РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Информатика и ИКТ» специальности СПО 35.02.05 «Агрономия» (105 часов)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»



СОГЛАСОВАНО:
зам.директора по УМР
___________ Н.А. Ряснянская
«____» _____________ 20__ г.

_____________ ____________
«____» _____________ 20__ г.

_____________ ____________
«____» _____________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ:
зам.директора по УР
_____________ И.М. Гайдай
«____» _____________ 20__ г.

_____________ ____________
«____» _____________ 20__ г.

_____________ ____________
«____» _____________ 20__ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ

БД.10 Информатика и ИКТ

специальности СПО
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Агрономия»












Лиски 2016
Рабочая программа дисциплины БД.10 Информатика и ИКТ разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (базовый уровень), утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089; «Примерной программы учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА И ИКТ для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования», утвержденная Министерством образования и науки РФ, ФИРО 16.04.2008г.


Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум».



Разработчики:
Филатова Ю. А., преподаватель
Ф.И.О., должность
__________________________________
Ф.И.О., должность



Рецензент:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)




Рабочая программа рекомендована ЦМК математических и естественнонаучных дисциплин

Протокол № ______ от «_____» ________________ 20 ____ г.

Председатель ЦМК ____________________ С.Н.Федорова



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
12




ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Агрономия».

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина Информатика и ИКТ относится к общеобразовательному циклу.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Данная программа ориентирована на достижение следующих целей и задач:
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен:
знать/понимать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы студента 35 часов.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Распределение объема дисциплины и видов учебной работы по семестрам

Вид учебной работы
Объем часов


Всего
В том числе по семестрам



1 семестр
2 семестр

Максимальная учебная нагрузка (всего)
105
51
54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
34
36

в том числе:




теоретические занятия
40
18
22

практические занятия
30
16
14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
17
18

в том числе:




подготовка рефератов
создание презентаций
задания с использованием ресурсов Интернета
проработка конспекта




Виды контроля по семестрам (дифференцированный зачет)


ДЗ

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета








2.2. Тематический план и содержание дисциплины Информатика и ИКТ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов

1
2
3



Тема 1. Введение. Информация и информационные процессы
Содержание учебного материала
20


Теоретические занятия
8


Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером.



Информация и знания. Достоверность информации. Поиск, хранение, обработка, передача и систематизация информации. Выбор способа хранения и представления информации в соответствии с поставленной задачей. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.



Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. Классификация информационных процессов. Информационные процессы в социальных, биологических и технических системах. Работа с автоматизированными информационными системами (АИС). Использование методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.



Кодирование и обработка текстовой, графической, звуковой, числовой информации. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.
Системы счисления. Представление числовой информации с помощью систем счисления



Практические занятия
2


ПЗ №1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора



Самостоятельная работа обучающихся
10


- проработка конспекта
- подготовка рефератов


Тема 2. Информационные технологии.
Содержание учебного материала
3


Теоретические занятия
2


Технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств ИКТ. Соотношение полученных результатов с реальными объектами



Самостоятельная работа обучающихся
1


- проработка конспекта
- подготовка рефератов


Тема 2.1. Информационные технологии. Текст как информационный объект. Обработка текстовой информации.
Содержание учебного материала
8


Теоретические занятия
2


Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов



Практические занятия
4


ПЗ №2. Создание и форматирование гипертекстового документа в текстовых редакторах. Вставка формул, таблицы. Создание списков.



ПЗ №3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика



Самостоятельная работа обучающихся
2


- проработка конспекта
- подготовка рефератов


Тема 2.2. Информационные технологии. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Обработка числовых данных.
Содержание учебного материала
8


Теоретические занятия
2


Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Способы представления математических зависимостей между данными. Использование таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей). Числовые показатели и динамика их изменения



Практические занятия
4


ПЗ №4. Создание электронной таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах



ПЗ №5. Построение диаграмм различных типов



Самостоятельная работа обучающихся
2


- проработка конспекта
- подготовка рефератов


Тема 2.3. Информационные технологии. Графические информационные объекты. Компьютерная графика. Мультимедийная среда.
Содержание учебного материала
10


Теоретические занятия
2


Растровая и векторная графика. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики. Компьютерные презентации



Практические занятия
6


ПЗ №6. Растровая графика. Трехмерная векторная графика



ПЗ №7. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»



ПЗ №8. Разработка презентации «История развития ВТ»



Самостоятельная работа обучающихся
2


- подготовка рефератов
- создание презентаций
- задания с использованием ресурсов Интернета
- проработка конспекта



Тестирование
2



Тема 3. Коммуникационные технологии
Содержание учебного материала
10


Теоретические занятия
4


Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Интернет. Поисковые информационные системы. Поиск информации. Описание объекта для его поиска. Применение информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности



>°Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете в реальном времени. Геоинформационные системы в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста. Методы создания и сопровождения сайта.



Практические занятия
2


ПЗ №9. Настройка браузера. Работа с электронной почтой. Поиск в Интернете



Самостоятельная работа обучающихся
4


- проработка конспекта
- задания с использованием ресурсов Интернета


Тема 4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Содержание учебного материала
16


Теоретические занятия
6


История развития вычислительной техники. Архитектуры современных ПК. Аппаратное и программное обеспечение ПК. Выбор конфигурации ПК в зависимости от решаемой задачи.



Операционные системы. Основные характеристики, назначение и функции операционных систем. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности. Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства.



Защита информации от несанкционированного доступа. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы, сетевые черви, троянские программы, хакерские утилиты



Практические занятия
4


ПЗ №10. Операционная система Windows XP. Значки и ярлыки на Рабочем столе. Работа с файлами и папками.



ПЗ №11. Защита от компьютерных вирусов



Самостоятельная работа обучающихся
6


- подготовка рефератов
- проработка конспекта


Тема 5. Моделирование и формализация
Содержание учебного материала
6


Теоретические занятия
4


Моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных.



Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.



Самостоятельная работа обучающихся
2


- проработка конспекта


Тема 6. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)
Содержание учебного материала
16


Теоретические занятия
4


Табличные базы данных. Иерархические и сетевые базы данных. Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.



Использование формы для просмотра и редактирования записей в базе данных. Поиск записей в базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в базе данных. Печать данных с помощью отчетов.



Практические занятия
8


ПЗ №12. Создание табличной базы данных



ПЗ №13. Создание формы в табличной базе данных



ПЗ №14. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных



ПЗ №15. Создание отчета в табличной базе данных



Самостоятельная работа обучающихся
4


- проработка конспекта
- подготовка рефератов


Тема 7. Информационное общество
Содержание учебного материала
4


Теоретические занятия
2


Этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы при работе с информацией. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий



Самостоятельная работа обучающихся
2


- проработка конспекта
- подготовка рефератов



Дифференцированный зачет
2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


Максимальной учебной нагрузки обучающегося
105

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
70

Самостоятельной работы обучающегося
35

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Аудиторная доска для письма;
Компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
Технические средства обучения:
Мультимедиа проектор;
Экран;
Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением (ОС Windows; пакет Microsoft Office 2003 – MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint, MS Outlook Express; Internet Explorer; Paint);
Устройства вывода звуковой информации.

Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/Н.Д.Угринович.-7-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-212 с.:ил.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/Н.Д.Угринович.-5-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-187 с.:ил
Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/Е.В. Михеева.-10-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.-192 с.
Дополнительные источники:
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред проф. образования/ М.С. Цветкова, Л.С. Великович.- 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2012.-352с.,[8]л. Цв. Ил.
Интернет-ресурсы:
Каталог образовательных Интернет-ресурсов [Электронный ресурс]. – http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Энциклопедия [Электронный ресурс]. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тесты по информатике [Электронный ресурс]. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дидактические материалы по информатике [Электронный ресурс]. –
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знания


основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий
Оценка выполнения практических работ
Оценка знаний тестированием

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы
Устный опрос

назначение и функции операционных систем
Оценка выполнения практических работ
Оценка подготовленных рефератов
Оценка знаний тестированием

умения


оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами
Устный опрос
Оценка выполнения практических работ

распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах
Устный опрос

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования
Устный опрос

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники
Устный опрос

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий
Оценка подготовленных презентаций Оценка выполнения практических работ

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы
Устный опрос
Оценка выполнения практических работ

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя
Оценка выполнения практических работ

наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики
Устный опрос
Оценка выполнения практических работ
Оценка выполнения индивидуальных заданий

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
Устный опрос
Оценка выполнения практических работ


ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ
ФОРМ ОБУЧЕНИЯ


Наименование раздела дисциплины (тема)
Вид занятий (лекция, семинары, практические занятия)
Кол-во часов
Активные и интерактивные формы обучения

1
Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером
Лекция
2
Разбор конкретных ситуаций

2
Этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы при работе с информацией. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Семинар
2
Мозговой штурм

3
Операционная система Windows XP. Значки и ярлыки на Рабочем столе. Работа с файлами и папками.
Практическое занятие
2
Компьютерная симуляция

4
Создание электронной таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
Практическое занятие
2
Деловая игра

5
Защита информации от несанкционированного доступа. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы, сетевые черви, троянские программы, хакерские утилиты
Семинар
2
Анализ конкретных ситуаций

6
Создание и форматирование гипертекстового документа в текстовых редакторах. Вставка формул, таблицы. Создание списков.
Практическое занятие
2
Деловая игра

7
Настройка браузера. Работа с электронной почтой. Поиск в Интернете
Практическое занятие
2
Деловая игра











Лист изменений рабочей программы

Номер изменения
Номер протокола заседания методического объединения и дата
Страницы с изменениями
Перечень откорректированных пунктов
Подпись председателя методического объединения



















































































































































































































Лист периодических проверок рабочей программы

Дата
Должностное лицо, проводившее проверку
Потребность в корректировке
Перечень пунктов, стр., разделов, требующих изменений


Ф.И.О.
должность
подпись






















































































































































































































































 Наименование раздела дисциплины (темы) берется из рабочей программы дисциплины
 Компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, проведение форумов и выполнение групповых семестровых заданий и курсовых работ в интернет-среде, электронное тестирование знаний, умений и навыков и т.д.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315



Заголовок 1 Заголовок 715