План-конспект логопедического занятия. Гласные звуки


План-конспект подгруппового занятия для детей 2 класса с ОВЗ
Автор: Суязова Ольга Геннадьевна, учитель-логопед.
Тема: Гласные звуки
Цель: Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда
Задачи:
Образовательные:
-закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы] ;-совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
-учить выделять гласный звук из других звуков;
-учить производить слуха - произносительную дифференциацию звуков [а], [о], [у], [э], [ы],
-закрепить графические образы букв А, О,У, Э, Ы.
Коррекционно-развивающие:
-развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [о], [у], [э] [ы];
-корригировать речевое дыхание;
-развивать подвижность губ;
-расширять словарный запас по теме: «Животные»
Воспитательные:
-воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования;
-воспитывать умение взаимодействовать друг с другом; - прививать интерес к сказкам.
Оборудование: цветные карандаши; тетради; ручки; пособия для дыхательной гимнастики; картинки с изображениями животных, теремка, времен года; картонные красные кружки; игрушки животных; ящик с песком.Ход занятия
Организационный момент.
Закрепление пространственно-временных представлений.
-Ребята, скажите, какое сейчас время года? А какой сейчас месяц? Сколько всего месяцев осени.
На доске картина с изображением времен года (четыре времени года). Учащиеся называют время года, месяц, перечисляют осенние месяца.
Знакомство с темой занятия:
-На сегодняшнем занятии мы с вами познакомимся с гласными первого ряда. Я очень тихо произнесу гласную, а вы отгадайте по моим губам и громко повторите.
Логопед беззвучно произносит гласные в следующем порядке: а,о,у,э,ы, при этом обращает внимание детей на положение губ при произнесении: а - рот широко раскрыт; о - губы округлены и слегка вытягиваются вперед; у – губы округлены и больше вытягиваются вперед; э, ы – губы слегка вытягиваются в улыбке. Учащиеся озвучивают гласные по беззвучной артикуляции логопеда.
-Молодцы ребята, сейчас мы с вами познакомимся с героями сказки «Теремок», которые помогут нам запомнить гласные звуки первого ряда.
Основная часть.
-Летела муха- горюха по лесу. Видит пень с окошками и дверью. Остановилась и спрашивает: А! О! У! Э! Ы! Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Залетела муха- горюха в пенек и стала жить-поживать в нем. Ребята, как спрашивала муха - горюха теремок?
Учащиеся повторяют за учителем звуки; А,О,У,Э,Ы. На доске висит таблица гласных первого ряда.
Пальчиковая гимнастика
-Начала муха- горюха наводить порядок в теремке, вымыла окно (логопед проводит по столу круговые движения ладонью, сначала правой, затем -левой),подмела полы (логопед «подметает» пальцами парту), собрала весь мусор и вынесла (логопед опускает руки в ящик с песком, делает из песка горочку, набирает в ладони и высыпает обратно).
Ученики повторяют действия логопеда.
Рисование
-Бежал мимо зайчик. Увидел домик и спрашивает
- Терем- теремок! Кто в тереме живет?
-Я, муха - горюха, а ты кто?
- А я зайчик- длинные уши.
-Ступай ко мне в дом. Веселее жить вдвоем.
-Ребята взгляните на зайчика (логопед показывает игрушечного зайца), какого он цвета? (Дети отвечают - серого).
- А какой формы у зайчика голова, уши? (голова -круглая, уши- овальные).
-Покажите где у зайчика лапки, хвостик?
-Давайте сами нарисуем в тетрадях зайчика. Ученики рисуют в тетрадях зайца.
Физкультминутка
- Бежала мимо лиса - рыжая краса, обежала вокруг теремка, подпрыгнула на лапках, заглянула в окно, потянулась, отдышалась и спрашивает:
-Кто здесь живет? Пустите меня в дом.
-Заходи.
-Забралась лисичка в теремок. Стали жить-поживать и горя не знать.
-Ребята, давайте повторим за лисицей. Лиса бежала (бег на месте), обежала вокруг теремка (обегают стол),подпрыгнула (подпрыгивают на двух ногах), потянулась (потягиваются), отдышалась (дыхательные упражнения). Логопед показывает, ученики повторяют.
Закрепление правильного произношения звуков А, О,У, Э, Ы.
- Вдруг идет медведь. Увидел теремок, услышал песни в нем: « А-А-А-А…О-О-О-О…У-У-У-У…Э-Э-Э-Э…Ы-Ы-Ы-Ы…» (ученики повторяют песню).
-И медведь громко заревел:
«А-а-а… а – А – а… а-а-А…
о-о-О… О– о – о… о-О-о…У-у-у… у – у – У… у-У-у…Э-э-э… э – э – Э… э-Э-э…Ы-ы-ы… ы– Ы – ы… ы-ы-Ы…» (ученики повторяют).
-Терем- теремок! Кто в нем живет?... угадайте кто? Я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте:
-Летом – серый, зимой – белый? (заяц).
-Целый день летает, всем надоедает,
Ночь настанет, тогда перестанет (муха).
-У кого из зверей, хвост пушистее и длинней? (лиса) Ученики называют правильный ответ.
- Молодцы ребята
-Отвечают медведю: я муха – горюха, я, зайчик - длинные уши, я, лисица- рыжая краса. А ты кто?
- Я медведь косолапый.
- Иди к нам жить. Лез, лез медведь в теремок - не смог залезть. Взял и сел сверху. Пенек развалился, закричали звери : « А-А-А-А…О-О-О-О…У-У-У-У…Э-Э-Э-Э…Ы-Ы-Ы-Ы…» (ученики повторяют)
- Удивился медведь (логопед поднимает брови вверх) какой он тяжелый и ушел в лес (ученики поднимают брови вверх).
Выделение гласных первого ряда из других звуков.
- Ребята, сейчас мы с вами потренируемся выделять гласные звуки из других звуков. Я буду произносить , а вы когда услышите гласную первого ряда, поднимайте красный кружок и записывайте в тетрадь.
- А,м,п,у,с,т,ы,р,л.э.о,к,т,у,л,п.о ( ученики записывают гласные в тетрадь).
Итог.
- Сегодня мы учились слышать, правильно произносить и выделять гласные звуки. Ребята, с какими звуками мы с вами сегодня познакомились? ( С гласными первого ряда)
-А кто нам помог? (Муха – горюха, зайчик - длинные уши, лисица- рыжая краса, медведь косолапый).
- Из какой сказки животные? (Терем-теремок)
- Что вам понравилось на занятии больше всего?
- С каким заданием вам было трудно справиться?