Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «В царстве геометрических фигур и объёмных тел»


Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «В царстве геометрических фигур и объёмных тел»
Цели:
Повторить с детьми названия основных объёмных тел: шар, сфера, куб, цилиндр, призма , пирамида, конус; упражнять в изготовлении игрушек или пространственных композиций из объёмных тел.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать накоплению умений считать до 5 и обратно,
- умение соотносить количество предметов с цифрой;
- знание геометрических фигур;
- названий дней недели и их последовательность.
Развивающие:
- развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре;
- находить решение и делать выводы.
Методы и приёмы:
- Наглядные использование пособий, демонстрация иллюстративных пособий – геометрических фигур, загадочный цветок. Длинная и 3 веревки покороче, связанные в круги.
- Словесные поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;
создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.
литературные: загадки
музыкальные: - музыкальное сопровождение – тихая лирическая музыка – шум моря.
Демонстративный материал: конус, куб, цилиндр, на ковре выложена ромашка из желтых волшебных ниточек, на лепестках которой написаны загадки.
Раздаточный материал: по 5 квадратов и кругов, волшебная веревка, двух полосные карточки, дидактическая игра «Геометрические формы», рабочие тетради «Математика для дошкольников», цветные карандаши.
Воспитательные:
- воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность,
- чувства взаимовыручки,
- желание прийти на помощь.
Ход:
Мотивационно - организационный этап 
Воспитатель организует игру «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз,
Чуть присела на карниз
И с него свалилась вниз.
Скатилась и забыла, как называются дни недели, давайте поможем ей их вспомнить
Воспитатель предлагает детям назвать первый, второй, пятый… дни недели.
Дети помогите
(спрашивает 4 – 5 человек)
Хорошо, говорит нам спасибо, дни недели она вспомнила, но как ей посчитать от 5 в обратном порядке.
Основной этап (10 – 15 мин)
Ребята, посмотрите, на нашей полянке вырос цветок.
Как вы думаете, что в нем такого необычного?
Правильно, он необычен тем, что на его лепестках написаны загадки, давайте их прочитаем и отгадаем.
1. Похожи точно родные сестренки,
У него уголки и сторонки,
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пуститься вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? ведь это… квадрат
2. Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
Но кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник –
Стал квадрат…прямоугольник
3. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня… круг
4. Он похож так на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность –
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым вдруг стал
Получился здесь… овал!
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости – они тоже геометрические фигуры, посмотрите, может вы какие - то узнаете?
Воспитатель выставляет в ряд объемные геометрические фигуры – куб, цилиндр, конус, призма, сфера, конус.
Воспитатель предлагает поиграть в игру. Нужно разбиться на группы, кто – то будет изображать квадрат, кто- то прямоугольник, кто – то треугольник, а потом все вместе круг и овал.
Физминутка: 
Физкультминутка
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.
Вставайте из-за столов.
Внимательно слушайте меня.
Если я назову геометрическую фигуру, у которой есть углы - надо хлопать в ладоши, а если назову геометрическую фигуру, у которой нет углов - надо топнуть.
- построим круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник
Молодцы, вы все очень хорошо справились с заданием, переходим к следующему заданию. Дети садятся за столы на стульчики.
На столах в подставочках лежит раздаточный материал: по 5 треугольников,5 квадратов, двух полосные карточки на каждого ребенка.
Воспитатель предлагает выполнить задание:
расположить в верхнем правом углу 1
треугольник, в верхнем левом углу 2 квадрата, в середине 1 квадрат, в нижнем левом углу 2 квадрата, в нижнем правом углу 1 треугольник.
- Алеша, проверь, правильно ли Маша расположила фигуры?
б/ на верхнюю полоску положите 4 треугольника, а на нижнюю полоску положите 5 квадратов.
Что вы скажите про треугольники и квадраты?
- Ребята, а как вы узнали чего больше – квадратов или треугольников? Правильно нужно наложить квадраты на треугольники. А как сделать, чтобы их было поровну (2 способа).
Практическая деятельность 
Следующий этап нашей работы – работа в тетрадях
Детям предлагается сосчитать, сколько изображено предметов в столбиках и раскрасить нужное количество кружков, под каждым столбцом.
Воспитатель предлагает, проверить правильность выполнения работы по парам, друг у друга
Заключительный этап 
После завершения работы в тетрадях детям предлагается подойти к столам, на которых расположены геометрические фигуры и подобрать к фигуре, находящейся на столе подходящие по форме предметы, например, прямоугольник – окно, квадрат – стол, шар – мяч…
УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ ПОХОЖИЙ ПО ФОРМЕ ПРЕДМЕТ»
-найдите глазами и назовите предмет, похожий на ту или иную геометрическую фигуру (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
Подведение итогов:
Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями.
- Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? С какими заданиями вы справились быстрее.
- Занятие закончилось, всем спасибо.