Конспект урока по музыке на тему Мир русской песни (5 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 9» г. Воронежа
Конспект урока музыки в 5 классе.
Тема: «Мир русской песни»
Учитель: ПчелинцеваЛариса Петровна
Воронеж
2016
II четверть. Урок № 1
Тема года: «Музыка и другие виды искусства»
Тема урока: «Мир русской песни».
Цель: выявить особенности некоторых жанров русской народной песни; через художественные произведения музыки, литературы и изобразительного искусства и деятельность обучающихся, дать обобщенный образ народной жизни России.
Задачи:
- жанры народных песен (лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные), их особенности; понятия романс, лад, интонация; значимость повтора; исполнять образцы музыкально-поэтического творчества; рассуждать о многообразии музыкального фольклора России; выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы; формирование умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения и устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями изобразительного искусства, выявлять особенности художественного языка разных видов искусства, сравнивать музыкальные произведения по разным основаниям (знать конкретные сочинения), определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать музыкальные жанры; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. - воспитывать патриотические чувства; любовь к русской народной песне;
- выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении, разыгрывание песни; музыкальные способности; чувство коллективизма.
Формируемые УУД:
Личностные: формирование своего собственного отношения к родной земле, значимости культуры своего народа; выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством в процессе освоения музыкальной культуры России.
Познавательные: формирование устойчивого интереса к русской народной песне; расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой деятельности; усвоить термины и понятия музыкального и художественного языка других видов искусства.
Коммуникативные: решать учебные задачи совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой деятельности; совершенствовать навыки развернутого речевого высказывания в процессе анализа произведения искусства; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.
Регулятивные: самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки; планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной, исследовательской деятельности; формировать ситуацию саморегуляции волевых усилий, способность к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений, в самообразовании; оценивать воздействие музыки на собственное отношение к ней.
Музыкальный материал: русские народные песни:
Русские народные песни: «Во поле береза стояла», «Приходила коляда», «Милый мой хоровод», «Я на камушке сижу», «Бояре, а мы к вам пришли…», «Все мы песни перепели», «У зари-то, у зореньки», «Уж ты, поле мое» и др. «Я гуляла весело» (р. н. Воронежская песня в исп. фолклорного ансамбля «Воля», г. Воронеж).«Хохлома» Ю. Тарана.
Изобразительный материал:
И.Шишкин. «Среди долины ровныя».
В.Поленов. «Монастырь над рекой».
И.Левитан. «Вечерний звон».
Литературный материал:
М. Горький. Рассказ «Как сложили песню».
Видеофайлы:
«Хоровод» (видеоклип на р.н.п. «Милый мой хоровд».
«Батюшка наш, Дон» (р. н. Воронежская песня в исп. фолклорного ансамбля «Воля», г. Воронеж).«Я гуляла весело» (р. н. Воронежская песня в исп. фолклорного ансамбля «Воля», г. Воронеж).Дидактический материал: учебник «Искусство. Музыка. 5 класс» (Т.И.Науменко, В.В.Алеев), учебник «Музыка. 4 класс» (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина), текст песни «Хохлома».
Оборудование: хрестоматия нотного материала, фортепиано, музыкальный треугольник.
Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация.
Ход урока.
Вход в класс под звучание русской народной песни «Во поле береза стояла».
I. Организационный момент.II. Введение в тему (слайд 2).
Учитель: - Внимательно посмотрите и послушайте видеоклип. Попробуйте определить тему сегодняшнего урока (видеофайл «Хоровод»).
Ответы учащихся.
III. Сообщение темы урока (слайд 3).
Учитель: - И так, тема сегодняшнего урока – «Мир русской песни» (запись ее в тетрадь).
- Предположите, о чем мы будем сегодня говорить, с чем познакомимся.
Ответы учащихся.
IV. Работа по теме урока.
1. Проверка имеющихся знаний.
Учитель: - И сегодня мы посвятим наш урок русской народной песне.
Назовите известные вам русские народные песни, которые поют у вас дома (учащиеся отвечают, напевают).
2. Как создавалась народная песня.
Учитель: - Песня народная богата и разнообразна. Как создавалась народная песня? (Во время какой-то работы…)
- У писателя М. Горького есть рассказ – «Как сложили песню». Вот фрагмент из него. Учащиеся читают текст из учебника «Музыка. 4 класс (с.14-15) в лицах.
- Из чего рождалась народная песня? Откуда брала свои мелодии и слова? (Из окружающей человека природы, из личных переживаний…)
3. Жанры народной песни. Слайд 4.
Учитель: - Существуют различные жанры народной песни. С какими-то из них вы знакомы, а с какими-то встретитесь сегодня впервые. Предлагаю немного поиграть в музыкальные загадки. Слушая музыкальный фрагмент, нужно определить жанр, к которому этот фрагмент относится. (Учащиеся выполняют задание.)
4. Разыгрывание русской народной песни «Бояре, а мы к вам пришли».
Обобщение:
Учитель: - Представьте себе, что исчезла литература. Что стало бы с народными песнями? (Ответы учащихся.)
Учитель: - И лишились бы мы памяти народной, т. к. песня – это душа народа, в ней история русского человека, его чувства и мысли.
- И не только песни хранят историю наших предков, но и сказки, пословицы, поговорки, изделия прикладного искусства. И все это называется одним словом – фольклор – народная мудрость.
5. Звучащие картины (слайды 5, 6 и 7).
Учитель: - Всмотритесь и вслушайтесь в картины русских художников-пейзажистов XIX в. Какое чувство вас охватывает при этом? Что объединяет эти картины? (Любовь к родной природе, к России…).
6. Самостоятельная исследовательская работа (в парах).
Учитель: - Послушайте фрагменты двух русских народных песен. Проведите исследовательскую работу, работая в паре по следующему алгоритму:
- жанр песни,
- что общего между песнями;
- причины этого сходства.
Обобщение: Не только народные песни, но и картины великих русских художников рассказывают нам о русском человеке, о его любви к Родине.
7. Хоровые коллектив Воронежа (слайд 8).
Учитель: - Мы с вами послушали фрагменты русских народных песен разных регионов России. А есть ли в нашем городе, да что там, в Воронежской области народные песни? (Да.)
- Воронеж – край песенный. У нас много фольклорных и народных коллективов: хоры, ансамбли…
- Какие из них вам известны? (Ответы учащихся.)
Учитель: - Назовем некоторые из них. Это фольклорный ансамбль «Воля», хор им. Пятницкого, ансамбль народной песни и пляски «Воронежские девчата» и многие другие.
- Давайте, побываем на концерте некоторых из них (слайды 9 и 10).
(Просмотр видеофрагментов «Батюшка наш, Дон» (р. н. Воронежская песня в исп. фолклорного ансамбля «Воля», г. Воронеж) и «Я гуляла весело» (р. н. Воронежская песня в исп. фолклорного ансамбля «Воля», г. Воронеж).Обобщение.
Учитель: - Вам понравилось? (Отзывы учащихся.)
- Видите, нам есть чем гордиться. Дома в Интернете вы найдёте информацию о Воронежских народных хорах и ансамблях.
V. Обобщение темы урока (слайд 11).Учитель: - Как вы понимаете слова: «Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе»? (Ответы учащихся.)
- Можно ли эти слова отнести к теме сегодняшнего урока «Мир русской песни»? Ответ поясните. (Ответы учащихся.)
VI. Рефлексия.
Учитель: - Понравился ли вам урок? (Ответы учащихся.)
- Что нового вы сегодня узнали? (Ответы учащихся.)
- Оцените свою работу на уроке. (Ответы учащихся.)
VII. Итог.
Домашнее задание (слайд 12) (одно по выбору ребят):
1. Мини-проект-исследование «Песни Воронежского края». Разучить одну из этих песен и исполнить в классе.
2. Найти в Интернете информацию о Воронежских народных хорах и ансамблях. Создать мини-проект-исследование.
Объявление оценок.
Прощальная попевка.
Выход из класса. (Звучит «Я гуляла» в исп. ансамбля «Воля» г. Воронеж).