Проект по ФЭМП у детей среднего дошкольного возраста «В стране геометрических фигур»


-748665-613410ГБОУ ООШ №21 г.о.Новокуйбышевск
Структурное подразделение «Детский сад «Дружная семейка»
Проект по ФЭМП
у детей среднего дошкольного возраста
«В стране геометрических фигур»
2015-2016гг.
Технологическая карта проекта
Содержание Пояснение
Название проекта «В стране геометрических фигур»
Тип проекта Педагогический
Вид Познавательно - творческий, игровой, групповой, долгосрочный
Образовательная область Познавательное развитие
Организатор Воспитатели
Участники проекта Педагоги, дети, родители
Целевая группа Воспитанники средней группы
Сроки реализации С сентябрь 2015г -май 2016г.
Основания
для разработки
проекта Современные ученые отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.Следовательно, становится актуальным изучение и закрепление геометрических тел, как одного из важнейших показателей развития пространственного мышления и воображения ребенка.
Первые шаги по стране Геометрии должны быть интересными, увлекательными и в то же время практически ориентированными, понятными, опирающимися на уже приобретенные знания ребенка. Именно такие первые шаги возможны через проектную деятельность, которая поможет повысить качество усвоения детьми знаний по данной теме.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к геометрическим фигурам и телам.
В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами.
Цель проекта Повышение у детей интереса к математике посредством создания условий по изучению геометрических фигур и тел во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.
Задачи ДЛЯ ДЕТЕЙ:
•закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и геометрических формах (шар, куб)
• совершенствовать умение выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам;
• упражнять в группировке геометрических фигур по различным признакам
(цвету,форме, размеру)
•познакомить детей с понятиями «четырехугольник»;
•развитие у детей конструктивных способностей, умения преобразовывать один математический объект в другой;
•развивать интерес к аппликации;
• учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам;
•учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу;
•развивать коммуникативные навыки;
•развитие пространственной ориентировки.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
•обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
•помочь своим детям запомнить стихотворения о геометрических фигурах;
•обеспечить финансовую поддержку в приобретении тематических игр.
Прогнозируемый результат:
•расширение представлений о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб);
•развитие умений соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами;
•умение различать и называть геометрические фигуры;
•освоение объемных геометрических форм (шар, куб);
•умение сравнивать фигуры, выделять между ними сходство и отличие;
• умение устанавливать взаимосвязь между плоскими и объемными геометрическими фигурами;
•обогащение словаря математическими терминами;
•формирование умения составлять рассказы и сказки о фигурах;
•закрепление математических понятий через подвижные игры с использованием предметов определенных форм, через творческую деятельность;
•умение использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности);
•развитие логического мышления, сообразительности и познавательного интереса.
    
Тематический план работы с детьми
Разделы работы Основное содержание
Совместная деятельность
Познавательное развитие
Беседы: «В гостях у геометрических фигур»
«В царстве четырехугольников»
«Мир геометрических тел» (шар и куб)
«Веселая фигура – ромб»
«Волшебные фигуры»
«На что похоже?»
«Волшебные превращения геометрических фигур
(сгибание, разрезание, вырезание)

Речевое
развитие
Описание геометрических фигур и тел
Составление рассказов и сказок о фигурах
Отгадывание загадок о фигурах
Придумывание загадок
Рассматривание картин и иллюстраций по теме
Рассказывание «Закончи сказку по другому»
Социально-коммуникативное развитие Дидактические игры:
«Сложи узор»
«Подбери по цвету и форме»
«Выложи орнамент»
«Составь из частей целое»
«Домино»
«Что общего и чем отличаются»
«Что в кострюле у повара?»
«Поезд геометрических фигур»
«Найди, что лишнее»
«Дорисуй и раскрась»
«Продолжи закономерность»
«Какой фигуры не хватает?»
«Догадайся, как надо раскрасить»
«Какой домик лишний и почему»
«Логические цепочки»
«Назови соседей»
«Большие и маленькие фигуры»
«Роботы»
«Магнитная мозаика»
«Где моё место?»
«Геометрические качели»
«Внимательные художники»
Количественный и порядковый счет геометрических фигур в пределах 5
Сравнение геометрических фигур
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Детский сад»,"Мы строители", "Автобус", "Водитель и пешеход", «Семья»
Ознакомление с художественной литературой
Чтение сказок: «Колобок, «Цветик-семицветик», «Три медведя» «Волк и семеро козлят»,
«Два жадных медвежонка», «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка»
Сказка «Город геометрических фигур» (интернет ресурс)
Сказка, как круг и треугольник с квадратом подружились» (интернет ресурс)
Фигурные стихи
Заучивание стихов, считалок, загадок о геометрических фигурах
Художественно-эстетическое
развитие
Рисование:«Волшебный лес», «Бусы для куклы Маши», «Кошка», «Кошкин дом», «Мороженое для любимой мамочке», «Гусеничка», «Угощение для зайчика», «Украшаем шапки», «Домик щенка», «Дом моей семьи», «Пирамидка», «Мишка косолапый», «Воздушные шары», «Новогодняя гирлянда», «Снеговик почтовик»
Рисование геометрических фигур нитью
Превращение геометрических фигур в предметы
Геометрическое панно
Коллаж «Рисуем фигурами»
Рисование палочками на снегу, на песке геометрических фигур
Лепка: «Рыбки в акариуме», «Колобок», «Зайчик», «Снеговичок», «Избушка трех медведей», «Пирожки для Красной шапочки», «Пирамидка», «Солнышко», «Цветик-семицветик», «Елочка», «Волшебный лес»
Лепка геометрических фигур
Аппликация: «Продолжи ряд» (наклеивают фигуры в определенном порядке)
«Осень в парке», «Машина», «Ракета», «Корабль», «Заплатки», «Укрась кукле сарафан», «Коврик для кота», «Наша ферма», «Угощение для щенка», «Неваляшка», «Девочка в платье», «Кот Мурзик», «Белочка», «Домик для птиц»
Конструирование из геометрических фигур
Составление фигур из счетных палочек
Моделирование из геометрических фигур
«Штриховка» геометрических фигур
Физическое
развитие
Подвижные игры:
«Найди свой домик»
«Ловишки из круга»
«Ловишки с мячом»
«Свободное место»
«Найди пару»
«Сделай фигуру»
«Море волнуется раз…»
«Живые геометрические фигуры»
«По кочкам через болото»
Работа с родителями:
1. Участие в изготовление альбома «В мире геометрических фигур».
2. Помощь в изготовлении оздоровительной дорожки из геометрических фигур.
3.Консультация для родителей "Знакомство и значение геометрических фигур в жизни ребенка".
4. Папка-передвижка " Узоры из геометрических фигур".
5. НОД «Путешествие в страну геометрических фигур».
6. Ширма «Дидактические игры для формирования у детей представлений о геометрических фигурах».
7. Участие в изготовлении масок «геометрические фигуры» для игр.
8. Оформлена выставка творческих работ «Мир геометрических фигур».
9. НОД «Жители города Фигур».
10. Организация родительского собрания «Влияние семьи на развитие математических представлений».
11. Индивидуальные беседы о необходимости развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей в домашних условиях.
12. Сочинение сказки «Геометрические фигуры на прогулке».
13. Помощь в организации математического уголка и расширении его ассортимента.
14. Участие в создании мини музея «Круг и шар, квадрат и куб».
15. Итоговое занятие «Страна Геометрия».
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно – речевую, музыкально – игровую).
Работа по теме проекта получилась познавательной.
Дети успешно:
освоили геометрические фигуры;
умеют сравнивать объемные фигуры, выделять между ними сходство и отличие (шар, куб)
устанавливают взаимосвязь между плоскими и объемными геометрическими фигурами;
обогатился словарь математическими терминами;
умеют использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности);
развито образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;
развит интерес к решению познавательных, творческиз задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
могут распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам;
могут конструировать фигуры по словесному описанию, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Главными помощниками в творческом проекте стали родители. Родители с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
Родители:
овладели необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.
повысилась педагогическая грамотность родителей по развитию у детей элементарных математических представлений о геометрических фигурах и телах.
сформировани интерес к творчеству совместно с детьми.
Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации. Уровень познавательного интереса у детей возрос вдвое. Дети ждут занятия с огоньком в глазах, с жаждой познания. Они активны, жизнедеятельны. И этот позитив несут в самостоятельную деятельность, стремясь и в игре вести поисковую деятельность. При встрече с родителями они с упоением рассказывают о своих открытиях.
Список литературы:
1. Гаврина С.П. «Веселая математика» - М.,2001
2. А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.
3.В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.
4. Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
5. И.А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.
6. А.П. Тимофеевский «Малышам о формах и размерах», Москва 2012г.
7. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Методические разработки «Раз ступенька, два ступенька», «Игралоч-ка»;
8. Л. С. Метлина «Формирование элементарных математических представлений».
9. З. А. Михайлова. Пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 2000г.
10. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей», Москва «АСТ-ПРЕСС», 2007г.
11. Соловьева Е.П. «Математика и логика для дошкольников», М., «просвещение», 2002г.
-348615407670Фотоотчет о проделанной работе по проекту «В стране геометрических фигур»
-94234090170
-444500-289560
-1691640271145
-253365-335915
3664585144780
-309245-431800
3757295309245
-453390-468630
441325061595
-474980-442595
-958850242570