Тематическое планирование «Изобразительное искусство»1 класс Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и интегрированной программе: «Изобразительное искусство»1-4 классы/Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская,. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. Программа направлена на достижение планируемых результатов, формирования универсальных учебных действий. Программа соответствует государственным образовательным стандартам начального общего образования .
Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2011г.
2. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г.
3. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Методическое пособие для учителя.
1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013г.
4. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская,. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Общая характеристика учебного предмета.
Цели и задачи курса.
Цели:
- разностороннее художественно – творческое развитие учащихся.
- формирование у детей целостного ,гармоничного восприятия мира;
- активизацию самостоятельной творческой деятельности;
- развитие интереса к природе и потребности общения с искусством;
- формирование духовных начал личности ,воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.
ЗАДАЧИ:
- воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к искусству и культуре разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;
- развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведений разных видов искусства на эмоционально – чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
- формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно – прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;
- формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства , языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами; учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире.
- развивать опыт художественного восприятия произведений искусства;

Общая характеристика предмета.
В программе представлены три направления художественного развития учащихся.
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления –вовлечение детей в кусстветворческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение предметного курса в 1 классе отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
В основе учебников лежит системно – деятельностный (компетентностный )подход , который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям , предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство».
- воспитания толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям ( с учётом многонациональности России);
- развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве4
- общекультурное и личностное развитие учащегося;
- воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности в соответствии с возрастными возможностями учащихся;
- воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;
- развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;
- формирование планировать свою деятельность и культуру труда; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.


Результаты изучения учебного предмета.
- личностные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры; эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса;
- в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
- в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;
метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в начальной школе проявляются: в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;
предметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);
-в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру других народов;
- в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;
- в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
- в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.

В результате обучения детей изобразительному искусству в начальной школе предполагается достижение следующих результатов:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
К концу обучения в первом классе учащиеся должны:
Знать и понимать:
особенности произведений изобразительного искусства;
творчество известных русских художников;
виды изобразительного искусства;
материалы и инструменты для изобразительного искусства;
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
с помощью красок передавать свое настроение, отношение к героям рисунков;
работать с красками, гуашью, карандашами, используя необходимые инструменты и материалы;
с помощью художественных средств передавать свойства различных объектов природы (цвет и оттенки цвета, форму, материал и др.);
с помощью глазомера сравнивать расстояние до объекта и между объектами, свойства объектов;
используя сравнение, давать краткую характеристику некоторых художественно-эстетических понятий.

Перечень учебно-методического обеспечения.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой- М: Вентана-Граф,2013
Учебник для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 1 класс; / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская – М.: Вентана-Граф, (2011)
Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений./ Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В.Богданова – М.: Вентана-Граф,2011)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Демонстрационные пособия.
Портреты (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта ванн Рейна);
Пейзажи (на примере произведений А.К.Саврасова, И.А.Шишкина, И.Э.Грабаря, И.И.Левитана, К.Ф. Юона, К.Моне, В.Ван Гога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).
Презентации к урокам
Технические средства обучения.
Компьютер, проектор
Календарно - тематическое планирование.



Тема урока.

Элементы содержания.
Предметные знания и умения
Формирование учебных универсальных
действий

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов)

1




Художник-живописец. Освоение техники работы кистью и красками. Выполнение работ по материалам наблюдений за природой.
«Осенние листочки»
1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой)
Изучать окружающий предметный мири мир природы, Различать характер и эмоциональные состояния в природе искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).Овладевать приёмами работы красками и кистью. Наблюдать за природными явлениями. Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга).

Коммукативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию ;задавать вопросы
Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

2





Наскальная живопись древних людей.
«Мёд и пчёлы», «Почему камни такие красивые»

2. Формирование представлений о происхождении искусства.
Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди.
Инструменты и художественные материалы современного художника

Знать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.).Представлять, откуда и когда появилось искусство Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику. Выбирать материал и инструменты для изображения..
Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме;

3





Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков.
«Листопад», «Моя осень»
3. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе
и окружающей действительности

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе. Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Изображать по памяти и представлению
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы
Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке
Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

4







Изобразительная плоскость.
«Осенний лес», «Птицы улетают на юг»
4. Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции
Иметь представления об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью;
Уметь высказывать свои представления и объяснять их.
Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать
Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану
Познавательные УУД: формировать первичные живописные навыки

5




Художник-график.
«Поваленное дерево», «Ветер запутался в ветках», «Куда бежит дорога», «Строится новый дом», «Дождь»

5. Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений
Знать различая средства художественной выразительности. Наблюдать за животными и изображать их. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.
Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину. Выражать своё отношение и объяснять
роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии, уметь передавать его в рисунке


Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы
Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций
Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме

6






Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами: лист сирени и лист дуба; морковь и свёкла; узор ветвей, ритм стволов.

6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности.
Изображение предметов в открытом пространстве

Выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки, как приёмы рисования кистью декоративных элементов.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные УУД: уметь передавать расположение (ритм) на плоскости листа
Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

7

Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете. Примерная тема композиции: «Заколдованный зимний сад Снежной королевы»
7. Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции
Передавать настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.


РУУД Понимать и сохранять учебную задачу, ПУУД строить рассуждения, КУУД наблюдать, высказывать своё мнение

8




Освоение жизненного пространства человека и животного. Примерные темы композиций: «Мышка в норке», «Бабочки радуются солнцу». Динамика в изображении
8. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве
Наблюдать за животными и изображать их. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке.
Иметь представление о набросках и зарисовках

РУУД учитывать выделенные учителем ориентиры действия, работать в соответствие с планом,
ПУУД проводить сравнения

9




Примерные темы композиций: «Причудливые облака в небе»
9. Получение нового цвета путём смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски

Получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый-красный, синий-жёлтый, красный-синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски.
Передавать с помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию.
ПУУД понимать разницу в изображении предметов

10



Художник-скульптор. Освоение техники лепки (пластилин, глина). Создание своей игрушки на основе наблюдения за домашними животными
10.Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб
Наблюдать за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб (экскурсии в зоопарк, просмотр фильмов, телепередач).
Выполнять этюды в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создавать коллективные композиции из вылепленных игрушек

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу,
КУУД выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства, ПУУД овладевать рядом общих приёмов

11


. Представление о рельефе. Лепка этюдов животных по памяти и представлению. Соотношение размеров и объёмов в композиции
«Собака и кошка»
11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе  ниже», «дальше  выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под
Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе  ниже, дальше  выше.
Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки)

. РУУД Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию
ПУУД использовать простые формы для создания выразительных образов в обьёмной скульптуре.

12




Художник-прикладник. Стилизация в изобразительном искусстве. Изображение по материалам наблюдений
12. Развитие индивидуального чувства формы
Осваивать лепку из целого куска (глина, пластилин). Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов.
Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного.
Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства.
Представлять соразмерность форм в объёме

. РУУД Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию
ПУУД выбирать характер линий для создания ярких образов в скульптуре.

13





Использование в декоративной лепке готовых форм (каркас)  композиция «Ярмарка игрушек»
13. Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов
. Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из цветного пластилина с использованием готовых форм.
Создавать коллективные композиции
РУУД Понимать и сохранять учебную задачу,
КУУД выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства, ПУУД Передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

14





Великий художник  природа. Изображение единичных предметов. Ажурные листья с чёткими прожилками. Листья для волшебного дерева
14. Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики
Декоративно-прикладная деятельность Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.
Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.
Создавать коллективные работы
РУУД Понимать учебную задачу,
ПУУД овладевать приёмами работы различными графическими материалами

15



Перевод реального изображения в декоративное
«Баю-бай  колыбельная».
15. Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве
Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий.
Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире.

РУУД Понимать учебную задачу
ПУУД овладевать приёмами работы различными графическими материалами

16





Освоение навыков работы гуашевыми красками. Создание фантастических композиций по представлению: : «Пение стрекоз», «Лунные цветы», «Морские звуки».

16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни
Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение
Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные.
Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.)
Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками.
Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения.
Создавать подарки своими руками.
Уметь видеть и передавать необычное в обычном
РУУД Понимать и сохранять учебную задачу.
ПУУД Изображать животных, природу, сказочные существа, предметы.
КУУД передавать своё отношение к персонажам

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

1



Освоение техник работы «от пятна» и «по сырому». Превращение кляксы в животное. Изображение животного, образ которого создан в музыке
1. Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии»
Работа на плоскости
Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения
. РУУД Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию
ПУУД Передавать в рисунке смысловые связи между предметами

2



Создание картин-фантазий. Работа с литературными текстами
«Как цыплёнок дом искал»
«Муравьи и бабочки»
2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет
. Отображать контраст и нюанс в рисунке.
Наблюдать и замечать изменения в природе в разное время года.
Уметь работать кистью (разных размеров) и палочкой (толстым и острым концом)

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу
ПУУД Изображать животных, природу, сказочные существа, предметы.
КУУД передавать своё отношение к персонажам

3





Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях. Работа в разных техниках и разными материалами (акварель, цветные мелки, фломастеры, аппликация из цветной бумаги
3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях
Проводить линии разной толщины  вертикальные, горизонтальные, изогнутые.

. РУУД Понимать и сохранять учебную задачу.
ПУУД наблюдать работать в разных техниках и разными материалами (акварель, цветные мелки, фломастеры, аппликация из цветной бумаги

4






Передача движения. Примерные темы композиции «Животное с детёнышем», «Вороны на снегу», «Кот и мышка»
4. Изображение движения
Передавать движение и настроение в рисунке.
Создавать коллективное панно. Бумага, гуашь.
Уметь работать в группе.
Фиксировать внимание на объектах окружающего мира.
Создавать собственные творческие работы по фотоматериалам и собственным наблюдениям

РУУД Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов

5

Примерные темы композиций: «Хрустальный звук», «Капель», «Журчание ручья»
5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном

Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения).
Сравнивать контраст и нюанс в музыке
и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства).
Проводить самостоятельные исследования на тему «Цвет и звук»

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу
ПУУД Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные существа, предметы

6





Импровизация. Выполнение цветовых этюдов на передачу характера и особенностей звуков (без конкретного изображения). Передача в цвете настроения, вызванного восприятием картины, сказки, музыки (мелодии). Выполнение быстрых графических работ по впечатлению, памяти.
«Как звучит мой дом, улица, город», «Кто живёт за той горой», «Шорох осенних листьев». Создание композиций по впечатлению на передачу настроения, динамики. Музыка в картине и стихах
6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, парк, по городу, зоопарку
Наблюдать и передавать динамику, настроение, впечатление в цвето-музыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения). Примерные задания: бегущее животное или птицы; ветер в траве или среди деревьев; музыка ветра и дождя.
Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе.
Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых
и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки машин, голоса людей в доме,
в школе, в лесу).
Работать графическими материалами: акварель, пастель

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу.
ПУУД наблюдать, сравнивать, различать

7




Художник-скульптор. Создание трёхмерного объёмного образа по мотивам собственных фантазий, объектов фото- и видеосъёмок на природе
7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме
Работа в объёме и пространстве
Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные объёмные объекты.
Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм

. РУУД Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию
ПУУД наблюдать, сравнивать, обобщать

8





Художник-архитектор. Проектирование окружающей среды. Макеты, этюды, конструкции из бумаги «Детская игровая площадка». Работа в группах по 3–4 человека.
8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства.
Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений

Работать с крупными формами.
Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные старшеклассниками или родителями).
Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани.
Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений.
Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.
Украшать интерьер аппликацией или росписью

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу,
ПУУД Овладевать основами цветоведения,
КУУД передавать с помощью цвета характер

9





Внутреннее архитектурное пространство и его украшение. Работа по мотивам литературных произведений (сказок): В царстве Снежной королевы», «Сказочный город», «Волшебный город Радуги»

9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера)
Декоративно-прикладная деятельность
Создавать образ интерьера по описанию.
Выполнять работы по созданию образа интерьера по описанию оформления помещения (класса, рекреации, сцены в школе) к празднику, для торжественных случаев, событий в классе и др
РУУД Понимать и сохранять учебную задачу,
ПУУД Овладевать основами цветоведения, КУУД передавать с помощью цвета характер

10




Работа с литературными сказочными произведениями. Создание композиции помещения, сада, строения в природной среде по описанию в сказке
10. Форма и украшение в народном искусстве
Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы).
Создавать из работ коллективные композиции

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию
ПУУД наблюдать, анализировать, сопоставлять

11





Контраст и нюанс в разных видах искусства. Темы творческих работ: «Первый день весны», «Новый год», «На ярмарке», «День и ночь», «Солнечно и пасмурно», «Зима лето», «Весна осень»
11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении


Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.
Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности

ПУУД сравнивать, анализировать.
КУУД выражать своё отношение к работе

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)

1




Игра на основе обмена мнениями о произведениях живописи, бесед о природе (по впечатлениям от прогулок в лесу или парке; посещения музея, выставки, просмотра видеоматериалов)
1. Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью
Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью;
высказывать свои представления и объяснять их

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию.
ПУУД наблюдать, анализировать, сопоставлять

2





Наблюдение за работой художника (в мастерской, используя фильм, описание в книге). Коллективные рассуждения о художниках и их работе
. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина)
Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор»
РУУД Понимать и сохранять учебную задачу.
ПУУД наблюдать

3


Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет; бытовой и исторический жанры. Знакомство с художниками: А.М. Герасимов, Р.Р. Фальк, А.Г. Венецианов, Э. Дега, К.С. Петров-Водкин, А. Матисс, И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих
3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности

Отличать материалы и инструменты художников  живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора.
Понимать, каким образом художник изображает предметы и события
РУУД Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию
ПУУД владеть рядом общих приёмов рисования

4
Художник-живописец. Отображение в живописи настроения, чувств автора.
Развитие способности наблюдать за изменениями в природе, за цветом, настроением в природе и их отображением в картине. А.В. Лентулов, В.В. Кандинский, И.И. Левитан, Н.К. Рерих, П. Сезанн, К. Моне, Н.П. Крымов

4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев.
Экскурсия в парк или в лес


Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить.
Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника.
Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.
Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства.
Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.
Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию
ПУУД владеть рядом общих приёмов рисования

5
Художник-скульптор. Материалы и инструменты художника-скульптора. Портрет в скульптуре. Микеланджело, В.И. Мухина, Ф.Ф. Каменский, А.М. Матвеев
5. Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре
Проводить коллективные исследования о творчестве художников.
Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера.
Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре.
Воспринимать и оценивать скульптуру в музее и в окружающей действительности

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию
ПУУД выбирать характер линий для создания ярких образов в рисунке

6
Понятие музея. Экспозиция
6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом
Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей.
Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки
по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного

РУУД Понимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию
ПУУД выбирать характер линий для создания ярких образов в рисунке






15