Бинарный урок Путешествие в страну Легумию


Сценарий бинарного урока
(интерактивная игра по кулинарии)
Внеклассное мероприятие
Учитель технологии высшей категории Яровая Л.В.
Учитель математики 1 категории Волянюк И.М.
Учитель географии высшей категории Шаранкевич К.П.
Время: 90мин.
Тема: Путешествие в страну «легумию»
Цель: - изучить историю происхождения овощей; - углубить знания учащихся о питательных ценностях овощей, значения витаминов и способы их сохранения; - развивать у учащихся эмоции, создавая ситуации удивления, радости, занимательности, используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства учеников; - расширять кругозор детей, любознательность; - воспитывать аккуратность и внимательность к работе, дружеское внимание друг к другу.Оборудование: рисунки с изображением культурных растений, плакаты с выражениями о труде, политическая карта мира, раздаточный материал, корзина с овощами, песочные часы, скатерти, салфетки, посуда для сервировки стола, готовые блюда (салаты), эмблемы овощей.Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: технология, математика, география, биология, основы здоровья.
Ход урока
I.Организационный момент.Класс делится на 2 команды игроков. Каждая команда придумывает себе название и выбирает своего капитана.
II. Сообщение темы и целей урока.
III.Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.1.Зравствуйт, ребята! Итак, приглашаем вас в увлекательное путешествие в страну Легумию.
Страну Легумию на географической карте не найдёшь, но она существует. Иногда ты можешь увидеть её огромной – глазами не охватишь, иногда крохотной, что уместится на подоконнике.
«Легум» - по – французски овощ, по – испански «легумус».А страна Легумия, как вы, наверное, уже догадались, - огород.
У Легумии своя история. Это страна полной тишины. Когда её жителт – легумы – болеют или хотят пить, помощи они просят беззвучно. Если ты позаботишься о них, они в долгу не останутся, неблагодарных среди легумов нет. Но заботиться о них надо больше всего весной и летом. Поздней осенью в Легумии почти никого не останется - страна пуста, все её жители перебираются в тёплые закрома.
2.Страна Легумия является «Сокровищницей Деметры».Кто же такая Деметра? Это богиня плодородия, мать – земля, мать – кормилица, как называли её греки. Среди прочих богинь она самая уважаемая. Не пргневать бы её. Не обидеть. Настанет весна, пригреет солнышко, и отблагодарит Деметра каждого, кто помнил о ней, кто не забывал, верил в её чудодейственную силу. О Деметре должны позаботиться люди. Ведь, например, без хлеба им никак не прожить. Тёплые весенние дожди будут поить их водой, солнышко будет отгонять холодные ветры. Деметра подарит им ту удивительную силу, благодаря которой зёрнышки превратятся в хрупкие зелёные стебли, а они со временем согнуться под тяжёлым колосом.
Так было давно.
Так бывает всегда.
Так будет и сейчас.
Сегодня богиня Деметра открывает нам свою сокровищницу.
IV. Конкурсная программа
1. Приветствие команд.
2.конкурс – Представление «сокровища» страны Легумии.
Д/З. Выходят по три представителя от каждой команды с подготовленным дома рассказом о:
I. команда – картошке, луке, томате;
II. команда – огурце, моркови, капусте.
В ходе рассказа ученики отмечают на карте эмблемами овощей родину их произростания.

3.Математический блок.
Учитель: Здравствуйте! Не лишняя ли гостья Математика на нашем празднике овощей и фруктов?
Судите сами.
Сценка "учительница и ученик"
За столом сидит учитель. Выбегает ученик:
- Извлекать корни умеете? – спрашивает экзаменатор.
- Да, конечно. Нужно потянуть за стебель растения посильнее и корень извлечется из почвы.
- Нет, я имела в виду другой корень, например из "девяти"?
- Это будет – "дев", т.к. в слове "девять" суффиксом является "ять".- Вы меня не совсем поняли. Я имею в виду корень квадратный.
- Квадратных корней не бывает, они бывают главными, придаточными, боковыми.
- Арифметический квадратный корень из девяти.
- 3, т.к. равно 9!
Учитель: Урожай надо не только вырастить, но сохранить и переработать.
(На листах выдаются командам тексты задач)
Задача №1
На складе было 930 центнеров овощей и 360 центнеров фруктов когда часть овощей и фруктов увезли, на складе осталась третья часть овощей и четвертая часть фруктов.Сколько овощей и сколько фруктов увезли со склада? Найдите наиболее рациональный способ решения задачи.
(Ответ: 602ц овощей и 270ц фруктов ) Витамины – жизненно необходимые вещества.
Что такое витамины? Где содержится больше всего витаминов? 
(Биологически активные органические соединения, имеющие большое значение для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма. Во фруктах и овощах).Они нормализуют обмен веществ, способствуют лучшему усвоению пищевых веществ. Недостаток витаминов вызывает сначала недомогание, а затем различные заболевания. Богат витаминами арбуз.
Задача№2.
Арбуз стоит 17 рублей и ещё пол арбуза. Сколько стоит арбуз?
(Ответ: 34р.)
 Витамин А участвует в механизме светового зрения, процессе регенерации кожи, формировании иммунитета – защиты организма от болезней. Недостаток витамина А вызывает поражение глаз, светобоязнь, ночную слепоту, сухость и пигментацию кожи, тусклость волос, повышенную восприимчивость к простудным заболеваниям. Одним из продуктов, богатым витамином А, является морковь.
 Решив задачу, мы узнаем, сколько моркови надо съедать в день.
Задача №3. В 100 г моркови содержится 20 % витамина А. В день нужно съедать 8 % витамина А. Сколько грамм моркови нужно съедать в день?
(Ответ: 100 : 20 = 5 (г), 5 . 8 = 40 (г))
 Витамины группы С.
 Витамин С - аскорбиновая кислота. Недостаток витамина С вызывает кровоточение дёсен, расшатывание зубов, бледность и сухость кожи. Витамина С много в капусте, причём в квашеной капусте его больше, чем в свежей. Квасить капусту первыми научились римляне. Они же научили этому других европейцев. Из квашеной капусты делают замечательный вкусный и сытный салат, добавляют её в «зимние» первые блюда, тушат её.
 Задача №4. Капуста при засолке теряет 20 % своего веса. Достаточно ли купить 14 кг свежей капусты, чтобы квашеной капусты получилось 12 кг.
Решение: 14 · 0,2 = 2,8(кг) – потеря,
14 – 2,8 = 11,2(кг) – кваш. капуста
Ответ: не достаточно
Задача №5. В 100 г картофеля содержится 20 мг витамина С. При варке в неочищенном виде картофель теряет 25% витамина С. Сколько витамина С теряется в 1 кг неочищенного картофеля?
(Ответ: 25 % = ¼20 : 4 = 5 (мг) – теряется при варке 100 г.
5 · 10 = 50 (мг) - теряется при варке 1 кг).Витамины D, E, F, P, H.
 Одним из вкусных и полезных блюд является винегрет. Этот салат содержит целый «ансамбль» витаминов.
Очень хочется вычислить рецепт винегрета, но мы это сделаем с вами позже, когда изучим тему «Десятичные дроби».
Задача №6. Для того, чтобы приготовить 480 г необходимо
по 25 % свёклы и картофеля,
по 12,5 % квашеной капусты и маринованных огурцов,
5 % лука
и остальное – моркови.
Составьте рецепт винегрета массой 4800 г.
(Ответ: 25 % = ¼480 : 4 = 120(г) – свёклы и картофеля,
12,5 % = 1/8
480 : 8 = 60(г) – квашеной капусты и маринованных огурцов,
5 % = 1/20
480 : 20 = 24(г) – лука,
480 – 240 – 120 – 24 = 96(г) – моркови)
Между задачами- загадки зрителям:
Сколько раз повторяется СТО?
У простого сторожа непросторный дом: Часто в нём стоножка бродит под столом. Дорожит стоножка чистотою ног. И столичной ваксой чистит сто сапог. Вместо двух не просто вычистить все сто. Сразу столько обуви не носил никто. У простой стоножки стоит постоять И у той стоножки опыт перенять.
(Ответ: 19 раз)
Для математики, дружочек,
Нужна тетрадочка в…(Не в кружочек, а в клеточку)Варит отлично твоя голова:
5+1 получается…(Не 2, а 6)
Вышел зайчик погулять,
Лап у зайца ровно…(Не 5, а 4)
Ты на птичку посмотри:
Ног у птички ровно…(Не 3, а 2)
У меня собачка есть,
У неё хвостов аж…(Не 6, а 1)
Говорил учитель Ире,
Что 2 больше, чем …(Не 4, а 1)
Знает точно ученица:
От десятка ноль отнять- будет …(Не 1, а 10)
У доски ты говори,
Что концов у палки…(Не 3, а 2)
Ходит в народе такая молва:
6-5 получается…(Не 2, а 1)
Отличник тетрадкой такою гордится:
Внизу, под диктантом стоит…(Не 1, а 5)
На уроках будешь спать-
За ответ получишь…(Не 5, а 2)
Вот 5 ягодок в траве.
Съел 1, осталось…(Не 2, а 4)
Мышь считает дырки в сыре:
3+2- всего…(не 4, а 5)
Как вы убедились- овощи и фрукты дружат с математикой.
Давайте к ним и вернёмся
Жюри подводит итоги конкурсов

4 конкурс – «Художников»
Выбирается по два представителя от команды, с закрытыми глазами вынуть овощ из корзины, назвать его и нарисовать ( овощи: картошка, свекла, лук, чеснок, морковь, редька (чёрная, белая, красная ), и др.
Д/З.Конкурс стенгазет и рисунков, вывешенных на доске.
Жюри подводит итоги конкурсов
5 конкурс – «Юные агрономы».
Работа с карточками и разгадать кроссворд.
Учитель. Жители страны, то есть овощи, разнообразны по вкусу и внешнему виду. Назовите группы овощных культур в зависимости от того, какую часть растения используют в питании.
Карточка:
Виды овощных культур
Луковичные Плодовые Корнеплоды Клубнеплоды Листовые
Капуста ( бело-, краснокачанная), лук репчатый, картофель, свекла, морковь, помидор, кабачок, чеснок, арбуз, укроп, редис, огурец, щавель, перец
Ответы:
Виды овощных культур
Луковичные Плодовые Корнеплоды Клубнеплоды Листовые
Лук
репчатый,
чеснок
Помидор,
огурец,
кабачок,
арбуз,
перец Свекла,
морковь,
редис Картофель Капуста,
укроп,
щавель
Кроссворды (приложение)
6 конкурс – «Самый быстрый».
Кто быстрее нашинкует капусту (шинковкой) для приготовления салата.
Физкультминутка - «Болеют за свою команду»
7 конкур «Юные повара»
Из нашинкованной капусты ( добавить свои ингредиенты) приготовить салат по своему рецепту.
8 конкурс – Конкурс капитанов «Блиц опрос» и работа с болельщиками.
Учитель читает вопросы каждому капитану, за 1 мин. необходимо дать как можно больше правильных ответов.
Вопросы капитану I команды
1.Сосуд для цветов ( ваза)
2.Крупа для плова (рис)
3.Орех с пальмы (кокос)
4.Второй по площади материк (Африка)
5.Самый большой остров ( Гренландия)
6. Ими вяжут ( спицы)
7.Шоколадное дерево (какао)
8.Самая большая ягода (арбуз)
9.Самая высокая вершина Африки ( влк. Килиманджаро )10.Стакан на ножке (бокал)
11.Прибор для определения сторон горизонта (компас)
12.Длина человека (рост)
13.Небольшой участок суши со всех сторон окружен водой (остров)
14.Долька чеснока (зубок)
15.Дерево – плакса (ива)
16.Её гасят уксусом (сода)
17.После осени (зима)
18.Самая длинная река мира (Нил)
19.Водная оболочка Земли (гидросфера)
20.Утренняя еда (завтрак)
21.Запах цветов (аромат)
22.Защищает палец при шитье (напёрсток)
23.Оранжевый корнеплод (морковь)
24.Самый большой по площади океан (Тихий)
25.Волны, вызванные подводным землетрясением (цунами)

Вопросы капитану 2 команды
1. Суп из рыбы (уха)
2.Очень горячая вода (кипяток)
3.Чашка без ручки (стакан)
4.Самый маленький материк на Земле (Австралия)
5.Самая глубокая впадина в Мировом океане ( Марианский желоб)
6.Список блюд (меню)
7.Хлебный напиток (квас)
8.Молотая пшеница (мука)
9.Вода в твёрдом состоянии (лёд)
10.Чашка без ручки (стакан)
11.Прибор для определения температуры воздуха (термометр)
12.Дырочка в игле (ушко)
13.Огромный участок суши со всех сторон окруженный водой (материк)
14. 24 часа (сутки)
15.Мясной отвар (бульон)
16.Высушенная трава (сено)
17.Кухонное оружие (нож)
18.Самая полноводная река мира (Амазонка)
19.Воздушная оболочка Земли (атмосфера)
20.Заготовка для котлет (фарш)
21.Блин для торта (корж)
22.Сушонный виноград (изюм)
23.Очень большая тарелка (блюдо)
24.Самый холодный океан (Северный Ледовитый)
25.Самые высокие горы мира (Гималаи)
Работа с болельщиками: «А ну-ка, отгадай!» - загадки о растениях, их Родину отмечаем на карте
1. Не шит, не кроен, а весь в рубцах:
Без счёту одёжек, и все без застёжек. ( Капуста ), Европа
2. Круглолиц и красен я, тонок хвост, белы края.
В огороде меня рвут и к столу подают. (редис), Европа
3. Что в нашем огороде вырастает ежесуточно, как в лесу грибы? (огурцы) Азия
4. Мои зубы белы и сладки, пока малы.
Мои косы длинны, хоть и не заплетены (кукуруза), Южная Америка
5. Из мешка – на забаву, из бутылки – на приправу (подсолнух), Сев. Амарика6. У ягоды в серединке два зёрнышка – половинки.
На огне обжаришь, и напиток сваришь (кофе), Африка.
7. Она чёрная? Нет, красная!
А почему белая? Потому что зелёная (красная смородина), Сев. Америка
8. Какой корнеплод делает чай сладким? (свекла), Азия
9. Жёлтая курица лежит под тыном, дуется (тыква), Сев. Америка
10. Цветок – крылатка, а плод – лопатка.
Плод зелен и молод, но сладок, как солод (горох), Азия
11. С лица – желто, во рту кисло! (лимон), Азия
12. Главный принцип у него в общем – то простой:
Голова – на солнце, ноги – под водой (рис), Азия
Жюри подводит итоги конкурса.
9 конкурс «Практический» - Сервировка стола, представление салатов.
Жюри дегустирует Д/З салаты и салат из нашинкованной капусты, приготовленный в классе.
Капитаны команд демонстрируют и дают на пробу членам жюри салаты. Жюри оценивают оформление салатов, его вкусовые качества, также оценивается и сервировка стола.
V. Итог урока.Члены жюри подводят общий командный итог всех конкурсов.
Учитель: Дорогие ребята! Испокон веков человек неразрывно связан с природой, его окружает богатый и разнообразный мир растений. И этот растительный мир обеспечил возможность существования человека на Земле, дал ему пищу, одежду и кров. Поэтому я обращаюсь к вам , как к будущим хозяевам не только своего дома, огорода, дачи, но и как к будущим хозяевам Земли. Храните и берегите, любите каждое растение, каждую травинку нашей планеты. И тогда ваша любовь окупится сторицей.
Награждается команда победитель.