Урок по литературе на тему Лирические песни


план-

конспект

устного журнала

по теме:


ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ.

(литература).









Учитель: Панфилова Т. Ив.







Тема: Лирические песни
Уч-ль: Сегодня мы проводим урок по литературе на тему: Лирические песни. "Нельзя знать историю народа, - писал Максим Горький, - не зная устного народного творчества". Мы продолжаем знакомство с устным народным творчеством в жанре песни, познакомимся с тематикой лирических песен, прослушаем русские народные песни.
Мы предлагаем вам устный журнал. И как в каждом журнале, так и у нас, есть страницы. И я спешу открыть первую страницу.

1 страница: Любовь моя, песни!

Уч-ль: Известный русский писатель Н. В. Гоголь восклицал: "Жизнь моя, радость моя, песни! Как я вас люблю!" Эти строки мы решили использовать в качестве эпиграфа к нашему мероприятию. Песня - это стихотворное произведение, которое поётся в одиночку или хором. Собирать русские народные песни начали ещё в XVII в. Собирали и записывали народные песни А. Пушкин, Н. Гоголь, В. Даль и др. Пушкин очень любил народные песни. Не раз использовал их в своих произведениях. Вспомните, в каких произведениях Александр Сергеевич использовал народные песни?

(учащиеся дают ответы)

Уч-ль. Сегодня у нас с вами праздник. А на празднике принято принимать гостей. И я спешу открыть следующую страницу.

2 страница: Гость.

Уч-ль. У нас в гостях учитель музыки и пения
- Разрешите мне задать вам несколько вопросов:
а) Почему вы стали учителем музыки и пения?
б) Что привлекает вас в музыке?
в) Как вы относитесь к русским народным песням?

(гость отвечает на вопросы)

Уч-ль. Русский критик Н. Добролюбов писал: "Есть поэты, которым хорошо удаётся описать происшествия. Это эпическая поэзия. Есть поэты, которым удаётся хорошо описать предметы и те чувства и мысли, которые они вызывают. Это поэзия лирическая." Все лирические песни можно разделить на несколько групп: любовные, бытовые, антикрепостнического содержания. И я открываю следующую страницу.

3 страница: Любовные песни.

Уч-ца. Главными героями любовных песен являются молодые люди. Их отношения между собой, их мысли, чувства, переживания составляют основное содержание песен на тему любви. Для выражения ласки и нежности в этих песнях употребляются эпитеты и слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Юноша называет любимую "лапушкой", "сударушкой", "лебёдушкой", а девушка называет юношу "отрадой", "сизым голубем", "ясным соколом". Но в условиях патриархального уклада любовь девушки - крестьянки нередко была несчастной. Ей не разрешали встречаться с любимым. Часто выдавали за нелюбимого, а порой и за человека, намного старше её.

Уч-ль. Мы хотим предложить вам народную песню "У церкви стояла карета". Эта песня о судьбе несчастной девушки, которую выдают замуж за нелюбимого.

(исполняется песня)

4 страница: Бытовые песни.

Уч-ца. Бытовые песни являются продолжением любовных, но отличаются тем, что от начала до конца наполнены печалью и безутешным горем. Главным мотивом этих песен является противопоставление "волюшки" девичьей жизни и "неволи" жизни замужней. Выйдя замуж, молодая крестьянка часто сталкивается с бедностью в семье мужа. На её плечи сваливается самая тяжёлая, а порой и "чёрная" работа. В одной песне пожилая женщина печалится за судьбу своей дочери, говоря о "зятюшке", у которого нет "ни сохи, ни боронушки", "в огороде нет бороздушки", "на столе нет краюшечки", "а в мошне нет кладушечки". Но самое печальное было то, что исправить женщина ничего не могла, и подобная судьба ожидала её уже у колыбели.


·Уч-ль. Прослушайте народную песню "На улице дождик" в исполнении Н. Кадышевой. В песне говорится о несчастной судьбе, которую ожидает новорожденная девочка.

(звучит фонограмма)

5 страница: Бурлацкие песни.

Уч-к. Тяжко жилось не только женщине в крепостнической России, но и её другу. Основным занятием крестьян было хлебопашество, которое занимало лишь определённый период года. И они нанимались бурлаками, которые тянули на канатах вверх по реке гружёные баржи. Тяжелее бурлацкого труда и не было. И поэтому песни, сложенные ими, напоминали скорбный стон замученных людей.

Эй, ребята, собирайтесь,
За верёвочку хватайтесь.

Но самой распространённой была песня "Дубинушка"

Эй, ухнем, эй, ухнем!
Ещё разик, ещё раз!

Уч-ль. Всем известна картина Репина "Бурлаки". Всмотритесь в лица героев. Сколько скорби, печали изобразил художник.

(демонстрируется картина)

Уч-ль. Какие мысли и чувства вызывает у вас картина?

(ответы учащихся)

6 страница: Ямщицкие песни.

Уч-к. Строительство железных дорог в России началось только в XIX в. Самым распространённым был гужевой транспорт. Этот промысел был наполнен опасностями. Нередко ямщики заболевали в пути, а иногда и умирали. Их могли обокрасть или убить. Не случайно в народе появилась поговорка: "Взялся за гуж, не говори, что не дюж".

Уч-ль. Вашему вниманию предлагается инсценировка, которая является историческим фактом, и подтверждает сказанное.

(сценка)

Автор: Однажды, прогуливаясь по вечернему Петербургу, император Александр был застигнут дождём. Он нанял ямщика и доехал до Зимнего дворца.
Ямщик: Всё, барин, приехали. Извольте заплатить 50 копеек.
Имп-р: (проверяя карманы) Голубчик, у меня нет с собой денег. Ты подожди минутку, я пришлю со слугой.
Ямщик: Нет, барин, ты поищи получше, сколько раз подвозил сюда господ, а ни один не заплатил.
Имп-р: А почему ты не пожалуешься?
Ямщик: Это на нашего брата можно пожаловаться, а на вашего - бесполезно.
Имп-р: Милок, возьми вот это пальто, оно дорогое, добротное, а я со слугой передам деньги, и ты вернёшь мне пальто.
Ямщик: Это дело, барин! (актёры уходят)
Автор: Император действительно передал деньги со слугой, но заплатил 100 рублей. За себя и за всех тех нерадивых господ, которых подвозил ямщик.

7 страница: Солдатские песни.

Уч-ца. Ещё Петром I был издан указ о воинской обязанности. Срок службы исчислялся 25-ю годами. Здоровые, крепкие, полные жизненных сил молодые люди уходили на службу, а возвращались старыми и больными. А многие не возвращались, так как умирали от болезней и тяжёлых испытаний. Поэтому и провожали родные солдата с плачем и причитаниями. Но русский человек смирился и с такой судьбой. И не унывал. Самой популярной солдатской песней была задорная песня "Солдатушки - ребятушки".

(исполняется песня - инсценировка)

Девочки: Солдатушки, бравы ребятушки!
Где же ваши жёны?
Мальчики: Наши жёны - пушки заряжёны.
Вот где наши жёны.
Девочки: Солдатушки, бравы ребятушки!
Где же ваши тётки?
Мальчики: Наши тётки - шапки тёплы.
Вот где наши тётки.
Девочки: Солдатушки, бравы ребятушки!
Где же ваши деды?
Мальчики: Наши деды - славные победы.
Вот где наши деды.

8 страница: Наш вернисаж.

Уч-ль. На этом наш праздник заканчивается, мы приглашаем вас на выставку рисунков по русским народным песням.

ЛЮБОВЬ МОЯ,

ПЕСНИ!




ГОСТЬ.





ЛЮБОВНЫЕ

ПЕСНИ.



БЫТОВЫЕ

ПЕСНИ.


БУРЛАЦКИЕ

ПЕСНИ.



ЯМЩИЦКИЕ

ПЕСНИ.



СОЛДАТСКИЕ

ПЕСНИ.



8. НАШ

ВЕРНИСАЖ.









13PAGE 15


13PAGE 14415