Презентация Основы эффективного планирования логопедического занятия


Основы эффективного планирования логедического занятия Учитель-логопед Костакова Елена Александровна Выступление на ГМО учителей-логопедов, 2015г.МКУ ДО ДООЦ г. Муром Эффективность планирования педагогом логопедического занятия подразумевает: Конкретность. Содержание и формы предусматривают реализацию конкретных целей и задачКомплексность. Разнообразие направлений, форм и методов организации деятельности педагога и детей.Целенаправленность плана. Содержание и формы педагогической деятельности планируются с учетом главной цели и иерархии задач В зависимости от количества участников в процессе их обучения логопедические занятия бывают: Объединяют детей со сходными речевыми нарушениями в стадии автоматизации навыка Планируются с учетом конкретных патогенетических механизмов недоразвития речи ребенкаПодгрупповые ИндивидуальныеБазируются на Программе обучения и воспитания детей с определенным речевым нарушениемФронтальные В планировании коррекционно-развивающей работы учителю-логопеду необходимо сочетать применение известных методик в соответствии с общедидактическими принципами, отражающими общие закономерности усвоения речи, и принципами коррекционно - развивающего воздействияОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Планировать можно по разному, но эффективность обеспечит наличие следующих этапов деятельности: АналитическийПодготовительныйМоделирующийЗаключительный1234Определение предмета и отрезка времени Анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализаЦелеполагание, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времениВыбор структуры и оформление плана. Важно, чтобы он был удобен для работы и оперативной корректировки Планирование – процесс индивидуального осмысления педагогом своей деятельности и творческого её структурирования. Тема – основной структурный компонент занятия. Важно помнить, что её необходимо выбирать, опираясь на: Дефект речевого развития ребенка Программу образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Тематическое планирование или индивидуальный перспективный план работы с ребенком Время года, в период которого создается занятие и наличие приближающихся социальных явлений (праздников и т.п.) ФГОС ДО рекомендует: - обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм; - возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья.иизAБВГ Цель занятия должна отражать то, чего вы хотите добиться в результате, исходя из реальных возможностей ребенка. При планировании интегрированного или комбинированного занятия, может быть 2 и 3 цели Определить основную дидактическую цель занятия - значит установить, чему в основном будет посвящено данное занятие: Изучению новогоматериалаЗакреплениюранеепройденногоматериала Повторениюи обобщению(две дидак-х цели)Повторению,закреплению,сообщениюновогоматериала(три д.цели) Коррекционно-развивающиеОбразовательныеВоспитательныеЗдоровьесберегающие413  Цель реализуется через постановку и достижение ряда задач, которые включены в содержание логопедического занятия. Задачи:2 ИГРОВОГО, КАК ОСНОВНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО4123Современные ФГОС ДО ориентирует педагога на отказ от учебно-дисциплинарной модели образовательногопроцесса и необходимость планирования обучения и реализацию поставленных целей и задач через организацию ВЕДУЩИХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:ПРОДУКТИВНОГО5 В соответствии с новым стандартом изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство педагога, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенкаВЗРОСЛЫЙОсновная модель организации образовательного процессаРЕБЕНОК ие 1. Упражнение подражательно –исполнительскоеконструктивноетворческое2. Игры3. МоделированиеПрактическиеНаглядныеСловесныеНаблюдениеРассматривание (рисунков, картин, макетов)Показ образца Применение интерактивных демонстрационных компьютерных технологий1. Рассказ2. Пересказ3. Беседа предварительнаяитоговаяОбобщающая4. ЧтениеМетоды логопедического воздействия:
Требования к современному занятию предполагают одновременное воздействие информации на:СФЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ СЕНСОРНУЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВУЮСФЕРУ РЕБЕНКА ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА КСЛОВУ, ПОТРЕБНОСТИ В РЕЧИ В зависимости от цели, путей её достижения, возможностей детей, коррекционно-обуающей программы, места в системе занятий учитель-логопед выбирает методы воздействия. Критериями отбора и комбинирования методов и приемов обучения детей выступают смена видов деятельности и попеременное включение различных анализаторовСлуховогоТактильногоЗрительногоРечедвигательногоТаким образом соблюдается охранительный режим, создаются условия для активной деятельности и поддержания внимания детей в процессе организованной деятельности Ход занятия можно оформить в виде следующей таблицы.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы занятияВиды работы на этапе Деятельность педагогаДеятельность ребенкаКакие задачи решались в ходе выполнения заданий I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 5%II. ОСНОВНОЙ ЭТАП. Работа с учебным дидактическим материалом – 90%III. Итог занятия – 5%Мало грамотно структурировать занятие, важно правильно СПРОЕКТИРОВАТЬ ход занятия.Процессуальная часть. Этапы занятия. Оргмоменты проводятся в ах: Оргмоменты проводятся в разных вариантах: Стандартный оргмомент Оргмомент в стихах Создание конфликтной ситуации Релаксационные, мимические и психофизические упражнения I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Цель: - Создание положительного настроя на обучение - Пробуждение интереса к познанию нового Коррекция психофизических функций - Ведение в тему занятия I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ПЕДАГОГА - ВКЛЮЧИТЬ РЕБЕНКА В РАБОТУ С ПЕРВЫХ МИНУТ ЗАНЯТИЯ. СФОРМИРОВАТЬ И ПОДДЕРЖАТЬ ДЕТСКУЮ ИНИЦИАТИВУ ПО:ВОСПРИЯТИЮ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИПОСТАНОВКЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИПОИСКУ И ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИОБОБЩЕНИЮ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ II. Второй этап занятия. Основной этап. Реализует цель занятия, соответствует стадии изучения материала детьми:внойАктуализациязнаний (АЗ)Изучение нового материала (ИНМ)Усвоение изучен-ного материала (УИМ)Закрепление изученногоматериала (ЗИМ)Данные этапы занятия не обязательно должны следовать один за другим и используются по усмотрению логопедаэтап Повторение, обобщение и систематизация материала (ПОМ)Коррекция знаний, умений (КОР) Контроль знаний и умений (КЗ) II. Основной этап. Требования.1.5.3.4.Этап коррекции знаний может начинать занятие или завершать егоУсвоение материала не всегда выделяют в отдельный этап: иногда усвоение материала идет параллельно его изучению или закреплению Этап обобщения и систематизации вводят в случае необходимости упорядочения большого объема материала. Далее следует этап закрепления. Этим двум этапам может отводиться целое занятие.Контроль за усвоением материала на логопедическом занятии лучше всего включать в конце занятия (отличие от урока)Этап актуализации знаний предшествует изучению нового материалаПовторение материала либо предшествует этапам изучения, усвоения или закрепления нового материала, либо завершает занятие6.2.Требования. Отдельного внимания заслуживает здоровьесбережение на занятиях. В занятия необходимо включать:ContentsЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙПальчиковую гимнастику Динамическую паузуЗрительную гимнастику III. Третий этап – итог занятия. Он включает в себя: Подведение итога проводится чаще всего в форме опроса. Учитель задает вопросы.Оценивание проводится педагогом либо ребенком. Дети формируют умение оценивать свою работу. Оценка деятельности детей или ребенка Домашнее заданиеПодведение итогов Список использованной литературы 1. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2016 новый 273-ФЗ.рф2. Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)3. Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г., ратифицированная Верховным советом СССР 13.06.1990г.4. А.Я.Данилюк А.М.Кондаков В.А.Тишков Стандарты второго поколения Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Москва «Просвещение 2009».5. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (с изм. от 04.04.2014)6. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038)7. Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010 . Творческих успехов!СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ…