Конспект урока по русскому языку на тему Образование причастий. Действительные и страдательные причастия ( 10 класс)


Учитель: Мусагалиева Н.Р. 10 класс
Tема: Образование причастий. Действительные и страдательные причастия
Цель: Формирование знаний о действительных и страдательных причастиях
Задачи: научить образовывать причастия, уметь выделять суффиксы причастий, определять время, работать по схеме
Результаты обучения: смогут дать определение причастий, определить морфологические признаки причастий, выделять суффиксы, находить от какого глагола образованы данные причастия, составлять предложения и словосочетания
Ключевые идеи: Оценочный лист
Критерий оценок:
1.различать действительные и страдательные причастия, определять морфологические признаки причастий
2.обозначать суффиксы
3. Образовывать причастия от глаголов
4. составлять предложения
Светофор
Красный цвет – не понял
Желтый цвет – есть вопросы
Зеленый цвет – все понятно
Ресурс: учебник, схемы, карточки
Содержание урока
Время Действия учителя Действия ученика
2 минут
Организационный момент
Деление на группы при помощи приема «Мазайка»
Знакомство с критериями оценок
Делятся на группы, знакомятся с критерием оценок
2 минут Проверка домашней работы Отвечают на вопросы
5 минут Переход к теме урока 10 минут Новый материал
Стр. 233 объяснение, опираясь на схему и правило составление кластера «Причастие»
1 группа – действительные причастия
2 группа – страдательные причастия
Работа у доски
Выборочное письмо. Упражнение 410
1 группа выписывает действительные причастия, обозначают суффиксы
2 группа - страдательные
Например: Сад, окружающий дом. Дом, окруженный садом.
Вывод: Самостоятельно изучают правило и составляют кластер. Защищают постеры у доски. Работа оценивается формативно цветными стикерами
Из каждой группы по ученику работают у доски.
Формативное оценивание
7 минут Работа по схеме. «Образование причастий»
От какой основы глагола они образуются?
Причастия настоящего времени образуются от основы глагола настоящего времени при помощи суффиксов –ущ- (-ющ-), -ащ-(-ящ-), -ем-(-ом-), -им-. Выбор суффикса при образовании зависит спряжения глагола.
Закрепление: упражнение 412 Изучают схему и отвечают на вопрос. Делают вывод.
Выполняют упражнение по учебнику
3 минут Игра «Кто быстрее?» угадать причастие: действительное или страдательное.
Учитель называет причастие: окружающий, зависимый, решающий, летящий, упавший, прочитанная Определяют причастия. Оцениваются цветными стикерами, словесное поощрение
10 минут Уровневые задания: дается каждому ученику.
Упражнение 418 по учебнику
1. различать действительные и страдательные причастия, определять морфологические признаки причастий
2.обозначать суффиксы и окончание
3. составить 3-4 словосочетания
4. составить 3-4 предложения с действительными причастиями
Работают самостоятельно. Задание оценивается по критерию
2 минут Рефлексия «2 звезды, 1 желание», отмечают что понравилось, было легко, и что было трудно.
Ученики делают обратную связь себе и уроку, которая помогает при планировании следующего урока.
2 минут Оценивание, учитывается формативное оценивание при помощи стикеров + критерий оценок. Ученики производят самооценивание на оценочном листе.
1. различать действительные и страдательные причастия, определять морфологические признаки причастий – 3
2. обозначать суффиксы -3
3. Образовывать причастия от глаголов – 4
4– составлять предложения - 5
Оценивают себя и друг друга. По критерию оценок + стикеры производится суммативное оценивание
1 минут Подведение итогов. Каждый ученик называет по одному причастию Ученики называя по одному причастию, подытоживают знания
1 минут Задание на дом: постройте лингвистический рассказ об образовании причастий