Рабочая программа «Рисунок, живопись, композиция» в области музыкального искусства «Фортепиано»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Программа В.04
РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ, КОПОЗИЦИЯ
дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы
в области музыкального искусства
«Фортепиано»
(сроки обучения- 8 (9) лет)


\
Симферополь 2015

«РАССМОТРЕНО»
Педагогическим советом
МБОУДО СДШИ
Протокол № 1 от 27.08.2015
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор – С.В.Труфанова
Приказ № 127-О от 27.08.2015
____________
(подпись)
Разработчик: В.А. Чайка, преподаватель отделения изобразительного и театрального искусства муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Симферопольская детская школа искусств муниципального образования городской округ Симферополь
Рецензент: А.Е. Максименко, кандидат педагогических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Института филологии, истории и искусств Гуманитарно-педагогической академии (филиал) г. ЯлтаРецензент: Н.А. Золотухина, кандидат культурологи, доцент ГБОУВО РК «КИПУ», Член Союза художников СССР
Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Требования по годам обучения;
III.Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V.Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI.Списки методической и учебной литературы
- Список методической литературы;
-Список учебной литературы;
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Рисунок, живопись, композиция» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано».
Программа предмета «Рисунок, живопись, композиция» состоит из трех разделов — графики, цветоведения, основы композиции. Это основные направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной категории. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделах выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Срок реализации учебного предметаСрок реализации учебного предмета «Рисунок, живопись, композиция» составляет 3 года в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» с 8 (9)летним сроком освоения.
Объем учебного времени и виды учебной работы при сроке освоения программы
8(9) лет - Срок обучения 3 года
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации Всего
часов
Классы 2 3 4 Аудиторные занятия (в часах) 33 33 33 99
Самостоятельная работа (в часах) 16,5 16,5 16,5 65,5
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 49,5 49,5 49,5 154,5
Вид
промежуточной
аттестации - зачет Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе - от 4 до 10 и групповая от 11 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.Цели и задачи учебного предмета
Цели:
1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.
2.Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
3.Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти).
Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.). Приобретение детьми опыта творческой деятельности. Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
объяснительно - иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охранытруда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Рисунок, живопись, композиция», оснащены материальным и наглядным пособием, а так же натюрмортным фондом.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТ
Учебно-тематический план
Срок обучения 8(9) лет
№ Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальная
учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
2 класс - 1 год обучения Ι полугодие
1.1. Беседа о картинах урок 1,5 0,5 1
1.2. Горизонтальный формат урок 1,5 0,5 1
1.3
Вертикальный формат урок 1,5 0,5 1
1.4. Линия и пятно урок 3 1 2
1.5. Диагональ урок 1,5 0,5 1
1.6. Контур урок 1,5 0,5 1
1.7. Пространство формата урок 1,5 0,5 1
1.8. Глубина формата урок 1,5 0,5 1
1.9. Геометрические фигуры. Название и построение урок 3 1 2
1.10. Фон урок 3 1 2
1.11. Силуэт урок 1,5 0,5 1
1.12. Понятие ритма урок 3 1 2
2 класс - 1 год обучения ΙI полугодие
2.1. Образ урок 1,5 0,5 1
2.2. Масштаб урок 1,5 0,5 1
2.3. Изображение человека урок 3 1 2
2.4. Рисование птиц урок 1,5 0,5 1
2.5. Многообразие форм урок 1,5 0,5 1
2.6. Палитра. Акварель урок 1,5 0,5 1
2.7. Стилизация-обобщение форм урок 1,5 0,5 1
2.8. Узор, орнамент урок 1,5 0,5 1
2.9. Композиция размещение урок 1,5 0,5 1
2.10. Искусство рисунка урок 1,5 0,5 1
2.11. Искусство живописи урок 1,5 0,5 1
2.12. Декоративное искусство урок 1,5 0,5 1
2.13. Керамика урок 1,5 0,5 1
2.14. Штриховка и тушевка урок 1,5 0,5 1
2.15. Оттенки цвета урок 1,5 0,5 1
2.16. Композиция-выдумка урок 1,5 0,5 1
3 класс -2 год обучения Ι полугодие
1.1. Анималисты урок 1,5 0,5 1
1.2 Профиль, тыл, фас урок 1,5 0,5 1
1.3  Фон. Создание окружающей среды урок 3 1 2
1.4. Сложный ритм урок 1,5 0,5 1
1.5. Симметрия в природе урок 1,5 0,5 1
1.6. Характер формы урок 1,5 0,5 1
1.7. Теплые и холодные цвета урок 3 1 2
1.8. Контраст размеров урок 1,5 0,5 1
1.9. Рисование насекомых урок 3 1 2
1.10. Выделение главного урок 4,5 1,5 3
1.11. Главное и деталь урок 1,5 0,5 1
3 класс – 2 год обучения IΙ полугодие
2.1. Стилизация урок 1,5 0,5 1
2.2. Контраст цветовой урок 1,5 0,5 1
2.3. Транспорт урок 3 1 2
2.4. Композиция по диагонали урок 1,5 0,5 1
2.5. Понятие о перспективе урок 3 1 2
2.6. Фактура урок 3 1 2
2.7. Закон линейного пространства урок 1,5 0,5 1
2.8. Контрастные формы урок 1,5 0,5 1
2.9. Контрастные образы урок 1,5 0,5 1
2.10. Тема и сюжет в композиции урок 3 1 2
2.11. Понятие объем урок 1,5 0,5 1
2.12. Пропорции человека урок 1,5 0,5 1
2.13. Картина про настроение урок 1,5 0,5 1
4 класс – 3 год обучения Ι полугодие
1.1. Рисование с натуры урок 3 1 2
1.2. Движение человека урок 3 1 2
1.3. Цветовая гамма урок 3 1 2
1.4. Транспорт урок 3 1 2
1.5. Композиция-действие урок 1,5 0,5 1
1.6. Объем урок 1,5 0,5 1
1.7. Понятие зодчества, архитектура урок 3 1 2
1.8. Интерьер урок 1,5 0,5 1
1.9. Стили архитектуры урок 4,5 1,5 3
4 класс - 3 год обучения IΙ полугодие
2.1. Исторический жанр урок 1,5 0,5 1
2.2. Батальный жанр урок 3 1 2
2.3. Портрет урок 3 1 2
2.4. Пейзаж урок 1,5 0,5 1
2.5. Жанр фантастики урок 1,5 0,5 1
2.6. Бытовой жанр урок 1,5 0,5 1
2.7. Прикладное искусство урок 3 1 2
2.8. Дизайн урок 4,5 1,5 3
2.9. Художники кино и театра урок 3 1 2
2.10. Текстиль урок 3 1 2
Зачет Годовые требования
Срок обучения -8(9) лет
Первый год обучения (1 час в неделю)
1 семестр-16 часов
Тема: Беседа о картинах.
Вводная беседа о картинах, художниках, о видах и жанрах изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата А4, карандаша, акварели, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
Тема: Горизонтальный формат.
Ознакомить с понятием «горизонтальная композиция». Демонстрация репродукций старых мастеров, уметь определять горизонтальное построение композиции. Выполнить композицию «Поезд едет на юг». Использование формата А 4, гуашь, акварель. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
Тема: Вертикальный формат.
Ознакомить с понятием «вертикальная композиция». Демонстрация репродукций старых мастеров, уметь определять вертикальное построение композиции. Выполнить композицию «Мой город», «Высотный дом». Использование формата А4, гуашь, акварель. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
Тема: Линия и пятно.
Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок «Дерево и цветы». Использование Формата А4, черного фломастера, гелиевой ручки. Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона - рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно).Тема: Диагональ
Ознакомить с понятием «диагональ». Выполнить композицию «Спуск с горы». Использование формата А4, гуашь, акварель. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
Тема: Контур
Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону «Листья». Использование формата А4, цветных карандашей. Самостоятельная работа: выполнение плавных цветовых переходов (цветовые растяжки).
Тема: Пространство формата («Ниже-выше»)
Ознакомить с понятием «пространство формата». Выполнить композицию «Ниже-выше». Использование формата А4, гуашь, акварель. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
Тема: Глубина формата
Посещение основной экспозиции музея изобразительных искусств. Создание композиции в жанре пейзаж «Ближе-дальше». Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж».
Тема: Геометрические фигуры, название и построение.
Освоение навыков геометрических форм предметов на основе их характерных признаков. Выделение простейших геометрических тел в реальных деталях. Составить композицию из геометрических форм. (например, фигуры животных, насекомые, цветы). Использование формата А4, цветные карандаши. Самостоятельная работа: посещение действующих выставок работ художников.
Тема: Фон. Создание окружающей среды. (2 часа «Встретились овечки»)
Ознакомить с понятием «фон». Изучение окружающей среды. Создание композиции «Встретились овечки». Использование формата А4, акварель, гуашь. Самостоятельная работа: Зарисовки окружающей среды.
Тема: Силуэт. (аппликация «Новогодняя ёлка»)
Ознакомление с понятием «силуэт». Создание аппликации «Новогодняя ёлка». Использование цветной бумаги, картон, клей, ножницы. Самостоятельная работа: Закрепление материала.
Тема: Понятие ритма.
Дать представление о ритмичной композиции, знакомить с понятием ритма в композиции (простой и сложный ритм), природные (растительные) ритмы, выполнение зарисовок и набросков природных форм с натуры «Следы на снегу» узор. Выполнение композиции из цветов, сухих растений, водорослей и т.д. Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: принести примеры ритмических композиций (из журналов, газет).
2 семестр-17 часов
Тема: Образ
Знакомство с понятием образность. Создать пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его. Выполнение композиции «Волшебное пятно». Использование формата А4, акварели, туши, белой гуаши, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: закрепление материала посредствам дорисовывания пятен (связь формы пятна с образом).
Тема: Масштаб («Ёлочки и ели»)
Ознакомление с понятием «масштаб». Выполнение композиции «Ёлочки и ели». Использование формата А4, акварель, гуашь. Самостоятельная работа: Закрепление темы.
Тема: Изображение человека
Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение композиций «взрослые и дети», «моя семья». Использование формата А4, гелиевой ручки, фломастеров. Самостоятельная работа: фотографии или др. изображения людей в движении.
Тема: Рисование птиц. (городские птицы)
Ознакомление с изображением и строением птиц. Передача объема тоном и цветом. Развитие цветовосприятия, пространственного мышления. Выполнение композиции «городские птицы». Использование формата А4, цветные карандаши. Самостоятельная работа: зарисовки птиц с натуры.
Тема: Многообразие форм (рисование рыб)
Знакомство с различными формами. Освоение графического языка. Выполнение зарисовок рыб. Использование формата А4 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых ручек. Самостоятельная работа: выполнить 3 - 4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.
Тема: Палитра. Акварель.
Знакомство с основными и составными цветами. Выполнение композиции «Радуга». Использование акварели, формата А4. Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение радуги.
Тема: Стилизация-обобщение форм.
Понятие стилизация. Преобразование геометрической формы в пластичную. Формирование умения сравнивать, анализировать и преобразовывать геометрическую форму в пластичную. Выполнение творческого задания «Матрешка». Форма декорируется простым орнаментом. Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: изображение геометрического и пластического рисунка одного и того же предмета быта.
Тема: Узор, орнамент.
Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов «грибочки и цветы». Использование формата А4, фломастеров или гелиевых ручек. Самостоятельная работа: создание орнаментов из геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.).
Тема: Композиция размещение.
Понятие композиция. Выполнение аппликации из рваной бумаги «Весна». Использование картона формата А4, цветная бумага, клей. Самостоятельная работа: выполнение аппликации «Весенний праздник».
Тема: Искусство рисунка (черное и белое)
Применение тоновых растяжек в зарисовках и овладение техническими приёмами работы карандашом (линия, пятно, тушёвка) и ластиком. Ознакомить со строением пера птиц «черное и белое». Использование формата А4, черная гелиевая ручка, карандаш. Самостоятельная работа: Выполнение зарисовки пера на формате А4 с применением тона.
Тема: Искусство живописи («Дерево за окном»)
Развить у детей способность видения градаций цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков. Выполнение композиции «Дерево за окном». Использование формата А4, акварели. Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея изобразительных искусств.
Тема: Декоративное искусство («Подводный мир» соленое тесто)
Ознакомление с техникой «соленое тесто». Выполнение объемной композиции «Подводный мир». Использование соленого теста, гуаши. Самостоятельная работа: Выполнение любого животного из соленого теста.
Тема: Керамика. («Глечики»)
Ознакомление с произведениями гончарных народных промыслов, закрепление приемов лепки. Выполнение из глины, пластилина «Глечики». Исполнение пластилина, глины. Самостоятельная работа: Выполнить глиняный горшочек.
Тема: Штриховка и тушевка. («Колючее и пушистое»)
Знакомство с материальностью окружающего мира «Колючее и пушистое» средствами графики. Выполнение упражнений - зарисовок с натуры (кактус, ель, кошка, ежик и т.д.). Использование формата 1/2 А4, черного фломастера, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: нарисовать как можно больше «колючих и пушистых».
Тема: Оттенки цвета (2 часа «травка», «цветные горы»)
Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов (например, «травка», «цветные горы»). Использование акварели, формата А4. Самостоятельная работа: выполнение тоновых растяжек.
Тема: композиция-выдумка.
Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение композиции «Моя мечта». Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др. Самостоятельная работа: изучение аналогов композиций.
Второй год обучения (1 час в неделю)
1 семестр-16 часов
Тема: Анималисты.
Ознакомление с понятием «анималисты». Выполнить композицию на тему: «Любимое животное». Использование формата А4, акварель, гуашь, тушь, гелиевая ручка. Самостоятельная работа: зарисовки животных с натуры.
Тема: Профиль, тыл, фас
Выполнение рисунка любого животного. На одном формате изобразить образ и поиски одного и того же животного в разных ракурсах. Выполнить композицию «Кошачьи заботы». Использование формата А4, гелиевой ручки. Самостоятельная работа: выполнение модели животного из пластилина.
Тема:  Фон. Создание окружающей среды
Ознакомить с понятием «фон». Изучение окружающей среды. Создание композиции «тропики», «тайга». Использование формата А4, акварель, гуашь. Самостоятельная работа: Зарисовки окружающей среды.
Тема: Сложный ритм
Понятие ритм. Общее понятие о ценностной роли ритма в природе. Движение в центр. Выполнение композиции «Птицы». Использование формата А4, черный фломастер, черная ручка. Самостоятельная работа: Выполнить растительный орнамент (цветы, листья, снежинки) на формате А4.
Тема: Симметрия в природе
Знакомство с понятием «симметрия», закрепление понятия «пятна», как выразительного средства композиции. Выполнение зарисовок с натуры «бабочки и цветы». Использование формата А4, гелиевых ручек, фломастеров. Самостоятельная работа: вырезание симметричного изображения из черной бумаги.
Тема: Характер формы
Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнение творческого задания «Два разных дерева». Использование формата 1/2 А4, черного фломастера, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: изображение мха, камней, коры деревьев.
Тема: Теплые и холодные цвета
Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов «жираф», «пингвины». Использование акварели, формата А4. Самостоятельная работа: изображение пера волшебной птицы.
Тема: Контраст размеров
Ознакомление с понятием «контраст размеров» в рисунке. Создание композиции «Великан». Использование формата А4, простой карандаш. Самостоятельная работа: Выполнение иллюстраций из разных сказок.
Тема: Рисование насекомых
Ознакомление с изображением и строением насекомых. Передача объема тоном и цветом. Развитие цветовосприятия, пространственного мышления. Выполнение композиции «Стрекоза и муравей». Использование формата А4, цветные карандаши. Самостоятельная работа: зарисовки насекомых с натуры.
Тема: Выделение главного
Знакомство с понятиями «величина», «направление», «цвет». Выполнение творческой композиции. Использование формата А4, акварели или гуаши. Самостоятельная работа: копии с репродукций картин с изображениями животных.
Тема: Главное и деталь
Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции «Цирк». Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель). Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
2 семестр-17 часов
2.1. Тема: Стилизация
Преобразование реалистичной формы в пластичную. Формирование умения сравнивать, анализировать и преобразовывать реалистичную форму в пластичную. Выполнение упражнения – наброска схематического изображения «Пламя» и творческого задания. Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: изображение геометрического и пластического рисунка одного и того же предмета быта.
2.2. Тема: Контраст цветовой
Формирование знаний о цветовых контрастах. Выполнение композиции «Сказочная птица». Использование формата А4, акварели. Самостоятельная работа:знакомство с произведениями известных художников.
2.3. Тема: Транспорт
Ознакомление с различными видами транспорта. Выполнение композиций «городской» и «деревенский» транспорт. Использование формата А4, карандаш, гелиевая ручка. Самостоятельная работа: Выполнение зарисовок любого транспорта.
2.4. Тема: Композиция по диагонали
Ознакомление с понятием «композиция по диагонали». Выполнение орнамента в квадрате. Использование формата А4, фломастеров или гелиевых ручек. Самостоятельная работа: создание орнаментов из растительных элементов.
2.5. Тема: Понятие о перспективе
Знакомство с видами перспективы города (фронтальная, «вид сверху»). Создание композиции «Аллея, домики». Использование формата А4, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: знакомство с разными городами по фотографиям, книжным иллюстрациям, открыткам.
2.6. Тема: Фактура
Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнение упражнений - зарисовок с натуры шерсть (ниточная графика), чешуя (аппликация), оперение (штрих). Использование формата 1/2 А4, черного фломастера, гелиевых ручек, цветная бумага, нитка, гуашь. Самостоятельная работа: изображение мха, камней, коры деревьев.
2.7. Тема: Закон линейного пространства
Понятие линейной перспективы. Изучение плановости в пейзаже. Выполнение зарисовки любого пейзажа с 2-3-мя планами. Использование гелиевой ручки, формата А4. Самостоятельная работа: Зарисовки пейзажа с натуры
2.8. Тема: Контрастные формы
Ознакомление с понятием «контрастные формы». Выполнение композиции «Мир моря». Материал: акварель, гуашь, бумага формата А3. Самостоятельная работа: зарисовки рыб с натуры.
2.9. Тема: Контрастные образы.
Знакомство с понятием образность. Создать иллюстрацию к любой сказке. Использование формата А4, акварель, туш, гуашь, гелиевая ручка. Самостоятельная работа: Выполнение эскизов сказочного персонажа.
2.10. Тема: Тема и сюжет в композиции
Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции «Случай в зоопарке». Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель). Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
2.11. Тема: Понятие объем
Шар паутинка из ниток. Используется шарик, нитки, клей ПВА. Самостоятельная работа: закрепить полученный опыт дома.
2.12. Тема: Пропорции человека
Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение макета фигуры человека (бумага в клетку). Использование формата А4, гелиевой ручки, фломастеров. Самостоятельная работа: фотографии или др. изображения людей.
2.13. Тема: Картина про настроение
Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение эскиза к сюжетной композиции «Ура! Каникулы!». Использования формата любого размера и материалов на выбор (гуашь, акварель). Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
Третий год обучения (1 час в неделю)
1 семестр-16 часов
Тема: Рисование с натуры
Применение тоновых растяжек в зарисовках и овладение техническими приёмами работы карандашом (линия, пятно, тушёвка) и ластиком. Выполнение зарисовок с натуры «башмачки», фигура. Использование формата А4, черная гелиевая ручка, карандаш. Самостоятельная работа: Выполнение зарисовки фигуры человека на формате А4 с применением тона.
Тема: Движение человека
Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение композиции «Урок физкультуры». Использование формата А4, гелиевой ручки, фломастеров. Самостоятельная работа: создать наброски человека в движении.
Тема: Цветовая гамма
Знакомство с основными и составными цветами. Выполнение эскиза осеннего орнамента в круге. Использование акварели, формата А4. Самостоятельная работа: закрепление материала, создание растительного орнамента в круге.
Тема: Транспорт
Ознакомление с различными видами транспорта. Выполнение композиций «В воздухе» и «На воде». Использование формата А4, карандаш, гелиевая ручка, акварель, гуашь. Самостоятельная работа: Выполнение зарисовок любого транспорта.
Тема: Композиция-действие
Ознакомление с понятием «Бытовой жанр». Выполнение композиции «Сбор урожая». Использование формата А4, акварель, гуашь, гелиевая ручка. Самостоятельная работа: Зарисовки людей в движении.
Тема: Объем
Ознакомление с понятием «Объем». Выполнение зарисовок с натуры, мебель. Использование формата А4, карандаш, акварель. Самостоятельная работа: закрепление материала.
Тема: Понятие зодчества, архитектура
Ознакомление с понятиями зодчество, архитектура. Выполнение композиции по воображению «Мой дом», «Теремок». Использование формата А4, акварель, гуашь. Самостоятельная работа: создать зарисовки архитектурных деталей с натуры.
Тема: Интерьер
Знакомство с понятием «Интерьер». Дать представление о композиционных приёмах и применении метода линейно-конструктивного рисунка при изображении интерьера комнаты, положении каждого предмета в пространстве. Развитие пространственного мышления, соблюдение последовательности графического изображения. Выполнение композицию «Моя комната» по представлению с использованием законов линейной перспективы. Использование формата А4, карандаш, гелиевая ручка. Самостоятельная работа: закрепление материала.
Тема: Стили архитектуры
Понятие «Архитектура». Ознакомить со стилями архитектуры. Выполнение композиций «Древняя Греция», «Рыцарские замки», «Космическая архитектура». Использование формата А4, акварель, гуашь. Самостоятельная работа: выполнить зарисовки архитектуры «Древнего Египта».
2 семестр-17 часов
2.1. Тема: Исторический жанр
Знакомство с понятием «Исторический жанр». Выполнение композиции «Давным-давно». Использование формата А4, акварель, гуашь. Самостоятельная работа: Знакомство с репродукциями художников, работающих в этой сфере.
2.2. Тема: Батальный жанр
Ознакомление с понятием «Батальный жанр». Выполнение зарисовок «На войне». Использование формата А4, акварель, гуашь. Самостоятельная работа: Знакомство с репродукциями художников, работающих в этой сфере.
2.3. Тема: Портрет
Знакомство с понятием «Портрет». Виды портретов. Изучение пропорции лица. Создание портрета «Мой друг». Использование формата А4, акварель, гуашь, карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки портретов.
2.4. Тема: Пейзаж
Закрепление понятий «эмоциональное состояние», «выделение главного». Развитие представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда».
Применение последовательности, перехода от одного к другому, изменение цвета, тона, светотени. Влияние расстояния на цвет в пейзаже. Выполнение композиции «Образ природы». Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: Пейзаж.
2.5. Тема: Жанр фантастики
Ознакомление с понятием «фантастика». Закрепление понятий и применение основных правил и законов композиции. Максимальное развитие способности самостоятельно творчески мыслить и умение реализовывать свои замыслы.
Создание композиции «Там, на неведомых дорожках». Использование формата А4, акварель, гуашь, гелиевая ручка. Самостоятельная работа: Закрепление материала.
2.6. Тема: Бытовой жанр
Знакомство с понятием «Бытовой жанр. Выполнение композиции «В моей школе». Использование формата А4, акварель, гуашь. Самостоятельная работа: Закрепление материала.
2.7. Тема: Прикладное искусство
Знакомство с понятием «прикладное искусство». Ознакомление с одним из видов прикладного творчества, плетением циновки. Использование газетные трубочки, клей. Самостоятельная работа: Закрепление материала.
2.8. Тема: Дизайн
Ознакомление с понятием «Дизайн». Виды дизайна. Выполнение композиции «Веселые цифры». Знакомство с одним из видов дизайна-оригами. Использование формата А4, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы. Самостоятельная работа: выполнение животных в стиле оригами.
2.9. Тема: Художники кино и театра
Знакомство с театральным искусством. Создание декораций, костюмов и афиш. Использование формата А4, цветных карандашей, гуашь, акварель. Самостоятельная работа: Закрепление материала.
2.10. Тема: Текстиль
Ознакомление с понятием «Текстиль». Создание раппорта, модели для труда и отдыха. Использование формата А4, фломастеры, карандаши, гуашь, акварель. Самостоятельная работа: выполнение эскиза ленточного орнамента.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Рисунок, живопись, композиция»:
Знание различных видов изобразительного искусства.
Знание терминологии изобразительного искусства.
Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).
Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.
Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.
Знание основных формальных элементов композиции: принципа
трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии.
Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения.
Навыки передачи формы, характера предмета.
Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках.
Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения.
Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.
Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.
Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.
Формы и методы контроля, система оценок
Программа предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию - зачет.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
Критерии оценки
Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: рисунок, композицию, живопись.
«Рисунок». На первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.
5 (отлично) - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;
4(хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;
(удовлетворительно) - использование готового решения (срисовывание с образца).
«Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.).5(«отлично») - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;
(«хорошо») - имеются незначительные ошибки;
(«удовлетворительно») - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.
«Живопись»(выразительность цветового решения) предполагает обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового решения, законченность работы.
(«отлично») — учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы;
(«хорошо») - работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно);
(«удовлетворительно»)- работой учащегосяруководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Занятия изобразительным искусством - одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего и среднего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды школьной библиотеки).Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно- выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
Самостоятельная работа учащихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, применением шаблонов), а также в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно - просветительской деятельности образовательного учреждения.
Список литературы
Методическая литература
Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991
Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1989
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996
Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983
Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. - М.: Просвещение, 1971
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1998
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985
Курчевский В.В. А что там, за окном? - М.: Педагогика, 1985
Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Просвещение, 1977
Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. - М.: Просвещение, 1982
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1985
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990
Учебная литература
Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. - М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009
Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008
Васильев А. А. Живопись натюрморта: акварель: Учеб. пособие; 3-е изд., перераб. и доп. Краснодар: (Кубанский гос. ун-т.) 20с.
.Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1982. – 144 с.
Волков Н. Н. Цвет в живописи. М., 1984.
Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 20с.
Дранков В. Л. Психология художественного творчества / Учеб. пособие. – Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1991. – 77 с.
Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов – слушателей фак. обществ. профессий. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.: ил.
Кальнинг А. К. Акварельная живопись. М., 1968.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие - М.: Астрель: АСТ, 2006
Орловский Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа. Некоторые размышления о профессии. М., «Просвещение», 1972. – 80 с.
Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980 – 239 с.
Ростовцев Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.: ил.
Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 19с.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.: цв. ил.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 368 с., 12 л. ил.: ил.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 2000. – 80 с.: цв. ил.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития,
2009
Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010
21. Школа изобразительного искусства: Вып. 5: Учеб.-метод. пособие / Российская акад. художеств. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изобраз. искусство, 1994. – 200 с.: ил.
22. Шорохов Е. В. Композиция: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с., ил.
23. Яблонский В. А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции»: Метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1983. – 127 с., ил.