Урок по истории на тему: Формирование Древнерусского государства


Предмет: История России.
Класс: 6 класс.
Тема: «Формирование Древнерусского государства».
Тип: Изучение нового материала.
Формы и методы:
Методы: наглядный, частично-поисковый.
Методы контроля: устный, письменный.
Приёмы: работа с учебником, письменно-графический (составление схемы).
Формы: групповая, фронтальная.
Цели: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
1) образовательные задачи:
ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;
выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;
выяснить систему управления Древнерусским государством.
2) развивающие задачи:
развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:
развивать умение работать в группах.
3) Воспитательные задачи:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
воспитание коллективизма, товарищества.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России», 6 класс.
Этап
урока
Цель
Деятельность
учителя
Деятельность
учащегося

1. Проверка знаний и умений учащихся.
Проверить знания учащихся по теме «Восточные славяне».
Слайд 1

· Ребята, на прошлом уроке вы узнали, как появились на Восточно-Европейской равнине восточные славяне, каков был их быт, как складывались взаимоотношения восточных славян с соседними народами.
Инструктаж учителя о правилах работы в группе.
Знакомятся с правилами работы в группе.



Используя контурную карту, определите территорию, которую занимали племенные союзы восточных славян.
Работают с контурной картой.



Заполните схему «Социальный строй и управление племенем славян».
Вывод. Социальная структура общества у славян усложняется.
Заполняют схему «Социальный строй и управление племенем славян».
Сдают работы на проверку ассистентам, которые выставляют результаты (баллы) в сводную ведомость на доске.

2. Сообщение темы, цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.













Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Показ практической значимости и постановка учебной задачи.


Слайд 2
Опираясь на знания, полученные в 5-м классе, скажите: как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки: 1) Правитель; 2) Законы; 3) Территория; 4) Армия; 5) Население; 6) Налоги? (Государство.)
Какую тему сегодня нам предстоит изучить?
Слайд 3 ТЕМА: «Формирование Древнерусского государства».
Слайд 4
Задачи:
Познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.
Выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
Выяснить систему управления Древнерусским государством.
Отвечают на вопросы.









3. Изучение нового материала.
Организовать работу в группах. Дать конкретные представления об изучаемых фактах и событиях.
Слайд 5
Познакомьтесь с таблицей «Различные теории о возникновении государства у восточных славян».
Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства.
Большинство учёных историков придерживаются центристской теории.
Работают в группах.
Решают познавательные задачи.
Знакомятся с таблицей.



Прочитайте «Повесть временных лет», и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.
Учитель оценивает ответы.
Читают «Повести временных лет».
Ответы учащихся от каждой группы.
Ассистенты записывают результаты оценивания учителя в сводную ведомость.


Обнаружить и устранить обнаруженные пробелы. Закрепить знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.
Так же ученные утверждают, что Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. (Дополнительный тезис для более подготовленного класса.)
В качестве доказательства этого утверждения предлагаю выполнить задание.
Задание. Используя текст учебника с.12, с.19-26, выясните предпосылки и этапы образования Древнерусского государства и ответ заполните в виде схемы.
Подведение итогов. Любое государство имеет определенную внутреннею организацию.
Составляют схемы, используя текст учебника: §1,3. с.12, с.19-26.
Выполняют самопроверку.
Ассистенты выставляют результаты в сводную ведомость.



А теперь выясним, какова была система управления Древнерусским государством. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание.
Задание. Используя опорные слова и текст учебника на с.25-27, составьте схему «Внутренняя организация Древнерусского государства» на ватмане и публично объясните её.
После представлений работ всех групп, учитель показывает «эталон» схемы.
Слайды 6-8
Работают в группе.
Используя опорные слова, учащиеся составляют на ватмане схему.
Представляют результаты: ученик от каждой группы (приложение 7).



Подведение итогов. Слайд 9
Итак, сегодня на уроке мы:
Познакомились с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.
Выяснили предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
Выяснили систему управления Древнерусским государством.
Выводы.


4. Первичное закрепление изученного.

Фронтальный опрос: цепочка.

· А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили новый материал. Ответив правильно на вопросы, вы сможете получить по 1 баллу.
Слайды 10-12
1. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Утверждается (центристской) теорией.
2. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани называется (полюдье).
3. Варяги образованнее и организованнее славян; признаются представителями более развитого мира. Утверждается (норманнской) теорией.
4. Во главе дружины стоял военачальник – (князь).
5. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. Утверждается (славянской) теорией.
6. Кто руководил общерусским ополчением? (Воевода.)
Отвечают на экспресс-вопросы.

5. Постановка заданий на дом.
Сообщить домашнее задание и способы его выполнения.
Слайд 13
Учебник: §3, вопросы 2,4,5 устно.


6. Подведение итогов урока.
Выставить отметки.
Прокомментировать ответы.

Комментируют свои ответы и ответы одноклассников.










13PAGE 15






15