Урок письма на тему Рассуждаем и пишем (1 класс)


Урок 27.
Тема: Рассуждаем и пишем
{Пропись № 3, с. 56-57)
1. Определение темы урока: называются буквы, написанные на первой строке с. 56, и выясняется, какие из них лишние (буква ф, обозначающая глухие звуки - твёрдый и мягкий, и буква ж, обозначающая твёрдый согласный звук, не имеющий мягкой пары). Сочтёте нужным - попросите детей стрелками показать начало письма каждой буквы; можно найти букву, которая присоединяется к другим с отрывом руки (строчная буква б), и показать только начало её письма.
2.Игра «Полубуковка».
3.Письмо под диктовку букв и слогов по выбору учителя.( Зоя, Борис, Галя, Дружок, Федор, Жучка)-определение «опасных мест»
4.Соотнесение рисунков и звуковых схем, обведение нужной дорожки. (Даны схемы слов лиса, зебра.)
Сравнение первого звука из слова олень и последнего из слова зебра (звуки одинаковые), обращение к словам, написанным в рамке, и нахождение букв на месте этих звуков. Вывод: один и тот же звук обозначен разными буквами. Сделанный вывод фиксируется в схеме рядом со словами. После этого слова дополняются буквами и обводятся по серому цвету. Обсуждается, можно ли самим писать буквы на месте безударных гласных звуков. ("Нельзя, т. к. не умеем выбирать нужные буквы для каждого слова, надо спрашивать у учителя».)
Предложение (Этот снежный зоопарк.) обводится с вписыванием ударного гласного звука и частей ударных слогов.
5.Запись под диктовку слов снега ~ звери; огонь - юрка; сады - нора (с. 56). При диктовке учитель подсказывает буквы, которые расходятся со звуками, дети вписывают эти буквы в самостоятельно составленные слоговые схемы.
6.Наблюдение за обозначением буквами последних звуков в парах слов вот - дед; Мороз - нос. (с. 57) Буквы, которыми обозначаются звуки [tJ и [с], обводятся и дописываются по серому цвету в схеме.
Следующее наблюдение связано с написанием ударных сочетаний жи-ши, для чего предлагается обвести по серому цвету слово снежинки, добавив в него пропущенный слог, а затем придумать слова с сочетанием ши.
Дополнительная беседа о ёлочных игрушках, вписывание недостающих букв в слова звёзды, шарики.
Чтение начала предложения, обведение его по серому цвету и завершение: слово маму дописывается, а остальные устно договариваются.
Списывание напечатанного предложения: С Новым годом!
Подведение итогов урока:
а) обведение по серому цвету и дописывание недостающих букв, обозначающих парные глухие согласные звуки;
б) оценка детьми своей работы.