Методическая разработка урока сельскохозяйственного труда в 8 классе Высокорослые и карликовые плодовые деревья. Понятие приствольного круга.


Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
пгт Опарино Кировской области.
Методическая разработка
урока сельскохозяйственного труда
в 8 классе
Высокорослые и карликовые плодовые деревья.
Понятие приствольного круга.
Выполнила: Шулятникова Л.И.
учитель сельскохозяйственного труда
Опарино 2014 г.
Школа: МКС(К)ОУ школа-интернат VIII вида пгт Опарино
Учитель: Шулятникова Людмила Ивановна, учитель сельскохозяйственного труда
Класс: 8 класс
Урок: Сельскохозяйственный труд
Тема раздела: Осенний уход за плодоносящим садом
Тема урока: «Высокорослые и карликовые плодовые деревья , понятие приствольного круга».
Тип урока: изучение нового материала
Цель:.Научить различать низкорослые плодовые деревья от высокорослых .Дать понятии о достоинствах и недостатках плодовых деревьев
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
Познакомить с видами плодовых деревьев. Научить определению приствольного круга
Закрепить знания по уходу за плодовыми деревьями .
Коррекционо –развивающая:
Развивать умение работать самостоятельно . Развивать умения и навыки при работе с сельхозинвентарем ,мелкой моторикой;
Коррекционно-воспитательная:
Способствовать воспитанию интереса к сельскохозяйственным работам и плодовым деревьям .Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Средства обучения: индивидуальные карточки, инструкции по охране труда, презентация к уроку;
Сельхозинвентарь: лопата, пилка садовая.
Этап урока Дидактические
Задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся ФОПД ведущий метод
1.Организация начало урока Подготовка учащихся к работе на уроке Введение в урок Приветствует учащихся настраивает на урок .проверяет готовность к уроку .Дает задание прочитать правила на стенде . Приветствуют учителя ,проверяют готовность к уроку. Читают правила садятся на место по одному .Фронтальный
Индивидуальный
2.Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели побуждение к деятельности
. Загадка
1.задает вопросы
Раскрывающие тему .2.открывает тему и цели урока слайд 1.
Учащиеся высказывают свою точку зрения Фронтальный обьяснительно илюстративный
3.актуализация знаний Анализ содержания учебного материала .подготовка учащихся к основному этапу урока .включение мыслительного процесса. Слайд 2-8 обьяснение материала Учащиеся работают в тетрадях . Работают с текстом . Фронтальная
Индивидуальный репродуктивный частично поисковый
4.Первичное усвоение нового учебного материала .осознание .осмысление Создание условий для выполнения заданий с применением полученных
Знаний и умений .Предлогает учащимся выполнение различных заданий .Учащиеся выполняют тестовые задания
. Фронтальный индивидуальны Репродуктивный частично -поисковый
5. Закрепление
полученных знаний ,умений ,навыков Создание условии для выполнения практической части Проводит инструктаж и обеспечивает исправным инвентарем Учащиеся выполняют работу самостоятельно Фронтальный индивидуальный .6 .Рефлексия
Состояние ребенка на уроке .подвести итоги ,поставить оценки. Возвращение к целям урока .Предлагает ответить на вопрос ,пригодятся ли навыки которые сегодня приобрели ? Оценивают уровень своих знаний.
Есть вопросы .фронтальная
Ход урока
I. Орг. момент.
Проверка домашнего задания
- в чем заключается подготовка почвы под посадку смородины ?2. Целеполагание и мотивация
Загадка :Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.Ответ: Яблоко
Тема урока «Высокорослые и карликовые плодовые деревья , понятие приствольного круга».
Практическая работа: Вырезка сухих ветвей. Удаление отмершей коры . Выкопка канавки у приствольного круга .
Цель: Расширить представление о видах плодовых деревьев и дать понятие о приствольном круге .Познакомить с определением площади приствольного круга .слайд 1
3 Актуализация знаний .- Какие плодовые деревья вы знаете? ( яблони , груши ,и т д.)
- Из всех плодовых деревьев ,самыми наибольшими считаются
-Яблоня 8-10м; груша 10-12 м ; это высокорослые (сильнорослые ); или слайд 2
- низкорослые ( слаборослые или карликовые ) - яблони , груши -1-8,2-5 м
Слайд 3.
- плодовые деревья одного сорта могут быть ,как низкорослые так и высокорослые .
- что такое саженец?( растение выращенное из черенка или подвои )
- размер дерева , сила роста ,и характер кроны ,.зависит от особенностей выращивания саженцев .
- для получения саженцев высокорослых деревьев , яблони и груши подвои выращивают из таких же высокорослых плодовых деревьев .слад 4
- саженцы низкорослых плодовых деревьев получают прививкой обычных сортов яблони и груши на особые слаборослые подвои . слайд 5
- карликовые яблони ,кроме небольшой высоты отличаются тем ,что образуют кустовидную крону .Отведенные ветви так же легко укореняются ,как ветви красной смородины .Это их свойство используют для выращивания подвоев . слайд 6
- сильнорослые деревья растут долго . достигают большой высоты ,корни у них залегают глубоко в почве ,поэтому они отличаются большой устойчивостью к неблагоприятным условиям . слайд 7
- недостаток сильнорослых плодовых деревьев в том , что они долго не плодоносят , в первые годы дают небольшие урожаи .
- к тому же с больших деревьев трудно собирать плоды .- Слаборослые плодовые деревья быстрее вступают в пору плодоношения ,плоды у них появляются на 2-3 года раньше ,чем на сильнорослых деревьях .- слаборослые деревья имеют небольшую крону .поэтому их можно высадить больше .За слаборослыми деревьями легче ухаживать и проще собирать урожай .
-небольшая крона слаборослых деревьев лучше освещается солнцем .поэтому качество плодов (окраска . величина ) у них выше чем у сильнорослых деревьев .
- недостатки слаборослых .корневая система у них развита слабо из за этого деревья плохо удерживаются в земле ,при сильных ветрах и под тяжестью урожая могут наклоняться и падать .
-основные корни слаборослых деревьев располагаются близко к поверхности почвы и в бесснежные зимы вымерзают
-В настоящее врем яблоки являются широко потребляемым в мире фруктом, ежедневное употребление яблок является профилактикой многих заболеваний.Есть старая английская поговорка: «Съедая по одному яблоку каждый день, можно избежать визита к врачу».Яблоко считается символом мира.
- Что такое приствольный круг плодового дерева ?( проходили в 7 классе)
-площадь круга около ствола дерева называют приствольным кругом .в приствольном круге расположена основная масса горизонтальных корней .
слайд 8
-Границу распространения горизонтальных корней плодового дерева можно определить по кроне дерева .- К концам самых крайних веток нужно поставить планку и отметить ее положение на почве .- сделать несколько таких отметок вокруг дерева ,затем отступить от этой линии на 20-30 см в сторону от дерева и прочертить окружность вокруг дерева .
4. Первичное усвоение нового учебного материала
Работа в тетради (число , тема урока . Из всех плодовых деревьев ,самыми наибольшими считаются Яблоня 8-10м; груша 10-12 м ; это высокорослые (сильнорослые ); Низкорослые ( слаборослые или карликовые ) - яблони , груши -1-8,2-5 м.
(Приложение 1.) «Признаки плодового дерева »
(Приложение 2) Определите стрелками соответствие корневой системы .(Приложение 3 ) Как вычислить радиус плодового дерева ? зарисуй .
(Приложение 4 работа парами) Какие работы по уходу за плодоносящим садом проводят ранней осенью ?. 7. Практическая работа
(Приложение 5.) инструкции.
Выполнение самостоятельной работы.
Приборка рабочего места . 6. Рефлексия.
Понравился ли вам, урок?
Какие задания вам понравились выполнять больше всего?
Какие выполнения заданий показались вам трудными ? Пригодятся ли вам навыки которые мы сегодня приобрели ? Анализ выполнения работы . Выставление оценок
(Приложение 1.)
Вспомните положительные качества высокорослых и низкорослых плодовых деревьев и их недостатки .Заполните таблицу .В последней графе таблицы буквой «В»,- отметьте признаки ,характерные для высокорослого плодового дерева , «Н »- признаки , относящиеся к низкорослому дереву .
Признаки плодового дерева В \ Н
Долговечность 18- 20 лет
Долговечность до 70 лет и более
Начало плодоношение на 2- 6- й год после посадки Начало плодоношения на 6- 15 –й год после посадки Уход за деревом прост , требует небольших затрат труда Уход за деревом сложен ,требует больших затрат труда Сбор плодов с дерева очень удобен
Сбор плодов с дерева очень не удобен
(Приложение 2) Определите стрелками соответствие корневой системы .Низкорослое залегают глубоко в почву
Высокорослые корневая система развита слабо
(Приложение 3 ) Как вычислить радиус плодового дерева ? зарисуй .
Приложение 4) какие работы по уходу за плодоносящим садом проводят ранней осенью ?1…………………………………………………………………………………..
2……………………………………………………………………………………
3. …………………………………………………………………………………….
4………………………………………………………………………………….......
5……………………………………………………………………………………..
(Приложение 5 ) « Правила безопасной работы с пилкой »
1.Работать на отведенном месте.
2.При работе стоять на расстоянии 1-2 м друг от друга
3.Не садиться на корточки
4.Не класть пилку между ног .
5.Нельзя располагать левую руку на пути движения пилки .Правила безопасной работы лопатой »
1.Пользоваться лопатой только по назначению.
2.Получая лопату проверить исправность ее рабочей части, состояние и насадку черенка .3.Переносить лопату к месту работы только рабочее частью вниз .4.Работать на отведенном месте .Во время перерыва заглубить рабочую часть лопаты в почву, чтобы кто –нибудь случайно не наступил на острый край .
5.Работать спокойно ,размерено ,не торопясь Соблюдать правила перекапывания почвы лопатой .