Конспект логопедического группового занятия по теме : Звуки [Р],[Рь],буква Р,р


Конспект логопедического группового занятия для детей с ФФНР в 1 классе.
Тема: «Звуки «Р – Рь». «Буквы «Р,р».

Цель занятия: Закрепить произношение звуков «Р – Рь» в речи детей, учить
дифференцировать звуки «Р – Рь» в устной речи и на письме.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
учить детей давать сравнительную характеристику звуков «Р – Рь»;
Учить давать полные ответы на поставленные вопросы;
Коррекционно – развивающие:
учить дифференцировать звуки «Р – Рь» в слогах, словах, предложениях;
Учить координировать речь с движением;
Развивать фонематический слух и зрительное восприятие;
Формировать навык чтения и письма;
Коррекционно- воспитательные:
Воспитывать наблюдательность и навыки аккуратного письма;
Воспитывать усидчивость и умение выслушивать товарища;
Оборудование:
Схема характеристики звуков, предметные картинки: Доктор Айболит, репка, сорока, ворона, воробей, Буратино, Карлсон; мяч, демонстрационные таблицы для чтения, альбом упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы №3 О.С. Гомзяк «Говорим правильно в
6 – 7 лет», простые карандаши.
Ход занятия
Организационный момент.
-Сядет тот, кто назовёт первый звук в слове: Рак, речка, радуга, роза, рыба, ребус, рис, Россия, ряженка, рысь. Дети называют первый звук в слове и садятся на места.
2.Сообщение темы занятия.
- Кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем работать?
- Правильно, сегодня мы вспомним эти два звука и букву, которая обозначает эти звуки. - Мы сегодня будем работать со звуками
«р – рь».
3.Основная часть занятия.
А) Анализ характеристики звуков.
-Ребята, к нам в гости пришли сказочные герои. В их именах есть звуки, с которыми мы сегодня будем работать. И они попросили помочь рассказать им об этих звуках. Поможем им?
- Тогда слушайте и отгадайте, кто пришёл первым. «Всех излечит, исцелит добрый доктор …
- Правильно. Это доктор Айболит. (Выставляется картинка с изображением доктора Айболита). Какой последний звук слышится в слове «доктор»?
Давайте ему расскажем, что мы о нём знаем. (Выставляется схема характеристики звуков).
-Как называется сказка, в которой дедка за …, бабка за дедку…?(Выставить картинку с изображением репки). Какой первый звук слышим в слове «репка»? Расскажите, что вы о нём знаете.
-Сравните эти звуки. Чем они похожи? Чем отличаются?
Б) Развитие фонематического слуха и правильного произношения звуков.
- Теперь приготовьте ладошки и ловите слова со звуком «Р». (Рак, лев, радуга, весна, ручей, белка, роза, снег, робот). Сколько слов поймали?
- Что вы делали?
- Что я произносила?
-К нам в гости пришли те, у кого тело покрыто перьями.(Выставляются картинки – сороки, вороны, воробья). Но они перепутали голоса. Как голос подаёт воробей?
-Что делает ворона?
- Сорока?
Птицы говорят вам: «Спасибо!»
- А теперь к нам пришёл в гости тот мальчик из сказки у которого длинный нос. Кто это?
- Договорим для Буратино слоги в словах:
Кону ..(ра)
Помидо ..(ры)
Кенгу ..(ру)
Детво ..(ра)
Гита ..(ра)
Ша ..(ры)
Го ..(ры)
Но ..(ра)
- А умеете ли вы договаривать слова?
Ра – ра – ра – начинается …
Ры – ры – ры – надуваем мы …
Ро – ро – ро – я налью воды в …
Ры – ры – ры – закусали …
Ар – ар – ар – закипает …
Ор – ор – ор – на стене …
Ыр – ыр – ыр – любит мышка кушать …
Ра – ра – ра – крикнем дружно мы …
- Молодцы! А теперь Буратино предлагает выполнить физминутку. - Да.
- Айболит.
- Последний звук в слове «доктор» - звук «Р».
- Этот звук согласный, твёрдый, звонкий. Обозначается синим цветом.
- Репка.
-Первый звук в слове «репка» - звук «рь».
-Этот звук согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зелёным цветом.
-Оба звука согласные, звонкие. Отличаются тем, что один звук – твёрдый, другой – мягкий.
-Семь.
- Ловили звук «Р».
- Слова.
- Это птицы.
- Он чирикает.(Чир – чир)
-Она каркает.(Кар – кар)
- Она трещит.(Тр – тр)
- Это Буратино.
РА.
РЫ.
РУ.
РА.
РА.
РЫ.
РЫ.
РА.
Игра.
Шары.
Ведро.
Комары.
Самовар.
Узор.
Сыр.
Ура!!!
4. Физминутка Буратино».
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
5.Организационный момент.
- Давайте поиграем с мячом. Я буду бросать каждому из вас мяч и называть слова, а вы должны заменить первый звук в слове на звук «Р» и назвать новое слово.
Танец - …
Хобот - …
Забота - …
Пугать - …
Нога - …
Кот - …
Мука - …
Мычать - …
Поза - …
Мак - …
Тома - …
Дети называют слова и садятся на свои места. Дети встают полукругом.
Ранец.
Робот.
Работа.
Ругать.
Рога.
Рот.
Рука.
Рычать.
Роза.
Рак.
Рома.
6.Связь звуков с буквой.
- Следующий гость очень любит варенье и умеет летать. У него есть пропеллер.
(Выставить картинку с изображением Карлсона). Расскажите Карлсону как называется буква, которая обозначает два звука «Р – Рь».
(Выставить изображение с буквой «Демонстрационные таблицы» Цуканова, Бетц.) Сколько элементов у большой и маленькой буквы «Р».
- Давайте откроем тетради на странице 18 и выполним задание № 4. Прочитайте слова в первом столбике сверху вниз. Во втором.
(Дети составляют из первых букв слов новые слова.) Запишите их в пустых клетках.
Молодцы! Карлсону очень понравилось как вы выполняли задание. - Это Карлсон.
- Эта буква называется «ЭР».
- У большой и маленькой буквы «ЭР» по два элемента.
Дети читают слова.
Дети записывают получившиеся слова.
7. Оценка занятия. Итог.
- Пришла пора нашим гостям прощаться.
-Первыми прощаются те гости, в названии которых столько слогов, сколько раз я хлопну в ладоши. (Логопед хлопает 3 раза так, чтобы дети не видели рук). Кто простился первым?
Во второй раз топнуть 4 раза. Кто простился вторым?
Третий раз моргнуть 2 раза. Кто простился третьим?
- Молодцы! Сегодня вы очень хорошо поработали. Всем гостям понравилось.
- Первым простился Айболит, сорока, ворона, воробей.
- Буратино.
- Карлсон.