Технологическая карта для открытого урока по физической культуре по ФГОС. Раздел лыжная подготовка.


ТЕХНИКА ПОПЕРЕМЕННО ДВУХШАЖНОГО
КЛАССИЧЕСКОГО ХОДА.
442341020193000-6286520383500
ТЕХНИКА ОДНОВРЕМЕННО БЕСШАЖНОГО КЛАССИЧЕСКОГО ХОДА.
Технологическая карта открытого урока (занятия) по ФГОС ОО
Учитель Куимов Андрей АлександровичРаздел: Лыжная подготовка
Класс «____»
Тема урока
Техника попеременно двухшажного классического хода. Техника одновременно бесшажного классического хода.
Цели урока для учителя:
ЛИЧНОСТНЫЕ – 1. формировать способности к самопознанию (рефлексия) у учеников;
2. формирование учебно-познавательных компетенций через усвоение учащимися знаний о Попеременном двухшажном ходе. Технике одновременного бесшажного классического хода. 3. воспитание любознательности у учеников; исследовательского подхода к проблеме;
4. Создать условия для развития таких качеств, как инициативность, трудолюбие, дисциплинированность.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – 1. развивать коммуникативные компетенции, включая умение взаимодействовать со сверстниками и учителем;
2. развивать умение у учеников ставить учебные цели и задачи;
3. развивать умение у учеников оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
4. развивать умение работать в группе по решению общих учебных задач;
ПРЕДМЕТНЫЕ – 1. обеспечить усвоение у учащихся знаний о попеременно двухшажном ходе. Технике одновременного бесшажного классического хода.
Цель урока для учащихся:
Повторить технику передвижения попеременно двухшажного хода (правильная постановка ног и рук). Повторить Технику одновременно бесшажного классического хода (правильная постановка рук и работа спины - корпуса).
Задачи урока для учителя.
Учебные задачи, направленные на достижение ЛИЧНОСТНЫХ результатов обучения:
создать условия обеспечивающие воспитание интереса к физической культуре;
включить учащихся в деятельность по овладению необходимыми навыками к самостоятельной учебной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов обучения:
способствовать умению формулировать варианты решений при возникновении проблемы при выполнении Попеременного двухшажного хода, одновременно бесшажного классического хода.
развивать  умения  слушать и слышать строевые команды;
обеспечить условия для развития разнообразных форм рефлексии.
Учебные задачи, направленные на достижение ПРЕДМЕТНЫХ результатов обучения:
актуализировать знания у учеников, определить известные способы действия при выполнении Попеременно двухшажного хода (без палок и с палками), одновременно бесшажного классического хода. Создать условия для включения учащихся в деятельность по теме урока;
Задачи урока для учащихся
Слушать и запоминать информацию, полученную от учителя; повторить, как правильно выполняется Попеременный двухшажный ход (без палок и с палками). Повторить имитационные упражнения. Повторить правильность выполнения Техники одновременно бесшажного классического хода. 1.Совершенствовать попеременный 2/ ход.
2.Совершенствовать одновременно бесшажный классический ход.
3.Воспитывать организованность, самостоятельность.
4.Способствовать закаливанию организма.
Тип урока
Уроки рефлексии
Оборудование:
Лыжный инвентарь, иллюстрационный материал (фото лыжник-гонщик Куимов А.А.), фишки (карточки по цветам) (для разметки тренировочной лыжни)
Основные этапы и время организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учебная ситуация, учебная задача, которая приведёт к достижению запланированных результатов Ценностная нагрузка этапа урока На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие Оценочное задание, лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме.
(формирующее оценивание) Результат (продукт) каждого этапа учебной деятельности учащихся
Создание учебно познавательных мотивов
Актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения) Вывести на проблемы и затруднения 1.Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (пожать друг другу руки);
2. Учитель предлагает детям подумать, что им пригодится для успешной работы, по выполнению Попеременно двухшажного хода.
Одновременно бесшажного классического хода. Закрепление полученных знаний на предыдущих уроках.
Личностные УУД:
Самоопределение – мотивация учения;
Смыслообразования – какое значение, смысл имеет для ученика умение передвигаться Попеременным двухшажным ходом. одновременным бесшажным классическим ходом. Познавательные УУД:
Поиск и выделение информации.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации о лыжной подготовке.
Прогностическое оценивание
Что из этого ты можешь выполнить сразу?
Для выполнения каких заданий потребуется помощь учителя (товарища)? 1.Ученики понимают, что им «НАДО», они «ХОТЯТ» и «МОГУТ» выполнять, знать про Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный классический ход.
Действие целеполагания
Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия. Учитель на своём примере, показывает как совершать: рассказывает про Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный классический ход. Повтор пройденного материала. Регулятивные УУД:
(целеполагание): постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися о скользящем шаге при попеременно двухшажном ходе. Постановке рук при одновременно бесшажном ходе. Рефлексивное оценивание
Будешь ли ты это делать?
Сможешь ли ты это сделать?
Хочешь ли ты это сделать? Я буду это делать.
Я могу это сделать.
Я хочу это сделать.
Планирование и организация деятельности
Обеспечить разработку алгоритма действий по решению возникшей проблемы или затруднения Учитель совместно с учениками осуществляет проговаривает про ТЕХНИКУ Попеременно двухшажного хода.
Одновременно бесшажного хода. Учителем (с помощью иллюстрационных материалов и на своём примере) задаётся эталон, на который нужно равняться ученикам. Личностные УУД:
Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).
Познавательные УУД:
Поиск и выделение информации;
Выбор оснований и критериев для сравнения.
Коммуникативные УУД:
(определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Регулятивные УУД:
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Рефлексивное оценивание
- Что нового узнал?
- Чему научился?
- Насколько продвинулся к цели? Я научился, как правильно осуществлять: 1. движение маховой и опорной ногой; 2. Работа рук при Попеременно двухшажном ходе.
При Одновременно бесшажном ходе.
Осуществление деятельности по достижению поставленной цели
Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с помощью которых были получены новые знания Проговорить правильность техники Попеременно двухшажного хода.
Техники одновременного бесшажного классического хода. Повтор полученных знаний на предыдущих уроках Личностные УУД:
Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Познавательные УУД: Подведение под понятие, выведение следствий.
Построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД: Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Регулятивные УУД:
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Рефлексивное оценивание – осознание себя в собственной деятельности.
Спросить ученика:
1.Было ли что-нибудь на уроке, что ты делал с удовольствием?
2. Чем ты помог группе?
3. Чем группа помогла тебе?
4. Доволен ли ты своей работой? 1. Буду знать и уметь как осуществлять Попеременно двухшажный ход. Воспроизводить технику одновременно бесшажного классического хода.
Рефлексивно оценочные действия
Организовать осмысление способов достижения цели, анализ деятельности по получению учебного продукта, анализ содержания изучаемого материала. Вызывает по одному учеников, которые по команде учителя поочерёдно совершают (проговаривают)1. Технику Попеременно двухшажного хода. Технику одновременно бесшажного классического хода. Закрепление полученной информации на уроке Регулятивные УУД:
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в действия учеников в случае расхождения с эталоном, реального действия).
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Ретроспективное оценивание
- Спросить ученика: 1. отметь задания, которые оказались для тебя трудными?
2. Над чем тебе ещё нужно поработать? 1.Отмечает (говорит) о заданиях, которые оказались для него трудными.
2. Думает и делает вывод о том над чем ещё ему необходимо поработать.
Учебная лыжня!



1-я фаза - свободное скольжение (рис. 1). Главная задача - уменьшить возможную потерю скорости и подготовиться к отталкиванию палкой. В этой фазе очень важно уменьшить силу трения лыж о снег, дать отдых мышцам, не затягивать время скольжения. 

Рис.1. Первая фаза скользящего шага
2-я фаза - скольжение с выпрямлением опорной ноги (рис. 2). Главная задача - увеличить скорость скольжения. С этой целью очень важно при отталкивании палкой включить в работу более мощные мышцы туловища, обеспечить жесткую передачу усилий на скользящую лыжу и подготовиться к подседанию на опорной ноге. 

Рис. 2. Вторая фаза скользящего шага
3-я фаза - скольжение с подседанием (рис. 3). В этой фазе очень важно быстро остановить скользящую лыжу, ускорить выполнение подседания, обеспечить высокую скорость маховых движений рукой и ногой и ускорить перекат.
 
Рис. 3. Третья фаза скользящего шага
4-я фаза - выпад с подседанием (рис. 4). Главное - обеспечить максимальную скорость выпада и завершить подседание для эффективного окончания отталкивания ногой. 
Рис. 4. Четвертая фаза скользящего шага
5-я фаза - отталкивание с выпрямлением толчковой ноги (рис. 5). Главная задача фазы - завершить отталкивание палкой и лыжей, обеспечить скорость движения маховой ноги к концу выпада и выполнить отталкивание на направление "на взлет". 

Рис. 5. Пятая фаза скользящего шага

Одновременный бесшажный ход выполняется следующим образом (рис.):
После окончания толчка руками лыжник скользит, согнувшись на двух лыжах, голова чуть приподнята.

2-3. Продолжается скольжение, лыжник медленно выпрямляется и легким маятникообразным движением выносит палки вперед.

4. Лыжник почти полностью выпрямляется, начинается подготовка к отталкиванию - масса тела перемещается на носки, ноги слегка сгибаются, палки выведены вперед перед постановкой на снег.

5. Палки ставятся на снег чуть впереди креплений, начинается толчок руками.

6. Основное усилие на палки развивается за счет сгибания туловища. Угол сгибания рук в локтевых суставах несколько уменьшается.

7-8. Толчок заканчивается полным разгибанием рук. Кисти рук находятся на уровне не выше колен, угол наклона палок наибольший.

9. После окончания толчка лыжник по инерции скользит, согнувшись, на двух лыжах.

!Цикл движений повторяется.
Техника одновременного бесшажного хода довольно проста, и обучение проводится целостным методом.
Однако перед началом передвижения по лыжне целесообразно проимитировать движение (наклон туловища, отталкивание руками и медленное выпрямление) без палок, стоя на месте. При объяснении следует обратить особое внимание учеников на медленное выпрямление туловища при прокате, расслабленный, маятникообразный вынос рук вперед и постановку палок на снег под углом около креплений. Это позволяет сразу начать эффективное отталкивание. Палки ставятся на снег активным движением, почти "ударом". Очень важно сразу создать жесткую систему передачи усилия отталкивания на скользящие лыжи (руки - туловище - ноги - лыжи).
Толчок начинается с наклона туловища ("навала") на палки и заканчивается резким выпрямлением рук. В то же время ноги в коленях слегка согнуты и жестко "закреплены" - сгибание или разгибание ног приводит к уменьшению силы отталкивания. Обучение этому ходу удобно проводить на ровном пологом склоне с длинным прямым выкатом. Набрав скорость на спуске, школьники продолжают движение по равнине, пытаясь как можно дольше поддержать ее за счет одновременных толчков палками. Попытка приводит к снижению скорости, а это недопустимо, так как требуется больше сил при следующем толчке. Таким образом, каждое отталкивание важно начинать, не дожидаясь уменьшения скорости.
! Обучение этому ходу в плохих условиях скольжения проводить нецелесообразно. Учащиеся в связи с недостаточным уровнем развития силы мышц плечевого пояса не в состоянии выполнить в таких условиях полноценный толчок. В этом случае все их внимание будет сосредоточено на силе отталкивания, а не на правильной технике движения, что затрудняет обучение. Единственный правильный выход - проводить обучение под уклон на хорошо подготовленной лыжне с твердой опорой на палки. Величина уклона зависит от условий скольжения и возраста учащихся.