Внедрение и управление изменениями в практике преподавания по Программе Кембриджского Университета


Учитель русского языка и литературы
Абдикадирова Лаззат Казтаевна сш.им.М.Ауезова г.Каратау
Жамбылской области
Таласского района
Внедрение и управление изменениями в практике преподавания по Программе Кембриджского Университета
Одним из актуальных задач, которые стоят перед каждой школой это развитие у учащихся потребности пополнения базы знаний и в овладении умениями вести самостоятельно познавательную деятельность. Одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. На первом этапе обучения нас ознакомили с Программой и семью модулями. Мы работали в группах, обсуждали роль учителя в образовании, составляли модель учителя новой формации. Нас ознакомили с формативным оцениванием (оценивание для обучения).Целью оценивания предполагается понимание каждым учителем методики и способов его проведения в классе, цели проведения и оценивание ученика. (Руководство для учителя.стр.161).
Проходя курсы я всерьез задумалась: «А правильно ли я веду урок!». До курсов придя на урок ,начинала подготавливать класс к рабочей обстановке, потом объявляла тему урока, сообщала цели, спрашивала о том, кто и как сделал домашнее задание, вспоминала о том, что было на прошлом уроке, как бы закрепляя полученные знания и, в конце концов, начинала объяснять новую тему или фронтально опрашивать класс по пройденным темам, вытягивая у них через силу нужный ответ, а порой и вовсе отвечала за них. После изучения и внедрения данной Программы я пришла к выводу, что данная стратегия не правильная, она построена по принципу «Я говорю- ты молчишь»,бесконечный учительский монолог, и не даст нужных результатов, так как я сама выполняла все функции вместо учащихся. Ведь от того они у нас и ленятся учиться, так как я сама «добываю, прожевываю и ложу в рот нужную информацию», где им остается лишь проглотить. Нет, так я никогда не добьюсь нужных мне результатов, никогда дети не будут знать мой предмет, а хотелось, чтобы мой предмет знали все мои ученики.
Ознакомившись с Программой и из различных источников можно с уверенностью сделать вывод о том, что если я хочу построить урок с использованием новых подходов в преподавании и обучении с использованием методов диалога, очень важно, чтобы присутствовали такие факторы, как:
-терпимость к мнениям своих учеников и отсутствие категоричности с моей стороны;
-уделять внимание к каждому ученику;
-умение быть хорошим слушателем;
В период практики за основу планирования всех своих уроков я брала обучение через беседу и диалог, как между учащимися, так и между учителем и учащимися. Для поддержания различных форм диалогов и бесед, старалась использовать разные виды вопросов и за основу составления брала таксономию Блума, для развития критического мышления. Во время моей беседы с учениками, что в основном проходит по схеме: вопрос-ответ, старалась избегать критикующих ученика фраз. Во время ожидания ответа от учеников, я постоянно убеждала, о высказывании ими любимых вариантов ответов, идей и мнений. Старалась объяснить о важности, как для меня, так и для других его одноклассников, любого его мнения. При осуществлении беседы в форме опроса, зачастую учащиеся дают ошибочный ответ. Здесь моя задача состоит в том, что бы исключить такие фразы как: «Ты ошибся», «Этот ответ не правильный», «Нет, не верно» и. т. д. Здесь закладывается на подсознательном уровне подбадривающие и поддерживающие реплик, например : «Хорошо, а кто как считаете еще?», «Спасибо за ответ», «этот ответ принимается» и. т. д.Думаю, диалогическое обучение – это шаг навстречу ученику, дающий возможность каждому раскрыться, быть услышанным и понятым. Новые знания теперь не я им буду давать в готовом виде, а они сами самостоятельно, в процессе исследовательской деятельности. Ведь хорошо усвоят и запомнят лишь только то, что узнали сами и выразили по-своему. На таких уроках мои ученики больше думали, развивали и формировали свое мышление и речь. Использование проблемного диалога способствует активному усвоению нового материала, что дети на моих уроках самостоятельно искали пути решения поставленной перед ними проблемы, во время беседы в паре я заметила тот факт, что даже ученики с хорошим уровнем мышления в начале беседы не могли сразу задавать и придумывать вопросы, а пользовались лишь предложенными примерными вопросами на экране. В процессе обсуждения некоторые учащиеся со среднеразвитым уровнем мышления заметили, что их мнение и их идея не остается без внимания, но, тем не менее не решились сразу активно вступать в беседу. Во время беседы не все учащиеся задавали вопросы, а задавали только приведенные им на экране примеры. Уровень вопросов и ответов не отличался от уровня на уроках без парного обсуждения. Большинство учеников не показали наличия у них критического мышления. Применение данной стратегии в данном классе помогла мне узнать на сколько они понимают данный вопрос и как они могут обсудить, используя все свои способности. Ученикам было работать комфортно. Сильные и средние ученики, размышляя над данным вопросом, подталкивали слабых учеников так, что слабые учащиеся не заметили сами как стали отвечать и предлагать новые идеи.Активно проявляли инициативу, и научились отстаивать собственную позицию.На протяжении всех уроков я стремилюсь внедрить все семь модулей Программы. Ребята продумывают весь ход действий выполняемый работы, советуются со мной, как организовать совместную деятельность.Как учителя-словесника меня не может не беспокоить то,что в век увлечения компьютерными технологиями книга постепенно отходит на второй план. В своей практике часто приходится сталкиваться с трудностью, когда художественные тексты остаются непрочитанными. Какой уж тут может быть разговор о критически мыслящем читателе? Выходом из такой ситуации, на мой взгляд, является чтение с остановками на уроке (текст не должен быть очень объемным), эффективное использование ИКТ. Практика показала, что применение ИКТ дает возможность наглядно увидеть новое для усвоения материала, либо повторить и обобщить и систематизировать информацию, полученные в ходе предыдущих уроков, а так же организовать проверку знаний по изученной теме. Следует отметить, что использование ИКТ дает толчок ученику для саморегуляции , саморазвитию и самообразованию. Средства ИКТ активно использовала в самостоятельной, поисковой и творческой работе учеников, при проведении мультимедийных физкультминуток. Учащимся предложила внимательно проследить за действиями появляющихся объектов, что способствовало разгрузке созданного напряжения.Детям понравился такой вид работы и после проведенной физкультминутки и их познавательная активность заметно возросла. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Когда не было доступа к ИКТ я на уроках использовала ТСО, чертила таблицы на ватмане. Это занимало довольно больше времени. Но все же, в целом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более благоприятную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.
На протяжении длительного времени дети на моих уроках получали оценки за выполнение домашнего задания, работу в классе на уроке, пройдя контрольный и тематический тест. Зачастую когда выставляла оценки ученику за его деятельность, появились спорные моменты или недоумевание со стороны ученика. Ознакомившись с понятием и различием формативного и суммативного оценивания, невольно пересмотрела свою систему оценивания. Формативное оценивание или по-другому оценивание для обучения, представляет собой оценивание первичных знаний и навыков ученика на определенном этапе обучения, в основном в начале урока, оно формирует эффективность работы на уроке, а так же можно легко проследить, как продвигается ученик в области обучения. Думаю именно этого мне и не хватало на моих уроках. При планировании урока я опиралась на определенное мной ключевые идеи урока. В любом классе присутствуют разные учащиеся процесс развития мышления протекает по разному.И я должна была учитывать при подаче нового материала. В цикл проводимых мной уроков я внедрила оценивание обучения, оценивание для обучения ребенка. В связи с этим на первом уроке, мной были разработаны вопросы, для оценки понимания материала и развития мышления у учащихся на различных этапах одного урока. Благодаря ответам на составленные вопросы я оценила то, на сколько они знают новый материал в начале урока, чтобы в будущем, на данном уроке не уделять время на изучение того, что они уже знают, а так же выяснить, что они поняли и запомнили из показанного им презентаций. Оценивание, которое применила для проверки домашнего задания, позволило учащимся еще раз повторить предыдущую тему урока, так как они прошли и ознакомились с каждым выполненным кластером учеников, поставив на стикере смайлики. И так как ребятам было предложено воспользоваться критериальным оцениванием, то сами же ребята определяют небольшим затруднением те критерии оценивания по которым они сами себя и друг друга собираются оценивать в конце урока. Максимальным баллом считается «5». Критериями оценивания ученики определили таким образом:
-насколько выполнено домашнее задание;
-активность работы на уроке;
-насколько понял тему урока;
-как отвечал на вопросы учителя;
-дисциплина на протяжении урока;
-насколько прислушивались к мнению других;
-работа в группе.
Разработка этих критериев позволяют учащимся определиться и четко знать, что и как нужно выполнять задания на уроке для того, чтобы получить хорошую оценку. Важным моментом при любом подходе к обучению, и в обучении критически мыслить особенно, является учет учителем тех знаний, с которыми разному мыслящие, по- разному воспринимающие информацию и задачей учителя является научить критически мыслить всех детей. Поэтому для реализации этой цели на своих уроках я использовала задания с учетом, как разного уровня мышления, так и возрастных особенностей. Работоспособная атмосфера в классе позволяет мне выполнить все задуманное и запланированное, а это обеспечивает активное усвоение и прочные знания необходимого материала. Учащиеся в ходе таких занятий учатся выражать свои мысли в не зависимости от окружающих их людей. По ходу урока ученики продумывали весь ход действий, выполняемой работы, советовались со мной, как организовать совместную деятельность, где данная им роль и изучаемый предмет тесно связаны. Моя роль во время проведения уроков являлась быть советником или консультантом. Еще один ключевой момент в моей работе- это научить детей задавать вопросы. Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при их удачной формулировке они становятся эффективным инструментом для преподавания и могут поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников. (Руководство для учителя, стр.158). Умение задавать вопросы может стать развивающим для любого ученика. Мы привыкли, что если нам задают вопросы, то, как правило, « сильные» ученики. А как помочь «средним»? На любом из трех этапов урока я использовала один из простых приемов: это- толстые и тонкие вопросы. Тонкие вопросы задавать легче. Ученикам нравиться формулировать и записывать вопросы по теме, к тексту. Данную работу проводила в парах, группах. На уроках русского языка большое значение придала этапу рефлексии и домашнему заданию. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания.
Но, к сожалению, не все учащиеся пока еще достаточно активны, сохраняется желание остаться в стороне, наблюдать за происходящим как бы со стороны. Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё ответственности за своё обучение. Поэтому важно вовлекать каждого в процесс познания и самопознания.
Анализируя свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что учитель- предметник, классный руководитель и школьный психолог должны совместно работать над сплочением классного коллектива, учитывать индивидуальности и работать над психологическими особенностями каждого ученика Успешность обучения учащихся зависит от успешности работы как психолога и классного руководителя, так и каждого учителя-предметника.
Раньше, анализируя урок, я смотрела на методику, количество и разнообразие заданий, выполняемых учениками. Теперь же моей целью будет анализировать не учителя, а детей. Оказывается, по старой методике, которая я применяла на уроке, что дети являются слушателями и исполнителями, но не участниками процесса обучения. Вот почему они не умеют взаимодействовать, боятся дать неверный ответ, не усваивают материал в полной мере. Интеграция семи модулей в моей практике способствовало тому, что ученики почувствовали ответственность, свободно общались друг с другом.
Я с твёрдой уверенностью могу сказать о том, что данная Программа имеет место быть в моей работе, а по-прежнему я работать не хочу. Проходя эти курсы я лучше осознала идеи семи модулей, и применила их на практике. Благодаря тренеру и своей группе я научилась проводить анализ своей педагогической деятельности, тем самым учитывая все недочеты начну свою будущую практическую деятельность так, чтобы все получалось и у меня и у моих учеников. Я очень рада, что оказалась на этих курсах. С течением времени все больше педагогов нашей школы будут обучаться по данным курсам, что будет способствовать серьезным изменениям в школе, а так же работа коллектива изменится согласно ожидаемому результату данной Программы, и в целом научилась совершенствовать собственную практику.