Презентация по химии на тему: Характеристика химического элемента неметалла на основании его положения в ПС Д.И. Менделеева (9 класс)


Характеристика химического элемента-неметалла на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева Выполнила: учитель химии МБОУ СОШ № 41 г. ВладикавказаСологуб Л.П. Цели урока Дать план общей характеристики хим. элемента по его положению в ПСХЭПовторить строение атома, типы хим. связи, классификацию неорганических веществ и их свойства в свете ТЭД и ОВР, генетическую связь между классами неорганических веществ План характеристики ХЭ по его положению в ПСХЭ Адрес ХЭСтроение атома, проявляемые свойства, сравнение с соседними элементамиФизические свойства простого веществаОксид, образуемый этим ХЭ и его свойства, тип и схема хим. связиГидроксид, образуемый этим ХЭ, его свойства, тип связиВодородное соединение, его свойстваСоли и их свойства Дадим характеристику элемента ФОСФОРА Порядковый номер 15, 3 период (малый), 5 группа, главная подгруппа (VA) +15 окислениеНеметаллический элемент Р0 – 5 e Р+5 Р0 + 3 e Р-3 восстановление Восстановитель и окислитель 2 8 5 n = 3 n = 2 n = 1 S S p 1S2 2S22p63S23p3 P d p S S p Сравним свойства атома фосфора с соседними ХЭ по группе и периоду В группе : Азот - Фосфор - МышьякНа внешней оболочке – по 5 электронов (сходство)Количество оболочек: у фосфора на 1 оболочку больше, чем у азота, но на 1 оболочку меньше, чем у мышьяка, следовательно, радиус атома фосфора больше, чем у азота, но меньше, чем у мышьяка, неметаллические и окислительные свойства фосфора слабее, чем у азота, но сильнее, чем у мышьякаВ периоде: Кремний – Фосфор - СераКоличество оболочек – по 3 (сходство)Количество внешних электронов: у кремния 4e, у фосфора – 5, у серы - 6e, следовательно, радиус атома фосфора больше, чем у серы, но меньше, чем у кремния, неметаллические и окислительные свойства фосфора слабее, чем у серы, но сильнее, чем у кремния Фосфор – простое вещество Неметалл, имеет разные аллотропные модификации (красный, белый – яд, смерть – 50 мг, черный),молекулярное строение Р4Т пл.=44,10, Т кип.=280,50 (белый)Молекулярная кристаллическая решеткаКовалентная хим. связь Электропроводность, теплопроводность, ковкость, пластичность, металлический блеск не характерныХимические свойства: реагирует с металлами (кроме висмута, ртути, свинца) и неметаллами (образует бинарные соединения) – составить уравнения реакций с натрием, кислородом, хлором, серой Оксиды фосфора – Р2O3, Р2О5 Солеобразующие, кислотныеКовалентная полярная связь (записать схему образования связи)Белый цветХимические свойства: Запишите реакции оксида фосфора (V) с водой, оксидом натрия, гидроксидом натрияПолучение: 4 Р + 5 О2 = 2 Р2O5 оксид фосфора (V) Фосфорная кислота- H3РО4 Н+ - РО43- ковалентная полярная связьН+ - простой ион, РО43- - сложный ионРО43- - КПСВязкая, сиропообразная бесцветная жидкость, которая легко переохлаждаетсяХимические свойства: запишите реакции фосфорной кислоты с гидрокидом калия, оксидом натрия, карбонатом натрия, хлоридом барияПолучение: Р → Р4О10 (димер Р2О5) → Н3РО4 Водородное соединение – РH3 фосфид водорода (фосфин) Ядовитый, химически активный, бесцветный газ со слабым чесночным запахом, плохо растворим в воде, лучше в орг. Растворителях, КНССильный восстановительРН3 + 2 О2 = Н3РО4Cоли фосфора – фосфаты, гидро- и дигидрофосфаты, фосфидыПроверить растворимость солей фосфора в воде по таблице растворимости Открытие фосфора – «светящийся» открыт гамбургским алхимиком Хеннигом Брандом в 1669 году из человеческой мочи (phosphorus mirabilis, лат. «чудотворный носитель света»), позже немецким химиком — Иоганном Кункелем, Р. Бойлем - 14 октября 1680 года В древнегреческой мифологии имя Фосфор (или Эосфор, др.-греч. Φωσφόρος) носил страж Утренней звезды Получение фосфора из апатитов или фосфоритов в результате взаимодействия с коксом и кремнезёмом при температуре 1600 °С:2 Са3(РО4)2 + 10С + 6 SiO2 = P4 + 10 CO + 6 CaSiO3Образующиеся пары белого фосфора конденсируются в приёмнике под водой. Вместо фосфоритов восстановлению можно подвергнуть и другие соединения, например, метафосфорную кислоту:4 HPO3 + 10 C = P4 + 2 H2O + 10 CO Генетический ряд неметалла Вспомните признаки генетического ряда:Один и тот же химический элемент-неметаллРазные формы существования этого элемента-неметалла (простое вещество-оксид-кислота-соль)Взаимопревращения веществ разных классов Генетический ряд неметалла фосфора Р  Mg3P2  PH3  Рi2O5  H3РО4  Na3PO4 Задание: осуществить цепочку превращений (составить уравнения реакций) Задачи на выход продукта реакции Вычислить выход нитрата аммония (NH4NO3) в % от теоретически возможного, если при пропускании 85 г аммиака в раствор азотной кислоты, было получено 380 г удобрения. Сколько г аммиачной селитры (NH4NO3) можно получить при взаимодействии 44,8 л аммиака (н. у.) с азотной кислотой, если известно, что практический выход составляет 80 % от теоретически возможного? Вспомним формулы! η – выход продукта m пр. V пр. η = ----- = ------- m теор. V теор. РЕШИТЕ ЗАДАЧИ При взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты получили соль массой 5,5 г. Определите выход продукта реакции (%).Вычислите массу карбида кальция, образовавшегося при действии угля на оксид кальция массой 16,8 г, если выход составляет 80%. №1. При взаимодействии натрия количеством вещества 0,5 моль с водой получили водород объёмом 4,2 л (н. у.). Вычислите практический выход газа (%).№2. Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr2O3 металлическим алюминием. Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 г, если практический выход хрома составляет 95 %.№3. Определите, какая масса мели вступит в реакцию с концентрированной серной кислотой для получения оксида серы (IV) объёмом 3 л (н.у.), если выход оксида серы (IV) составляет 90%.№4. К раствору, содержащему хлорид кальция массой 4,1 г, прилили раствор, содержащий фосфат натрия массой 4,1 г. Определите массу полученного осадка, если выход продукта реакции составляет 88 %. Домашнее задание § 1, упражненияРешить задачи.№1. При взаимодействии 6,9 г натрия с водой получили 3л водорода (н.у.). Вычислите объемную долю выхода газа в %.№2. Из 140 г оксида кальция получили 182 г гидроксида кальция. Вычислите массовую долю выхода гидроксида кальция.№3. При взаимодействии 11,2 г железа с соляной кислотой выделилось 4,45 л водорода (н. у.). Вычислите объемную долю (в %) выхода водорода от теоретически возможного.№4. Из 4,08 кг оксида алюминия получили 2 кг алюминия. Вычислите массовую долю (в %) выхода продукта реакции от теоретически возможного.№5. При восстановлении железа углеродом из 16 г оксида железа (III) выделилось 3 л оксида углерода (IV) (н. у.). Какова объемная доля (в %) выхода оксида углерода (IV) от теоретически возможного?