Конспект по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста Зимние Святки


Зимние Святки
конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста
Цель. Приобщение детей к русской традиционной культуре.
Задачи.
Образовательные. Формировать у детей знание о календарно-обрядовом празднике Зимние Святки, традициях ряжения и колядования.
Развивающие. Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок, игре в русские народные игры.
Воспитательные. Воспитывать чувство любви к русскому народному творчеству, гостеприимство, умение быть благодарным.
Словарная работа: Святки, колядки, колядовщики, ряженые.
Планируемый результат. Дети проявляют интерес к игровому общению с взрослым и сверстниками, с удовольствием разучивают колядки, участвует в народных играх.
Предварительная работа: рассматривание атрибутов праздника (рождественская звезда, маски), игра «Шла коза по лесу».
Оборудование: шапочка козы, стульчик.
Ход НОД
Вводная часть
Воспитатель.
- Ребята, какие зимние праздники вы знаете? (Новый год). Все мы любим новогодний праздник. Расскажите, как вы его отметили дома с родителями (выслушать ответы детей).
- В старину, очень давно, когда наша страна называлась Русь, зимой наши прабабушки и прадедушки отмечали самый длинный, самый веселый зимний праздник, он назывался Святки. Хотите узнать об этом старинном празднике? Усаживайтесь удобнее и слушайте.
Основная часть
Святки – от слова «святой» - безгрешный человек, который никогда никому не делает плохого. Он помогает другим в нужную минуту, защищает слабых, лечит. Святые дни начинали праздновать от праздника Рождества целых две недели. В домах люди все мыли, готовили разные угощения, веселились. Праздник встречали обрядом колядования. Колядки – это величальные песенки, пожелания здоровья, богатства, счастья. Колядовщики – это мальчики и девочки, которые ходили по дворам, славили праздник, величали хозяина дома и его семью. Колядовщики за свои величальные песенки получали награду – разные угощения (пироги, баранки, конфеты, пряники). Хозяева не скупились, щедро одаривали колядовщиков пирогами, сладостями. На шее у колядовщиков висели лоскутные сумочки, куда они складывали угощение. Целый день ходили ребятишки по деревне из дома в дом. А вечером соберутся у кого-нибудь в доме и пьют чай с тем, что наколядовали, угощаются, веселятся.
- А какие колядки пели, послушайте! (разучивание колядок с выполнением движений).
«Сею – вею, посеваю,
С Рождеством вас поздравляю!
Что здоровы были, много лет жили!
Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок,
Хот блин, хот сала клин.
С Новым годом!»
«Пришла Коляда
Вперед Рождества,
Вперед Масленицы.
Зашла Коляда
На Иванов двор.
Доброму хозяину
Корову с теленочком,
Овцу с ягненочком,
Лошадь с жеребеночком,
Свинью с поросеночком».
«Коляда, Коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или детег полтину,
Или курочку с хохолком,
Петушка с гребешком!».
- Молодые парни и девушки тоже ходили колядовать, но они еще и наряжались, их так и называли ряженые. Рядились в животных, козу, барана, медведя, шутили.
- Посмотрите, что это у меня (показ шапочки козы), предлагаю поиграть с козой.
Народная игра «Шла коза»
Дети идут по кругу и поют, ребенок в шапочке козы – водящий, стоит в центре круга и выполняет движения в соответствии с текстом. После выбирается следующего водящего.
«Шла коза по лес, по лесу, по лесу,
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу,
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
Головкой покачаем и снова начинаем».
- В праздничные дни ребятишки играли, и я предлагаю поиграть.
Народная игра «Яшенька».
Ребенок «Яшенька» сидит на стуле в центре круга. Дети в хороводе поют:
«Садился наш, Яшенька, на дубовый стульчик,Ладу, ладу, на дубовый стульчик.
Соскочил наш, Яшенька, на резвые ножки,
На резвые ножки, красные сапожки.
Выбирай наш, Яшенька, которую любишь,
Которую любишь – ту и поцелуешь»
«Яшенька» выбирает ребенка, целует три раза. Игра повторяется.
Заключительная часть
Вот так весело на Руси отмечали Зимние Святки.
Рефлексия.
- Ребята, а что вам особенно понравилось? (ответы детей).