создать благоприятную домашнюю обстановку для преодоления трудностей в период адаптации.
Слайд 16

Слайд 17

Подведение итогов прошедшего учебного года
Подведение итогов родительского собрания
Классный руководитель. Всем взрослым – педагогам, родителям, администрации – необходимо понимать и осознавать проблемы, которые возникают в этот период обучения, и их причины. Об этом мы сегодня и говорили на собрании. В заключение разрешите вам общие рекомендации для родителей пятиклассников.
Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Помните о том, что мама и папа не имеют права оставить своего ребенка без поддержки, понимания.
Анализ итогов родительского собрания
Классный руководитель анализирует результаты собрания, составляет план мероприятий адаптационного периода в 5 классе.
Психолог проводит занятия с детьми, показавшими высокий уровень тревожности.
Члены родительского комитета намечают план внеклассных мероприятий по сплочению вновь созданного детского коллектива на период I четверти следующего года.
Слайд 21