СТАТЬЯ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФГОС В ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Применение технологии проблемного обучения ПО ФГОС в преподавании основ безопасности жизнедеятельности
Автор: Шефер Яков Андреевич
Поиск путей совершенствования системы образования в Российской Федерации приводит к пересмотру как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. Использование новых методов и приемов обучения, разработка новых форм организации учебно-воспитательного процесса, обращение к принципиально новым средствам обучения дарует возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС.
Традиционные методы обучения ОБЖ, нацеленные на предоставление готовых знаний, имеют немаловажное значение, но затрудняют освоение школьникам жизненных ситуаций проблемного характера. Они определяют чаще всего выработку шаблонного поведения и главным образом направлены на долговременную память и конвергентное мышление. В большей мере такие методы не соответствуют современным требованиям ФГОС, поэтому возникает необходимость в новых технологиях. Мы обратимся к рассмотрению проблемного обучения в преподавании курса ОБЖ для учащихся МКОУ СОШ №15 г. Шадринска.
Рассмотрим понятие проблемное обучение это прежде всего организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. [7]
На наш взгляд проблемное обучение ориентировано на создание проблемных ситуаций, на понимание, принятие и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся [4].
Если при традиционном обучении мы даем теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении мы подводим школьников к противоречию и предлагаем им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).
Например, на уроке для учащихся 7 класса по теме «Виды перекрёстков. Правила безопасного поведения пешеходов на перекрёстках.» было предложено найти соответствие между частью текста и его общей идеей в рассказе из журнала «Переменка» (о дорожных знаках, о светофоре, о регулировщике), а затем формулируются вопросы проблемного характера:
Какие группы знаков участвовали в споре?
Каково было основные предназначения светофора?
Чтобы произошло, если бы не было этих способов регулирования на дорогах?
Чем необходимо руководствоваться есть дорожные знаки и регулировщик?
В конце работы над текстом учащимся предлагается выделить не только главную, но и избыточную информацию (перечисление дорожных знаков).
Цель (правила безопасного движения пешеходов) постепенно раскрывается в ходе решения проблемы.
Важно отметить, что познавательная потребность появляется у учащегося в том случае, когда он в процессе выполнения задания не владеет готовыми средствами и требуется усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Данная ситуация и называется проблемной. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия [1].
Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога. Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.
На наш взгляд суть активизации обучения у учащихся заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся осваивает основные навыки получения знаний и на основе этого обучится самостоятельно находить знания.
По нашему опыту имеет место возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися при изучении почти каждой темы на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Однако подготовленность ученика к проблемному обучению обусловлена, прежде всего, его умением увидеть предлагаемую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и реализовать ее эффективными приемами. Таким образом, в проблемной ситуации ученик оказывается перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.
Важно обратится к типам проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе:
Проблемная ситуация создается тогда, когда выявляется несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новых требований (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями).
Проблемные ситуации появляются при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи.
Проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике.
Проблемная ситуация появляется в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.
Проблемные ситуации при решении технических задач возникают тогда, когда между схематическим изображением и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие.
Проблемные ситуации создаются и тем, что существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы [4].
Обратимся к правилам создания проблемных ситуаций. Для создания проблемной ситуации необходимо:
Перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:
задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;
неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;
выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.
Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.
Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.
В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т.п.Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.
Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты [6].
Функции проблемного обучения в условиях преподавания курса ОБЖ: усвоение учениками системы знаний о безопасности жизнедеятельности и способов практической деятельности в ЧС, развитие интеллекта учащихся, формирование диалектического мышления школьников, формирование всесторонне развитой личности, воспитание навыков творческого усвоения знаний, воспитание навыков применения знаний и умение решать проблемы сохранения и укрепления своего здоровья, формирование и накопление опыта действий в опасных ситуациях, формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей [2].
Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся. Задача является важным фактом повышения познавательной активности обучающихся. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий [2].
Дидактические цели проблемного обучения: привлечь внимание ученика, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности; поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало вы мыслительную деятельность; помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности; помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения [3].
Структура проблемного урока:
1. Организационный момент - включение детей в деятельность; - выделение содержательной области.
2. Актуализация знаний - воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания; - фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.
3. Постановка учебной проблемы - определение затруднения, его место. - определение необходимости нового знания.
4. «Открытие» учащимися нового знания - выдвижение гипотезы; - проверка гипотезы.
5. Первичное закрепление - внешнее оформление новых алгоритмов; - фиксирование уже оформленного знания.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе; - самостоятельное решение типовых заданий; - самостоятельная проверка учащимися своей работы.
7. Повторение - включение нового материала в систему знаний; - решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
8. Итог занятия - рефлексия деятельности на уроке; - самооценка учащимися собственной деятельности. На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности обучающихся [3].
Очень часто на уроках ОБЖ делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Именно на уроках основ безопасности жизнедеятельности складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Поэтому такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.
Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Проблемное обучение вызывает со стороны обучающихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить [3].
Кроме того, создание проблемного обучения трудоёмко, так как к каждому уроку необходимо подбирать соответствующие упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе внедрения ФГОС обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Таким образом, проблемное обучение отвечает новым стандартам и эффективен в развитии самообучения учащихся.  
Литература:
Гурова, Л.Л. Психологический анализ решения задач. - Воронеж, 1976.
Ермоленко, С.Л. Использование технологии проблемного обучения в преподавании курса основы безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3. — С. 72-75.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии. Проблемное обучение. -М.: «ВАКО», 2010. - 296 с.
Кудрявцев, Т.В. Психология творческого мышления. - М., 1975. – C. 264-268.
Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. – С. 181-183.
Махмутов, М.И. Проблемное обучение. - М., 1975.