Конспект урока по обучению грамоте Чтение слов с буквой й . Транспорт(закрепление)

Обучение грамоте. 1 класс.

Тема: Чтение слов с буквой «й» (закрепление). Транспорт.

Цель: Закрепить знания детей о мягком согласном звуке [й], букве «й», читать слова с буквой «й».
Развивать речь детей, память, логическое мышление.
Воспитывать положительное отношение к урокам обучения грамоте
Расширять и совершенствовать знания детей о правилах дорожного движения, видах транспорта, людях, управляющих этим транспортом.

Оборудование:
Изображение светофора.
Плакат с видами транспорта.
Таблички со словами: ВОЗДУШНЫЙ, ВОДНЫЙ, НАЗЕМНЫЙ, ПОДЗЕМНЫЙ.
Плакат с рисунками самолета, поезда, велосипеда, такси, корабля, гоночного автомобиля и рисунками людей в форме летчика, гонщика, велосипедиста, таксиста, машиниста.
Таблички со словами: МАШИНИСТ, ТАКСИСТ, КАПИТАН СУДНА, ВЕЛОСИПЕДИСТ, ЛЕТЧИК, ГОНЩИК-ИСПЫТАТЕЛЬ.
Плакат-картинка, изображающий детей, играющих на проезжей части.
Азбука.
Тетрадь.

Ход урока.
Орг. момент. Прозвенел звонок, начинается урок!
Учитель: Ребята, чтобы в классе всем было хорошо и уютно, давайте улыбнемся друг другу и скажем добрые слова.

Ученики: Какие у нас мальчики красивые, добрые, сильные, какие у нас девочки умные, внимательные, доброжелательные, симпатичные и т.д.

Учитель: Молодцы, ребята! Хорошие слова сказали. В классе сразу стало теплей и веселей. А на урок к нам сегодня решил заглянуть необычный гость, только угадайте сами, кто же это?
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти.

Ученики: Это светофор!

Учитель: Правильно! Сегодня светофор решил посмотреть, правильно ли вы ведете себя на уроке, знаете ли вы правила дорожного движения (вывешивается картинка с изображением светофора).

Дыхательная и речевая разминка.
Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.
Задуем три свечи.
На выдохе поем гласные а, о, у, ы, и.
Съели вкусное варенье, облизали язычком губки.
Чтение слогов – слияний по слоговой таблице Зайцева.
Чтение слогов:









Сообщение темы урока.

1. Учитель: Ребята, попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить на нашем уроке, а для этого выберите заглавные печатные буквы и напишите их себе в тетрадь, а затем прочитайте, какое слово у вас получилось.
К л Т а В Р Н А з с Н С Л м П ж О Г ш Р Т ж К.
(Дети выполняют задание и читают слово – транспорт).

Учитель: Кто знает, что такое транспорт? (ученики отвечают).

Учитель: Давайте вспомним, на чем люди передвигаются по воздуху?

Ученики: На самолетах, вертолетах, ракетах.

Учитель: Как называется этот вид транспорта?

Ученики: Это воздушный транспорт!

Учитель: А на чем люди могут передвигаться по воде?

Ученики: На пароходах, теплоходах, яхтах, лодках, катерах.

Учитель: как называется этот вид транспорта?
Ученики: Это водный транспорт.

Учитель: А какой наземный транспорт вы знаете?

Ученики: Машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, такси и т.д.

Учитель: А какой еще есть вид транспорта?

Ученики: Подземный. Это метро.

(Учитель вывешивает картинки с видами транспорта и слова на карточках: ВОЗДУШНЫЙ, ВОДНЫЙ, НАЗЕМНЫЙ, ПОДЗЕМНЫЙ. Дети хором читают слова на карточках, а затем соотносят картинку и слова, т.е., ставят под картинку соответствующую карточку со словом.)

Логическое упражнение «Кто на каком транспорте работает?»
(Учитель вывешивает плакат

Рисунки: карточки-слова:
поезд
люди в форме разных профессий
велосипед

Летчик



корабль

Машинист

самолет
гоночная машина
такси

Гонщик





Таксист





Велосипедист





Капитан судна


Учитель: Чтобы работать на всех этих видах транспорта, надо хорошо учиться и получить нужную профессию. Только после учебы и практики машины будут слушаться человека. Узнайте, ребята, кто какой машиной управляет и придумайте предложения со словами на карточках.
(Дети выполняют задание, к каждой картинке прикрепляют карточку со словом-профессией и составляют предложения).

Ученики: Машинист управляет поездом.
Летчик летает на самолете.
На гоночной машине ездит водитель-гонщик.
Велосипедист ездит на велосипеде.
Кораблем управляет капитан судна.
Водитель-таксист на такси возит пассажиров.

Физкультминутка.
А теперь все по порядку,
Дружно встанем на зарядку.
Руки в стороны, за голову,
На колени кулачок,
Разожмем – и на бочок.
Ручками похлопаем, раз, два, три.
Ножками потопаем, раз, два, три.
Глазками помигаем, раз, два, три.
А теперь попрыгаем, раз, два, три.

Повторение знаний о согласном мягком звуке [й].

Учитель: Посмотрите, какие огни горят у светофора, что они обозначают? (Ответы детей).

Учитель: Красный, желтый, зеленый. Назовите последний звук в этих словах.

Ученики: Последний звук [й]. Он согласный звонкий мягкий, обозначается буквой «й».

IY. Работа по Азбуке, стр. 160.

Логическое упражнение «Транспорт»
Автобус
Велосипед
Трамвай

Носилки
Троллейбус
Тачка

Самосвал
Метро
Сани


(Дети читают столбики слов и в каждом столбике исключают лишнее слово, объясняя, почему оно лишнее).

Беседа о дорожных знаках и ПДД.

Учитель: Ребята, а кто же помогает водителям машин и пешеходам не столкнуться и не попасть в аварию?
(Ответы детей).

Учитель: Верно, помогают огни светофора, дорожные знаки. А главное, всем нужно знать правила дорожного движения и не нарушать их. На рисунке в Азбуке вы видите дорожные знаки. Что же они обозначают?

Проезд без шлагбаума.
Езда на велосипеде запрещена.
Переход запрещен.
Место для перехода.
Осторожно, дети!
Место для стоянки или стоянка разрешена.

Чтение стихотворения С. Маршака в парах, а затем чтение вслух.
Учитель: Кто знает, что потом случилось с мячом?

Учитель дочитывает стихотворение

А потом
Под ворота,

Ты покатился
Добежал

И назад не воротился.
До поворота.

Покатился
Там

В огород,
Попал

Докатился
Под колесо.

До ворот,
Лопнул,

Подкатился
Хлопнул -


Вот и все!


Учитель: Почему мяч попал под колеса машины? Где должны играть дети?
(Ученики отвечают).

Работа над ПДД по картинке. (Учитель вывешивает на доску плакат, на котором изображены дети, нарушающие ПДД).

Учитель: Посмотрите на картинку и подумайте, правильно ли ведут себя дети?
(Ответы учеников).

А теперь прочитайте совет светофора в Азбуке на стр. 161. Какой совет дает светофор детям?
Чтение текста, записанного на доске: «Правил дорожных на свете немало. Все бы их выучить нам не мешало, но основное из правил движенья знать надо нам хорошо: На дороге не играть, не кататься, если хотите здоровыми остаться!»

Учитель: Ребята, вечером все люди приходят домой и смотрят телевизор. Давайте прочитаем текст в Азбуке.
Какую передачу смотрели по телевизору?
Чему учил Степашка?
Назовите вежливые слова.

Повторение всех изученных букв, определение места буквы [й] на «ленте букв» стр. 161.

Y. Итог урока:
Учитель: Давайте еще раз расскажем светофору, что мы делали на уроке.
Что было особенно интересным?
Когда Вам было трудно?
Ну что же, вы со всеми заданиями справились хорошо.
Спасибо вам за работу на уроке! Смотрите, светофор вами очень доволен!



Татьяна Копорушкина
Учитель начальных классов
С. Карлыханово
Белокатайский р-н
Республика Башкортостан

15