Полиритмия как средство развития координации движения и чувства музыкального ритма


Полиритмия как средство развития координации движения и чувства музыкального ритма
Новиков И.М., педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД Центра детского творчества г. Иркутска
Проблема чувства ритма – проблема телесно-волевая. Чувство ритма неизменно страдает при наличии у ребенка телесных блоков и зажимов или при сложностях с волевой саморегуляцией. Истоки ритмического чувства коренятся в природе самого человека - в ритмах физиологических процессов (дыхание, сердцебиение и др.), в ритмизованных действиях (ходьба, бег), в ритмах трудовых процессов. Важно помнить, что музыкальный ритм это «слуходвигательный» процесс. Нельзя подавить моторные реакции без ущерба для ритмического восприятия и переживания. Именно поэтому проблема чувства ритма многими педагогами относится к категории "неразрешимых". Действительно, обычными музыкально-педагогическими методиками эту проблему не решить (в этом смысле со слухом работать проще). Приходится работать с самим человеком - прежде всего с его телом и волей. Пределы развития чувства ритма, а также вокальной или инструментальной исполнительской техники (двигательные способности) могут существенно расшириться при снятии характерологического "мышечного панциря" (термин В.Райха), т.е. проработке личностных характерологических проблем, проецирующихся на телесные структуры и функции.
Ритм также взаимосвязан с внутренней дисциплиной человека. А это значит, что методика, которую мы с ребятами представили, направлена не только на развитие чувства ритма и снятие характерологических зажимов, но и, что не маловажно, развивает уровень самодисциплины.