СТИЛИЗАЦИЯ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.02. «ЖИВОПИСЬ»

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
"Чайковское музыкальное училище"(техникум)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ТЕМЕ "СТИЛИЗАЦИЯ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА"
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.02. «ЖИВОПИСЬ»
рекомендуется для преподавателей
специальности 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям)
Разработала:
Перевалова Светлана Павловна, преподаватель специальных дисциплин;
Тел.: 89028020560;
e-mail: perevalovas@mail.ru
2016 г
Пояснительная записка
В обучении дизайнера дисциплине живописи важное место должно уделяться не только академической живописи и умению писать натурные постановки, но и умению творчески переосмыслять натуру, творчески ее преобразовывать, т.е. формированию многовариантного мышления будущего дизайнера.
В методической разработке четко выделена разница между реалистической академической живописью и стилизацией в живописи. Разобраны основные приемы и способы создания цельной живописной композиции.
Цель методической разработки открытого урока по теме "Стилизация Фигуры человека" по учебной дисциплине ОП.02." Живопись" - практическая помощь для преподавателей специальности 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям).
Задачи методической разработки: показать конкретные способы и приемы стилизации, осветить историческую часть, показать план и ход урока, выделить основные моменты занятия.

В методической разработке четко выделена разница между реалистической академической живописью и стилизацией в живописи. Предлагается другой подход - плоскостное условное решение, достижение максимальной выразительности, что является необходимым умением будущего дизайнера. Разобраны основные приемы и способы создания цельной живописной стилизованной композиции, формирование навыка последовательного ведения работы обучающимся (воплощение замысла начинается через поисковые эскизы в карандаше и в цвете). Отдельная глава посвящена пониманию декоративного звучания цвета.
Содержит основные понятия, краткий обзор работ известных художников.
Работа имеет практическую значимость и может быть использована при подготовке преподавателя к занятию.
Вид деятельности: практическое занятие в мастерской
Тема урока: «Стилизация фигуры человека в живописи»
Цели урока: Развитие цельного видения и умения абстрагироваться от натуры
Задачи урока
Предметные:
Закрепление умений и навыков в изображении фигуры человека в различных ракурсах.
Развитие воображения , творческого подхода к художественной деятельности.
Выполнение цельной живописной композиции, в которой будут решаться вопросы стилизации фигуры человека
Формирование цельного видения, создания творческой оригинальной живописной работы
Межпредметные:
Формировать умения анализировать, обобщать
Развивать зрительную память, мышление, наблюдательность
Развивать воображение, творческие и художественные способности
Оборудование
Для преподавателя: презентация на компьютере, наглядные пособия
Для студентов:
Бумага ватман, формат: А-3, карандаш, резинка, гуашь ,щетинная кисть, палитра.
План занятия
Организационная часть 2-3 мин.
Сообщение темы и цели занятия 2-3мин.
Изложение нового материала, с использованием репродукций картин знаменитых художников, работавших в декоративной манере 20-30 мин.
Изложение цели практического задания 2-3 мин.
Выбор учащимися места для работы, подготовка к выполнению задания 7-10 мин.
Анализ натуры 2-3 мин.
Практическая работа учащихся:
-изучение натурной постановки
-поисковый композиционный эскиз в карандаше
-эскиз в цвете, поиск основных цветовых отношений
Анализ готовых работ 10-15 мин.
Ход урока
Организационный момент:
Подготовка презентации, проверка готовности к уроку.
.Актуализация знаний Вступительная беседа
Сегодня мы с вами продолжим работу над изображением фигуры человека, и рассмотрим основные принципы организации декоративной и станковой композиции для выполнения работы по стилизации фигуры человека. Перед этим вы выполняли академические работы с изображением фигуры человека, в которых основной задачей было передача объемов, пространства. Стилизованная живописная работа строится кардинально иным способом. Пространство уплощается, объем можно передавать условно. Цветовые отношения можно брать крупными пятнами. Возможно использование чистых цветов и линейной обводки контура. И теперь мы приступаем к выполнению итоговой работы, в которой вы должны продемонстрировать умения и навыки в живописи по изображению стилизованной фигуры человека.
Сообщение темы с показом презентации
Основные принципы стилизации.
Понятия стилизации и трансформации.
В декоративной композиции важную роль играет то , что творчески можно переработать любое изображения окружающей действительности и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией. С понятием стилизации вы уже знакомы. Мы выполняли стилизацию натюрморта, пейзажа и портрета.
Стилизация – это декоративное обобщение изображаемых объектов( предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.
Стиль - общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль отражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех компонентов произведения. Искусствовед Б.Виннер писал: «Метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться». Художник, имеющий свой стиль - творец.
Многие знаменитые художники работали в декоративной манере. Мастера фовизма шли по пути выявления декоративно – экспрессионических возможностей цвета и фактуры, используя активные сочетания основных цветов и сочные фактурные мазки. Это направление так назвали от французского слова fauve- дикий, за яркие, кричащие краски, которые придавали «дикий вид». Главным у художников этого направления было выразить свои чувства и настроения. Основным художественным средством является цвет.
Крупнейшими представителями фовизма являются Джордж Руо, Андре Дерен, Альберт Марке, Морис Вламинк, Жорж Брак, Рауль Дюфи, Анри Фриез. Главным из них был Анри Матисс (1869-1954гг).

Андре Дерен (1880-1954гг) в своих работах подчеркивает конструкцию вещей, желая выявить объемность предметов.

Другим направлением в искусстве является кубизм. Кубизм – это модернистское течение в изобразительном искусстве, в первой половине 20 века, когда Пабло Пикассо написал картину «Авиньонские девицы», необычную по своей гротескности, где деформированные огрубленные фигуры изображены, как комбинация, расположенных на плоскости объёмов.

Образовалась группа последователей. Представители кубизма обратились к конструированию объемной формы на плоскости, расчленению реального объема на геометризированные тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения.
В искусстве конца XIX — начала XX вв. широкое распространение получил прием трансформации формы. В первую очередь это касается таких направлений, как фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм и др. Механические формы многих произведений явились результатом влияния научно-технической революции, с одной стороны, и развития различных направлений в искусстве — с другой. Например, представители фовизма считали деформацию одним из важнейших композиционных приемов. Чаще всего она достигалась сознательным изменением цветовых отношений. Фовисты понимали деформацию как прием абстрагирования от реальной действительности в интересах произведения, при этом они разграничивали понятия деформации и стилизации. Последняя рассматривалась как способ усиления черт действительности средствами той же действительности: в изображаемых предметах подчеркивались качества, заложенные в них природой.
Трансформация — это изменение формы элементов композиции в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т. д. Особое значение для придания выразительности художественному образу имеют пропорции. Пропорциональное соотношение частей с целым дает различные вариации его трактовки. Метод трансформации является пробуждающим подходом, он как нельзя лучше раскрывает творческий потенциал дизайнера. В его рамках ставится акцент на осознание студентом своих возможностей и, в соответствии с этим, развитие и переосмысление важности цвета: площадь восприятия цвета в контексте использования готовой цветовой гаммы; восприятие гармонизированной гаммы в зависимости от преобладания того или иного цвета
Стилизацию можно разделить на два вида:
Внешняя поверхностная, не имеющая характера и построенная на подражании готовых образцов (например – стилизация по мотивам хохломской росписи).
Декоративная в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля
Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще связью с пространственной средой . Стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства В декоративной композиции вопросу стилизации фигуры человека следует уделить большое внимание. В декоративной стилизации есть два пути:
-Изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а затем декорировать.
-Сразу выполнять стилизованную, декоративную заготовку, отталкиваясь от природных особенностей объекта.

В отличии от станковой композиции в декоративной прежде всего отсутствует световоздушная перспектива, и все объекты как переднего, так и заднего плана , изображаются с одинаковой точностью. Стилизация происходит за счет упрощения очертаний объектов; выявляются наиболее выразительные в декоративном отношении линии и ходы, на которых и делается акцент.
Главной целью реалистического рисования в станковой живописи является достоверная передача изображаемых объектов на плоскости с помощью тональной модуляции (передача объема)
Основной принцип стилизации – достижение максимальной выразительности при которой, достоверность не является главной задачей.
Учебные задачи:
Выполнение декоративной композиции, в которой будут решаться вопросы стилизации фигуры человека
Нахождение оригинального пластического решения при разработке стилизованного мотива.
Передача пластической формы, ракурсных поворотов, композиционного строя фигуры человека
Овладения способами художественной обработки формы с целью усиления выразительности ее качеств.
Овладения умениями органического введения декора в композицию и стилизацию фигуры человека

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

1 этап работы
Изучение натурной постановки, выбор наилучшего ракурса
2 этап работы
Поисковый композиционный эскиз в карандаше
Композиционный эскиз. Связь фигуры и фона.
Поиск основных приемов стилизации
Выполнение композиционного эскиза
Основная задача, которая ставится в тематическом рисовании- определение сюжетно- композиционного центра композиции. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц.
Поэтому, изображая фигуру человека в композиции необходимо определить:
Масштаб изображения к формату листа
Анатомические особенности фигуры человека в различных ракурсах, пластику движения.
Понятия стилизации и трансформации
Создание образа, передача характера используя процесс стилизации, импровизации и превращения. Передача объема ,фактуры. Трансформация должна производится за счет выявления и усиления природных качеств объекта, возможность изменить форму предмета с целью выделения его характерных особенностей
3 Этап работы
Эскиз в цвете. Общее цветовое решение.
Обобщение формы и выделение характерных особенностей объекта с помощью условных живописных приемов (цвет, пятно, силуэт).
Использование контура при желании разделить цветовые пятна, исключит взаимовлияние цветов друг на друга
Цветовой эскиз живописной работы
В процессе творческой деятельности учащиеся должны овладеть цветовой грамотой, знать свойства определенных цветовых сочетаний и способы и взаимодействия в композиции; учитывать связь формы и цвета, закономерности построения гармоничных соотношений.
Основные признаки цвета.
Цветовой тон ( качество хроматического цвета)
Насыщенность( степень наличия пигмента)
Светлота (напряженность цвета)
Для достижения живописного единства эскиза- необходимо соблюдать основной метод работы, основанный на системе живописных отношений:
тоновое сравнение различных цветовых пятен
цветовое сравнение между различными цветовыми пятнами
яркостное сравнение
Стилизация в цвете может быть доведена до крайней условности; плоскостное декоративное изображение фигуры строится на преобладании линий, цвет вводится как декоративное пятно, и богатство тонов не велико, использование объемов умело связывается с общей плоскостной трактовкой. Соединение всех этих приемов и создает стилизованно-декоративный характер работы. Основная цель, которая ставится при выполнении декоративной композиции - это овладение процессом стилизации реальных природных форм в декоративные, в умении воплощать в художественных образах творческие задач
4 этап работы - подведение итогов занятия
Анализ и оценка эскизов.
Подводим итоги нашего урока по изображению стилизованной фигуры человека.
Вопросы:
Чем отличается реалистичная живописная работа от живописной стилизации
Основные этапы работы по созданию композиции.
Последовательность рисования фигуры человека.
Что такое стилизация и трансформация?