Конспект урока по чтению школа 8 вида на тему Даниил Хармс «Игра».

Конспект урока чтения, 4 класс.
Учитель начальных классов: Клепикова Ирина Романовна.
Тема урока: Даниил Хармс «Игра».
Цель: познакомить с произведением Даниила Хармса «Игра»
Задачи: 1) познакомить обучающихся с журналами для детей; рассказать о Д. Хармсе, его творчестве.
2) развивать у детей навыки выразительного осознанного чтения, устную и письменную речь, интерес к чтению, внимание к авторскому слову.
3) воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.
УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

ХОД УРОКА.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

1.Орг момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Улыбнись, 4 класс!
Урок чтения у нас.

Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.

2. Речевая развинка
Учитель просит детей прочитать веселое стихотворение с разной интонацией (весело, хитро, с удивлением).
- Встретил ёжика бычок,
И лизнул его в бочок.
И, лизнув его, бычок
Уколол свой язычок
Обучающиеся читают с разной интонацией.

3.Актуализация знаний.
- Где можно прочитать стихи?
Учитель показывает различные журналы (например, Мурзилка, Колобок и др)
- Это весёлое стихотворение я взяла на урок из журнала Мурзилка № 6 2004г.
- Давайте повторим, чем книга отличается от журнала?
- Расскажите о своем любимом журнале.
- Чем интересен этот журнал?
(Мурзилка, Розовый слон, Непоседы, коллекция идей и др.
- Я тоже принесла детские журналы прошлых лет, Давайте их рассмотрим.
Ответы детей.
(книга, журнал и т.д)
Ответы детей в журнале много различной информации, короткие рассказы и т.д., а в книге полное произведение или сборники произведений автора и т.д).

4. Постановка учебной задачи. Введение в тему урока.

- Знаете ли вы, что ваши прабабушки и прадедушки тоже читали журналы. Очень популярными журналами в 20-30 годы прошлого столетия были журналы «Чиж» и «Ёж» (это «Чрезвычайно интересный журнал») издавался в Ленинграде (теперь Санкт-Петербург) в 1930-1940 гг для дошкольников. А «Ёж» для детей младшего и среднего школьного возраста издавался с 1928 г. (авторский состав журналов формировался вокруг детского отдела гос. издательства в Ленинграде. Он был создан по инициативе К И. Чуковского. В редакции журнала работали такие авторы как С.Маршак, В. Бианки, Е Чарушин, Б Житков, А Барто, А Гайдар. Когда писатели работали, то в их отделе часто звучали шутки, пародии, весёлые стихи, что все смеялись и хохотали). Одним из авторов был молодой Даниил Хармс.
Учитель показывает портрет Д. Хармса.
Ученики слушают сообщение учителя.

5. Работа по теме урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из авторов этих журналов, прочитаем его произведение. Это детский писатель Даниил Хармс.
Краткая биография.
- Даниил Иванович Ювачёв – это настоящие имя и фамилия- родился в Петербурге в семье дворянина. Его мама заведовала приютом для бедных. Будущий поэт хорошо учился, свободно говорил по-немецки и по-английски. Получал образование в таком учебном заведении, где преподавание велось на иностранных языках.
ХАРМС- так впервые он в 1922 году (17 лет) подписался под шуточным стихотворением. И в англ. яз и нем. яз это слово обозначает «обаяние», «прелесть», по франц. обозначает «шарм».
После школы учился в электротехникуме, а вечерами становился актером: выразительно читал стихи, пел, играл на муз. инструментах, красиво рисовал. Любил шутки, розыгрыши, небылицы. Он сочинял разные новые слова, считалки, бессмысленные стихи. И эти шуточные произведения печатались в детских журналах тех лет.
- Что вы запомнили из моего рассказа?
Сегодня мы познакомимся с одним стихотворением Д. Хармса «ИГРА» Предположите, какое оно будет?
Ученики формулируют тему урока.


6. Физминутка
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, 2, 3!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
Ученики выполняют соответствующие движения.

7.
Работа по учебнику.

- Прочитаем стихотворение. Понравилось? Почему? А теперь сами попробуйте прочитать про себя или шепотом выразительно.
-Что значит «по панели»? (по тротуару).
- Какие слова вызвали затруднения при чтении? Давайте поучимся их читать. («разойдитесь», «сторонитесь», панель (нэ).
- Найдите в тексте необычные (звукоподражательные слова). Что имел в виду автор, когда их писал?
- Кто играл и во что?
- А вы так играете?
- Что помешало игре?
Чтение вслух (цепочкой). Впечатления от прочитанного.
Выставление оценок.

- Сейчас мы тоже поиграем со словами, предложениями.
- А теперь представьте, что вы маленькие писатели и тоже готовите материал в детский журнал. А может мы, с вами сделаем небольшой сборник и отправим в Москву, в редакцию детского журнала.
Играем в Рифму. Дополните 2 строкой, придумываем со словами, которые даны в карточке. Сочиняем свои весёлые стишки.
Учащиеся придумывают строчки при помощи учителя.
(1. Почтальон принёс журнал
);
2. (Мне понравилась игра
)
3. (Все ребята любят шутки
)
4.( На уроке мы читали
..);
____________________________________
1..на окошке
.по дорожке;
2лень
.день;
3темно
..окно;
4..год
ждёт
________________________________________
- А теперь проверим. Зачитайте ваши весёлые стихи, которые вы сейчас сочинили.
Молодцы!!!
Самостоятельно читают стих-ие..
Читают слова, объясняют значение
Имитируют звуки машины, самолёта, парохода во время игры.

Читаю стих-ие по цепочке.




























Дети зачитывают стишки.

9. Итог урок.
- А теперь поделитесь своим настроением с окружающими.
- Мы с вами хорошо потрудились, сегодня.
- Что нового узнали на уроке?
Спасибо за урок.
Ответы учащихся.





Заголовок 215