Рабочая программа курса Основы бизнес- планирования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 42»




Принято
на заседании Педагогического совета
Протокол №____от_______


«Утверждаю»
Директор школы З.К. Крутых
Приказ №____от_______





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Основы бизнес - планирования»
1 час в неделю
17 часов за учебный год






9 класс
Составитель:
Педагог – психолог высшей категории
Исаева С.Н.







2012 - 2013 учебный год
г. Ижевск


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного образования.
Программа «Основы бизнес – планирования» осуществляется в рамках Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 - 2013 годы (Распоряжение Правительства УР от 28.01.2008 N 42-р).
Данный курс разработан для учащихся 9-х классов на основе программы «Основы бизнеса» по редакцией Ю.Б. Рубина серии «Непрерывное образование» издательства «Московская финансово – промышленная академия». Также курс включает материалы информационно-аналитического обзора международного и российского опыта преподавания основ предпринимательства среди старшеклассников, основанного на работах М. Сизовой, Л.Мургулец, Н. Калининой, И. Гришиной, М. Бакиной и др.
Цель данной программы: ознакомить учащихся 9-х классов с основами бизнес – планирования.
Задачи для её достижения поставлены следующие:
Дать представление учащимся о предпринимательской деятельности (бизнесе);
Дать представление об особенностях предпринимательского мышления, личностных качеств и способностях предпринимателя;
Помочь учащимся выявить собственные личностные качества и способности, позволяющие успешно заниматься предпринимательской деятельностью;
Научить подростков основам целеполагания;
Дать представление учащимся о бизнес – идее, бизнес – проекте и бизнес – плане;
Дать представление о структуре и этапах бизнес – плана;
Научить учащихся составлять бизнес – план.
Актуальность данной программы
В современном обществе одной из актуальных задач развития является переход к новым образовательным ориентирам и технологиям, инновационной политике в образовании. Инновации связаны с информатизацией жизни общества и образовательного пространства, новыми подходами к процессу обучения, социальным партнерством, компетентностным и личностно-ориентированным подходами, государственно-общественным управлением в образовании.
Необходимость изменений в образовании диктует сама жизнь, которая полна неопределённости и постоянно возникающих новых проблем или возможностей. Знания, которые сейчас получают учащиеся, как показывает статистика, устаревают в течение 5-7 лет, постоянно появляются новые знания и технологии. Ситуации в жизни и экономические условия меняются так быстро, что больше нет необходимости учить путём запоминания фактов и деталей.
В настоящее время успеха в жизни часто добиваются совсем не те ученики, которых считали лучшими в школе, и на которых учителя возлагали большие надежды. Учёные шведского университета Вэксио в конце 70-г.г. XX века исследовали механизмы, которые обеспечивают успешность человеку в современном мире. Оказалось, что наибольший процент тех, кто получил в дальнейшем хорошее академическое образование, стал топ - менеджером крупной компании или предпринимателем, приходится на бывших панк-рокеров, которые никогда не были отличниками. Объяснялось это тем, что рокерам никто не помогал и их никто не поддерживал, поэтому они сами находили места для репетиций, организовывали свои концерты, записывали свои пластинки и создавали музыкальные клубы. Вопреки общественному мнению они находили и реализовывали возможности, что помогало им выстраивать впоследствии свою карьеру или развивать бизнес [18].
Умение видеть возможности и оптимально использовать их, дух предприимчивости, честолюбие и упорство нужны везде и не только в собственном бизнесе, но и при работе в большой корпорации или в политике, социальной некоммерческой организации. Как утверждал Дарвин: “Выживают не самые сильные виды и не самые умные, но те, которые лучше всего приспосабливаются к изменениям”[18].
Постоянные изменения и устаревание знаний приводят к необходимости непрерывного образования в течение всей жизни, приобретения навыков самостоятельного обучения, развития предпринимательского мышления, которое предполагает способность к решению возникающих проблем, способность находить и реализовывать новые возможности, используя имеющиеся ресурсы [18].
Аналогичная задача стоит перед средней школой не только в России, но и во всех странах с развитой экономикой. Школа как консервативный институт передачи опыта и знаний от поколения к поколению в том виде, как он существовал долгие годы, уже не соответствует требованиям времени. При этом во многих западных странах есть уже опыт обучения предпринимательству или обучения через предпринимательство, который может быть полезен для России, чтобы не изобретать свой велосипед и двигатель предпринимательства для молодежи [18].
Часто приходится слышать, что предпринимательству невозможно научить. Человек должен обладать соответствующими талантами от рождения. Ссылаясь на статистику, говорят, что только 3-5% людей могут стать успешными предпринимателями. При этом все дети рождаются в широком смысле предприимчивыми. Они идут на риск, с великим упорством стремятся добиться своих целей, используя все доступные возможности. К сожалению, вся система воспитания, а потом система школьного образования пока не дает возможности развивать такой способ мышления и поведения. Постепенно дети приобретают страх провала, страх негативной социальной оценки предприимчивости. Поэтому программы обучения школьников основам предпринимательства просто необходимы хотя бы для того, чтобы расширить возможности подрастающего поколения успешно адаптироваться в современных условиях [18].
Методологическая основа программы
Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 17 академических часов с периодичностью 1 раз в неделю.
Содержание программы построено по блочно – модульному принципу и включает следующие разделы:
Введение в предпринимательскую деятельность;
Психология предпринимателя;
Теоретические основы бизнеса;
Теоретические основы бизнес – планирования;
Практикум по бизнес – планированию.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
психодиагностические методы (тесты, анкеты на определение личностных качеств и способностей, способствующих предпринимательской деятельности и т.д.);
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
интерактивность (работа в малых группах, тренинг).
В программе используются следующие психодиагностические методы:
Тест «Капитан, рулевой или пассажир»;
Тест «Богатство: мечта или реальность;
Тест «Ваши предпринимательские способности»;
Тест «Способны ли Вы самостоятельно вести дело»;
Тест «Ваши деловые перспективы»;
Тест «Способны ли Вы решить свои проблемы».
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в групповой работе или дискуссии.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, видеоматериалы.
Ожидаемые результаты
В разделе «Введение в предпринимательскую деятельность» учащиеся будут иметь представление о:
целях и задачах курса;
понятиях «бизнес» и «предпринимательская деятельность»;
статусах с точки зрения финансовой защищённости.
Учащиеся научатся:
называть отличительные признаки предпринимательской деятельности;
определять статус с точки зрения финансовой защищённости.
В разделе «Психология предпринимателя» учащиеся будут иметь представление о:
особенностях предпринимательского образа мышления;
личностных качествах и способностях предпринимателя.
Учащиеся научатся:
определять особенности своего образа мышления;
выявлять собственные личностные качества и способности, способствующие занятию предпринимательской деятельностью.
В разделе «Теоретические основы бизнеса» учащиеся будут иметь представление о:
прагматической, позитивной и критической концепциях бизнеса;
объектах и субъектах бизнеса, типах субъектов бизнеса;
конкуренции и конкурентноспособности;
деловых и общественных интересах;
понятиях «сделка», «рынок», «сектор и сегмент рынка», «цена», «прибыль», «капитал»;
принципах бизнеса;
видах бизнеса;
понятиях «физическое» и «юридическое лицо»;
критериях разграничения субъектов бизнеса;
понятиях «предпринимательская фирма», «учредительные документы», «учредительный договор», «процедура регистрации», «устав фирмы».
Учащиеся научатся:
называть типы объектов и субъектов бизнеса;
называть деловые и общественные интересы;
разграничивать субъекты бизнеса по количественным и качественным критериям;
называть основные учредительные документы.
В разделе «Теоретические основы бизнес – планирования» учащиеся будут иметь представление о:
понятиях «бизнес – идея», «бизнес – проект», «бизнес – план»;
стратегическом и оперативном бизнес – планировании;
структуре и функциях бизнес – плана;
этапах бизнес – планирования.
Учащиеся научатся:
придумывать и обсуждать бизнес - идеи;
отличать стратегическое и оперативное бизнес – планирование;
называть структуру, функции и этапы бизнес – планирования.
В разделе «Практикум по бизнес – планированию» учащиеся будут иметь представление о:
требованиях к составлению бизнес – плана.
Учащиеся научатся:
разрабатывать и представлять с использованием медиа - презентации бизнес – план проекта своей группы.
Материалы и оборудование
Для занятий учащимся потребуются ручки, цветные карандаши или фломастеры, тетрадь (12 или 18 листов), CD – диск или флэш – диск для записи медиа - презентации.
Для занятий педагогу потребуются бланки ответов и стимульный материал используемых тестов для каждого учащегося, оборудование для показа медиа – презентации (компьютер или ноутбук, проектор и экран или интерактивная доска), диск с медиа - презентациями курса, бумага формата А – 4, маркеры или фломастеры.
Оценка результатов обучения
При оценке результатов обучения по данной программе используется зачётная система оценивания в объёме курса.
Форма аттестации учащихся – защита проектной работы (бизнес – плана) – предполагает наличие письменного отчёта и устного выступления, сопровождаемого компьютерной презентацией.
Учащиеся работают над выполнением проекта в малых группах по 2-3 человека, что предполагает равномерное распределение нагрузки с учётом индивидуальных склонностей и возможностей каждого из членов группы.

Тематическое планирование
курса «Основы бизнес - планирования»
№ n/n
Наименование тем
Количество часов

1.
Введение в предпринимательскую деятельность
1

2.
Психология предпринимателя
5

2.1.
Личностные качества предпринимателя
1

2.2.
Предпринимательские способности
1

2.3.
Особенности предпринимательского мышления
1

2.4.
Философия успеха
1

2.5.
Основы целеполагания
1

3.
Теоретические основы бизнеса
5

3.1.
Концепции бизнеса
1

3.2.
Принципы и признаки бизнеса
1

3.3.
Объекты и субъекты бизнеса
1

3.4.
Критерии разграничения субъектов бизнеса
1

3.5.
Предпринимательская фирма: правовая форма и учредительные документы
1

4.
Теоретические основы бизнес - планирования
4

4.1.
Виды предпринимательского бизнеса
1

4.2.
Бизнес – идея, бизнес – проект и бизнес – план
1

4.3.
Структура бизнес – плана
1

4.4.
Этапы бизнес - плана
1

5.
Практикум по бизнес - планированию
2

5.1.
Составление бизнес – плана проекта
1

5.2.
Защита проекта
1


Итого:
17








Краткое содержание занятий программы «Основы бизнес - планирования»
№ n/n
Темы занятий
Задания, упражнения, анкеты и тесты,
используемые в занятии

1.
Введение в предпринимательскую деятельность
1) Вводное слово о целях, задачах курса, организационных моментах, важности знания основ предпринимательской деятельности в современных условиях;
2) Мозговой штурм. Чем отличается предпринимательская деятельность от другой трудовой деятельности?;
3) Презентация: «Статусы с точки зрения финансовой защищённости»;
4) Тест «Богатство: мечта или реальность»
(Приложение 1);
5) Обработка и обсуждение результатов теста;
6) Завершение занятия.

2. Психология предпринимателя

2.1.
Личностные качества предпринимателя
1) Тест «Капитан, рулевой или пассажир»
(Приложение 2);
2) Обработка и обсуждение результатов теста;
3) Мозговой штурм. Какие личностные качества нужны предпринимателю?;
4) Тест «Способны ли Вы самостоятельно вести дело» (Приложение 3);
5) Обработка и обсуждение результатов теста;
6) Завершение занятия.

2.2.
Предпринимательские способности
1) Тесты «Предпринимательские способности» и «Ваши предпринимательские способности» (Приложение 4);
2) Обработка и обсуждение результатов тестов;
3) Мозговой штурм. Какие способности можно назвать предпринимательскими способностями?;
4) Обсуждение и завершение занятия.

2.3.
Особенности предпринимательского мышления
1) Тест «Способны ли Вы решить свои проблемы?» (Приложение 5);
2) Тест «Ваши деловые перспективы» (Приложение 6);
3) Обработка и обсуждение результатов теста;
4) Презентация: «Особенности предпринимательского мышления»;
5) Обсуждение и завершение занятия.

2.4.
Философия успеха
1) Анкета «Успех и успешный человек»
(Приложение 7);
2) Обсуждение результатов анкеты;
3) Презентация «Мировоззрение успешного человека»;
4) Обсуждение и завершение занятия.

2.5.
Основы целеполагания
1) Упражнение «Колесо жизни» (Приложение 8 );
2) Обсуждение результатов;
3) Презентация: «Основы целеполагания»;
4) Упражнение «Моя цель № 1» (Приложение 9);
5) Обсуждение и завершение занятия.

3. Теоретические основы бизнеса

3.1.
Концепции бизнеса
1) Презентация: «Позитивная, критическая и прагматическая концепции бизнеса»;
2) Работа в группах. Выделение основных положений позитивной, критической и прагматической концепций бизнеса;
3) Обсуждение и завершение занятия.

3.2.
Принципы и признаки бизнеса
1) Презентация: «Принципы и признаки бизнеса»;
2) Работа в группах. Выделение принципов и признаков бизнеса;
3) Обсуждение и завершение занятия.

3.3.
Объекты и субъекты бизнеса
1) Презентация: «Объекты и субъекты бизнеса»;
2) Работа в группах. Выделение объектов и субъектов бизнеса;
3) Обсуждение и завершение занятия.

3.4.
Критерии разграничения субъектов бизнеса
1) Презентация: «Критерии количественного и качественного разграничения субъектов бизнеса»;
2) Работа в группах. Определение критериев разграничения субъектов бизнеса;
3) Обсуждение и завершение занятия.


3.5.

Предпринимательская фирма: правовая форма и учредительные документы

1) Презентация: «Предпринимательская фирма: правовая форма и учредительные документы»;
2) Работа в группах. Ознакомление с образцами учредительных документов фирмы;
3) Обсуждение и завершение занятия.

4. Теоретические основы бизнес - планирования

4.1.
Виды предпринимательского бизнеса
1) Презентация: «Виды предпринимательского бизнеса»;
2) Работа в группах. Определение видов предпринимательского бизнеса;
3) Обсуждение и завершение занятия.

4.2.
Бизнес – идея, бизнес – проект и бизнес – план
1) Презентация: «Бизнес – идея, бизнес – проект и бизнес – план»;
2) Работа в группах. Определение бизнес – идеи для своего проекта;
3) Обсуждение и завершение занятия.

4.3.
Структура бизнес – плана
1) Презентация: «Структура бизнес – плана»;
2) Работа в группах. Определение структуры бизнес - плана своего проекта;
3) Обсуждение и завершение занятия.

4.4.
Этапы бизнес - плана
1) Презентация: «Этапы бизнес – плана»;
2) Работа в группах. Определение этапов бизнес - плана своего проекта;
3) Обсуждение и завершение занятия.

5. Практикум по бизнес - планированию

5.1.
Составление бизнес – плана проекта
Работа в группах. Завершение составления бизнес – плана своего проекта и оформление презентации.

5.2.
Защита проекта
Защита учащимися презентации своего проекта.









Литература

1. Абчук В.А. 12 шагов к собственному бизнесу. – М.: Эксмо, 2010.
2. Елкин В.В. Основы бизнеса. Учебное пособие. – СПб., 2004.
3. Калинина Н.Н., Топешкина Н.В. Экспериментальная работа в школе по теме «Основы предпринимательской деятельности». Создание экономической практико-ориентированной среды в Москве // ЭШ. – 2007. – № 3.
4. Кийосаки Р. Богатый папа. Бедный папа. – М.: Попурри, 2011.
5. Кийосаки Р. Квадрант денежного потока. – М.: Попурри, 2011.
6. Корпоративный менеджмент http://www.cfin.ru/
7. Малашихина Н.Н., Белокрылова О.С. Риск-менеджмент. – Ростов-на-Дону, 2004.
8. Основы бизнеса / под ред. Рубина Ю. Б. – М.: МФПА. Непрерывное образование, 2010.
9. Основы бизнеса – компьютерная реализация. http://osnbisn.narod.ru/
10. Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М., 2004.
11. Сборник психологических тестов / Сост.: Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук .- Казань: КНПО ВТИ, 2007.
12. Турусин Ю. Д., Ляпина С. Ю., Шаламова Н. Г. Стратегический менеджмент. – М., 2003.
13. Чернов В. А. Инвестиционная стратегия. – М., 2003.
14. Административно-управленческий портал AUP.Ru http://www.aup.ru/
15. Журнал «Эксперт». http://www.expert.ru/
16. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Заголовок 115