Копилка дидактических игр, игровых приемов, кроссвордов, ребусов, логических задач на уроках математики в ССУЗе

Министерство образования и науки Калужской области
ГБОУ СПО «Калужский механико-технологический колледж молочной промышленности»





Копилка
дидактических игр, игровых приемов, кроссвордов, ребусов, логических задач, притч, афоризмов
на уроках математики в ССУЗе
преподавателя математики Моисеевой В.Б.














Калуга, 2014


Пассивность некоторой части обучающихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающаяся тенденция потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, информационно-технологических и коммуникативных умений говорит о том, что положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует.

При изучении математики обучающиеся испытывают значительные трудности  и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Все вышеперечисленное говорит о необходимости организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование познавательных интересов и развитие положительной мотивации у обучающихся к изучению предмета на уроках и во внеурочной деятельности.
Общая цель всех современных форм обучения поднять интерес обучающихся к учебе и тем самым повысить эффективность процесса обучения.
Успех развития познавательной потребности зависит от умения поставить перед обучающимися доступные, требующие активной мыслительной деятельности познавательные задачи и умения. Знания не усваиваются механически. Преподаватель должен направлять познавательную деятельность обучающихся.

В XX в. В. А. Сухомлинский установил, что особенность познавательного интереса это любознательность. Она становится устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в формировании личности. М. А. Данилов и М. Н. Скаткин вывели, что познавательный интерес и его становление показатель общего развития школьников.
  Актуальность применения игровых технологий на уроках математики:
- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
 
На уроках математики игра приобретает особенное значение, как писал Я.И. Перельман, не столько для друзей математики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи и системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге привести к решению следующих задач: преподаватель должен дать обучающимся знания, соответствующие современному уровню развития науки; он должен их научить самостоятельно приобретать знания.
Анализ психолого – педагогической литературы по этому вопросу, наблюдения за игровыми действиями, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют выделить и применить в своей педагогической практике некоторые виды дидактических игр.


Виды дидактических игр: 
 
 Игра “Домино”.
Правила игры:
Для игры готовятся карточки с дифференцированными заданиями, чтобы в игре могли участвовать все ребята. Каждая карточка делится на две части. В этих частях размещают задания и ответы. Карточки раздают участникам игры. Играющие по очереди выставляют свои карточки так, как в обычном домино, чтобы в конце игры цепочка замкнулась, но чтобы каждая следующая карточка была логически связана с предыдущей. При этом необходимо теоретически обосновать тот факт, который написан на карточке игрока.

Игра «Математическая викторина»
Правила игры:
Доска разделена на три части по числу команд. На каждой части доски учитель записывает баллы, которые «зарабатывает» во время викторины соответствующая команда. Каждый вопрос имеет свою «стоимость», ее заранее сообщают классу. Например, вопрос, проверяющий знание определений, оценивается, как правило, в один балл, задача – в два балла, нестандартное задание - в три балла. Задания нужно приготовить заранее. Эта игра хорошо идет при организации групповой работы, когда нужно проверить усвоение той или иной темы, или в качестве разминки в начале урока,

Игра «Математическая эстафета»
Правила игры:
Каждый ряд получает таблицу с «форточками», т.е. с незаполненными клетками. Таблицы абсолютно одинаковы. Таблицу кладут на первую парту справа. По команде о начале игры ученик, сидящий на первой парте справа, начинает закрывать первую «форточку», т.е. заполнять первую пустую клетку. Закрыв первую «форточку», он передает таблицу своему соседу и т.д. Последний учащийся в ряду, выполнив задание, передает ее эксперту, которого заранее назначает учитель из числа «сильных» учеников. Ряд, сдавший работу первым, получает дополнительно 2 очка. Ряд, сдавший работу вторым, - 1 очко. Эксперт проверяет правильность заполнения таблицы, а учитель дает возможность ребятам проверить правильность выполнения заданий, 
Игра «Морской бой»
Правила игры:
Для игры готовятся схемы с расположением кораблей и карточки с задачами, упражнениями, заданиями - «боевой арсенал». В группе играющих командир корабля и командир отряда «живучести корабля». Командир выбирает корабль, выбирает снаряд -,т.е. задачу. Решает задачу, если она решена правильно, то считается, что корабль противника ранен. Но командир отряда живучести может восстановить корабль решением ответной задачи, более сложной по уровню трудности. Морской бой продолжается до последнего снаряда. Затем подводятся итоги игры.

 
Игра «Математические пазлы»
Правила игры:
Конверты с пазлами раздают участникам игры. На конверте сформулирована тема рисунка, который должен получиться в результате подбора соответствующих элементов. Пазлы раздают участникам игры. Играющие собирают пазлы так, чтобы получился определенный рисунок , но так, чтобы каждая следующий пазл был логически связан с предыдущим. В конце работы по сбору пазлов необходимо теоретически обосновать тот факт, который получился в результате работы. Эта игра может быть применима при проверке знаний формул.
Игра «Картина художника»
Правила игры:
Обучающимся раздается материал, как описано в предыдущей игре «Математические пазлы», но на оборотной стороне этих материалов находится фотография какой-либо картины известного художника. В конверте находится материал с кратким описанием биографии художника, его трудов. В этой игре проверяется знание математических фактов и дается материал по развитию кругозора обучающихся. Данная игра всегда вызывает неподдельный интерес обучающихся к результатам своей деятельности.
Игра «Математический футбол»
Правила игры: Группа делится на две команды. Выбираются арбитры из числа сильных студентов. Определяется время работы: 15-20 минут. Каждый игрок команды придумывает задачу по заданной теме или теме урока. И «отфутболивают» её игроку команды противника. Противник решает задачу, и передаёт её арбитру для определения правильности решения. Если задача решена верно, то считается, что гол отбит. По количеству голов, или по счету игры решается вопрос о победе той или иной команды.
Игровые приемы на уроках математики

Кроссворд (ассоциативный). Этот известный прием предназначен для отработки новых понятий и закрепления изученных. Возможны разные варианты организации деятельности обучающихся с кроссвордами: разгадать, составить, найти ошибку и т. д.
Фантазеры. Заранее подготовленные обучающиеся представляют учебной группе решение задачи, упражнения и т.д., допуская при этом несколько ошибок. Задача остальных обучающихся - найти эти ошибки.
Вопрос ответ. К столу, на котором лежат карточки с вопросами и ответами, выходит пара обучающихся. Один выбирает вопрос, другой- находит него ответ.
Цепочка. Цепочки могут быть разных типов: ответов, вопросов, терминов, решений и т. д. Игра развивает внимание.
Блеф-клуб. Ответы на вопросы типа: «Верите ли вы, что...», «Правда ли, что...».
Найди вопрос. На доске проецированы или написаны ответы, необходимо подобрать к ним вопросы.
Сюрприз. В конце урока, занятия можно предложить вытянуть жребий -сложенные листочки бумаги со словами. Например: «преподаватель» - ответ на вопрос преподавателя по теме урока; «друг» - ответ на вопрос друга по парте; «сам» - самооценка; «тест» - проверка с помощью теста.
Наведи порядок. Обучающимся предлагаются слова, которые нужно поставить в определенном порядке, чтобы получилось предложение, формулировка теоремы, определение и т.п.
Найди лишнее. Учащимся предлагается список слов, обозначающих понятия пройденной темы. Среди них встречаются понятия, которые не имеют отношения к теме. Задача учащихся -провести смысловой анализ понятий и найти лишнее.
Пазлы. Обучающимся предлагаются детали, части какого-либо объекта, на которых написаны вопросы. Отвечая на вопросы, обучающиеся составляют аппликацию.
Лови подсказку. Отвечающий у доски имеет право на подсказку из класса. Подсказчика выбирает либо преподаватель, либо сам ответчик
Кубик Блума. На гранях куба написаны слова: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ на уроках математики
Лучший ответ на лучший вопрос. Обучающиеся делятся на две группы. После прочтения текста составляются вопросы, которые группы задают друг другу по очереди. Затем определяется лучший вопрос и лучший ответ. Можно предложить такие номинации как:
Самый точный ответ.
Самый полный и развернутый ответ.
Самый умный (вопрос/ответ) и т. д.

Круговой пересказ. Изучается текст, затем обучающиеся становятся в круг и начинают воспроизведение учебного материала. Каждый обучающийся говорит только одно предложение.
Дерево мудрости. На дереве висят разноцветные свернутые в трубочки бумажки с вопросами. В начале урока выбирается цветной квадрат настроения, затем выбирают вопрос, соответствующего цвета.
Шпаргалка. Обучащиеся делятся на 2 группы. Первая группа читает текст, пишет шпаргалки по данной теме (рисунки, схемы, краткое содержание и т. д.), затем передает их учащимся второй группы, которым с помощью данной шпаргалки необходимо раскрыть содержание текста.
Самый длинный список вопросов. После прочтения предложенного текста обучающиеся должны составить как можно больше к нему вопросов (уточняющих, объяснительных, прогностических и т. д.).
Собери текст. Обучающимся предлагается прочитать текст. Затем предоставляются отдельные предложения этого текста, которые необходимо собрать в соответствующем порядке.


Притча это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное поучение.
В. Даль толкует слово «притча» как «поучение в примере».
Притчи учат наш ум работать нелинейно, развивают внимание, воображение, интуицию, мышление. Зачастую люди при принятии ответственных решений находят ответ именно в притчах. Они учат поступать мудро, без излишней эмоциональности.
Каждая притча учит, в ней заложен урок жизни, мудрость. Притча удивительна еще и потому, что позволяет каждому из нас увидеть себя в мире, показать, что каждый человек индивидуален, не похож на других, даже притчу каждый видит по-своему. Как воспитательный аспект притчи можно использовать и на уроках математики.
Приблизительные вопросы для работы с притчей:
Какая проблематика затронута в притче?
Какой жизненный урок содержит эта притча?
Какова мораль притчи?
В чем идейное звучание притчи?
Почему эта история является иносказанием?
Чему вас научила притча?

Притчи
Грязные гнезда
Один голубь постоянно менял гнезда. Неприятный, острый запах, исходивший от этих гнезд, был невыносим для него.
Он горько жаловался на это мудрому, старому, опытному голубю. А тот все выслушивал его и кивал головой, но, наконец, сказал:
Посмотри внимательно от того, что ты постоянно меняешь гнезда, ничего не меняется. Запах, который тебе мешает, идет не от гнезд, а от тебя самого.
Мораль
Часто в повседневной жизни мы выражаем недовольство, нервничаем, критикуем других людей, а на самом деле, все, что нам не нравится есть в нас самих. И именно притчи учат нас находить в себе и искоренять те качества, которые нас раздражают в других людях.


Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Все в твоих руках
Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.
Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках живая или мертвая?» Если он скажет «мертвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках живая или мертвая?»
Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».

Притча о следах
Как-то раз одному человеку приснился сон, будто идет он по песчаному берегу, а рядом с ним Господь. И начал человек вспоминать события своей жизни. Вспоминал радостные и замечал на песке две цепочки следов, своих и Господа. Припоминал несчастья и видел лишь одну.
Опечалился тогда человек и стал спрашивать Господа:
Не Ты ли говорил мне: если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня? Почему же в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку? Почему Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался: в Тебе?
Опечалился тогда человек и стал спрашивать Господа:
Не Ты ли говорил мне: если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня? Почему же в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку? Почему Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
Господь ответил:
Я люблю тебя и никогда тебя не покидал. Просто в пору бед и испытаний я нес тебя на руках.


Девочка и морская звезда
Жила-была на свете одна девочка. Ее дом стоял на берегу огромного океана, и она любила прибегать к нему и играть с морской звездой. Звезда была забавная. Она приплывала всегда в одно и то же место, в одно и то же время, как будто знала, что сейчас здесь вот-вот появится девочка. Девочка просто играла с ней и разговаривала. Они дружили.
Но однажды в океане поднялся страшный шторм. Небо и землю как будто перевернуло и взбучило разбушевавшимися волнами. Девочка спала и ничего не слышала. Утром девочка проснулась и первым делом побежала к океану.
На протяжении всего берега лежали, задыхаясь, умирая от прямых лучей солнца, морские звезды. Их было много, тысячи, десятки тысяч!
Девочка добралась до своей лагуны, смотрела пристально в воду, шевелила руками. Но ее любимой звезды там не было. Девочка посмотрела на берег. Звезда, ее звезда, наверное, была, здесь, на берегу, одна из тех умирающих звезд.
И тогда девочка стала брать морские звезды одну за другой и выбрасывать их в море. Она бросала их в волны одну за другой, не останавливаясь и не отдыхая.
Вскоре подошли люди, они стали смеяться над девочкой: «Ты что, надеешься, что сможешь спасти их всех?» Тогда девочка посмотрела на них из-под ладони, на минутку остановившись, и ответила: «Понимаете, здесь в лагуне жила моя звезда. Я играла с ней. Я с ней дружила. Но шторм смешал ее с остальными. И если я спасу все эти звезды, может быть, среди них окажется и та, моя».
Люди задумались. А потом один из пришедших взрослых наклонился и тоже взял в руки звезду. И бросил в море. Другие люди последовали его примеру. Они стали брать звезды с песка и бросать их в море. И каждый думал: «Я что-то изменил в жизни этой звезды. Я что-то сделал».
Мораль. Каждый может помочь попавшему в беду.


Жители города
Жил на свете один старый человек, каждый день он поднимался на вершину холма и задумчиво глядел на расстилающийся внизу городок. Однажды около него остановился путник с узлами за плечами и спросил: «Что за люди живут в этом городе? Я спрашиваю, потому что ищу, где поселиться». Старик ответил вопросом: «А какие люди жили в том
городе, откуда Вы родом?» «Жалкое отродье, сказал путник, негодяи, грубияны, жадные, которым ни до кого, кроме самих себя, и дела нет. Зимой снега не выпросишь. Вот поэтому я и решил уйти от них! Но что за люди живут в городке, на который Вы смотрите?»
Старик ответил: * Лучше уж вам идти мимо. Люди здесь точно такие же, как и там, откуда Вы пришли». И путник ушел. А старик опять остался один.
Случилось, что и на следующий день к нему подошел другой пут-пик с узлами за плечами и спросил то же самое: «Что за люди живут в этом городе? Я ищу, где поселиться». И опять старик повторил свой вопрос о том, какие люди живут в том городе, откуда путник родом. «Горько мне вспоминать об этом они все были такими честными, храбрыми и заботливыми, благородными и добросердечными, дружными и любящими, готовыми чужому отдать последнюю рубашку».
Услышав такое, старик улыбнулся и сказал: «Добро пожаловать тогда в наш город. Уверен, найдете Вы и здесь точно таких же людей, как в том городе, откуда Вы пришли...»
Мораль. Все происходящее вокруг нас есть отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний и поступков.
ВИТРАЖИ МУДРОСТИ (АФОРИЗМЫ)
Афоризм (от греч. aphorismos - краткое изречение) это оригинальная законченная мысль, изреченная или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
По преимуществу афоризмами становятся слова острословов и остроумцев, наделенных философским взглядом на жизнь.
Виды работы с афоризмами:
«Поясни, как понимаешь» Обучающимся предлагаются афоризмы, из которых необходимо выбрать один и пояснить, как они его понимают. Можно предложить пояснить один афоризм всем учащимся, чтобы узнать насколько совпадут или не совпадут их взгляды.
«Подготовь афоризм к занятию». За день сообщается тема следующего урока, занятия. Обучающимся необходимо найти афоризм соответствующей тематики. В начале урока учащиеся зачитывают подготовленные афоризмы.

Антуан де Сент-Экзюпери
Быть человеком это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя кирпич, и ты помогаешь строить мир.
Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь
Никогда не теряй терпения это последний ключ, открывающий двери,
Всякое восхождение мучительно. Перерождение болезненно. Не измучившись, мне не услышать музыки. Страдания, усилия помогают музыке зазвучать.
Главное идти. Дорога не кончается, а цель - всегда обман зрения странника: он поднялся на вершину, но ему уже видится другая...
Если люди не видели звезд и в вашей власти выстроить для них Млечный Путь с небывалыми пролетами и арками, потратив на строительство целое состояние, неужели вы сочтете, что выбросили деньги на ветер?
Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
Жизнь научила меня, что такое истинное мужество: это способность противостоять осуждению среды.
К счастью приводит не поиск счастья. Если искать его, сядешь и будешь сидеть, не зная, в какую сторону податься. Но вот ты трудишься не покладая рук, ты творишь, и в награду тебя делают счастливым.
Кто видел, чтобы кедр прятался от ветра? Ветер раскачивает его и укрепляет. Умудрится тот, кто из дурного извлечет благо.
Легко найти друзей, готовых нам помочь. Трудно заслужить друзей, требующих нашей помощи.
Мудрость
Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие. Альберт Эйнштейн
Сила воображения важнее знаний. Альберт Эйнштейн
Жизненный опыт дает нам радость только тогда, когда мы можем передать его другим. Андре Моруа
Идея, которая не может быть претворена в жизнь, подобна мыльному пузырю. Бертольд Авербах
Когда не обладаешь мудростью, остается любить мудрость, т. е. быть философом. Бердяев Николай Александрович
Пока человек существует, он будет себя открывать. Богат Евгений
Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели
по его мыслям. Виктор Мари Гюго
Наша жизнь путешествие, идея путеводитель. Нет путеводителя, и все останавливается. Виктор Мари Гюго
Высшая мудрость знать самого себя. Галилео Галилей
Жизнь это почти непрерывная цепь собственных открытий.
Герхард Гауптман
Знать хорошее важнее, чем знать многое. Жан-Жак Руссо
Гораздо легче найти ошибку, чем истину. Иоганн Вольфганг Гете
Чего не понимают, тем не владеют. Иоганн Вольфганг Гете
Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает. Лао-цзы
Великие мысли исходят из сердца. Люк де Клапъе де Вовенарг
Ключом ко всякой науке является вопросительный знак. Оноре
де Бальзак
Мудр тот, кто знает не многое, а нужное. Эсхил
Кроссворды, ребусы
1. Решить математический кроссворд. В ответ запишите ключевое слово, выделенное синим цветом. Это слово происходит от греческого слова «столик».






1.















2.













3.




















4.















5.

















6.















7.











8.

















1. 2.
3.
4.
5.
6. 7.
8.
2. Решить математический кроссворд. В ответ запишите ключевое слово, выделенное синим цветом.

1.






















2.













3.



















4.


















5.
















6.














7.



















8.


















9.


















10.














11.















12.


















1. Половина диаметра.
2. Простейший многоугольник.
3. Часть круга, ограниченная дугой и хордой.
4. Отрезок, соединяющий две точки окружности.
5. Часть круга, ограниченная дугой и двумя радиусами.
6. Геометрическое тело, составленное из многоугольников.
7. Наука, изучающая геометрические фигуры на плоскости.
8. Правильный многогранник, составленный из 12 правильных пятиугольников.
9. Тело, составленное из восьми равносторонних треугольников.
10. Инструмент для измерения углов на плоскости.
11. Древнегреческий ученый.
12. Прямая, пересекающая окружность в двух точках


3. Расшифруйте числовой ребус.

Пользуясь полученной расшифровкой, в ответе укажите слово, зашифрованное цифрами 48407. При записи слова не используйте пробелы и какие-либо знаки препинания.
4. Расшифруйте ребус. Выпишите все буквы в порядке возрастания соответствующих им цифр и замените все гласные буквы буквой О. И вы получите фамилию советского ученого, одного из основоположников современной теории вероятностей, им получены основополагающие результаты в топологии, геометрии, математической логике, классической механике, теории турбулентности, теории сложности алгоритмов, теории информации, теории функций, теории тригонометрических рядов, теории меры, теории приближения функций, теории множеств, теории дифференциальных уравнений, теории динамических систем, функциональном анализе и в ряде других областей математики и её приложений.

Назовите фамилию ученого.

Логические задачи
1.Кориков, Маркелов, Костомаров и Петренко – четыре талантливых молодых человека. Один из них – танцор, другой – художник, третий – певец, а четвертый – писатель. Вот что известно о них.
Кориков и художник сидели в театре в тот вечер, когда певец выступал там с концертом.
Маркелов и писатель вместе позировали художнику.
Писатель написал биографическую повесть о своем друге Петренко и собирается написать о втором друге Корикове.
Определить профессию Корикова.

2.В одном классе уроки по математике, истории и русскому языку ведут три учителя: Иванов, Колесов, Темнов. Определите, какой предмет ведет Темнов, если известно, что: все трое – Колесов, учитель математики и Темнов – идут из школы домой вместе; учитель истории старше учителя математики, а Колесов – самый младший среди них.
3.Это Иван и Илья решили съездить в гости к больному дедушке. Им необходимо было пройти путь длиной в 20 км. Они решили поехать на велосипедах. Спустя 4 км у Вани сломался велосипед. Чтобы не тратить время, они решили продолжить путь. Они могли оба пойти пешком или один на велосипеде, другой пешком. Но ребята нашли третий способ, благодаря которому приехали к больному дедушке очень быстро. Подсказка: они выбрали в совокупности и ходьбу и езду на велосипеде.
Как вы думаете, что они сделали? Как бы вы поступили на их месте? При условии, что пешком они преодолевали расстояние 4 км в час, а на велосипеде 8 км в час.
4. Найдите утверждения с ошибкой. Каждому утверждению соответствует буква из таблицы кодировки. Выберите те буквы, которые соответствуют утверждениям с ошибками. Из полученных букв составьте слово. Это слово произошло от греческого словосочетания «сосновая шишка».
1. Площадь трапеции равна произведению полусуммы ее оснований на высоту.
2. Если площадь квадрата равна 900 дм2, то его сторона равна 30 см.
3. Площадь параллелограмма, изображенного на рисунке равна 140

4. Если длину средней линии трапеции уменьшить в пять раз, то и площадь трапеции уменьшиться в пять раз.
5. cos70°>cos50°
6. Углы при основании равнобедренного треугольника равны.
7. Функция y=(x-5)2+2 убывает на промежутке (-
·; 2].
8. Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе.
9. Медианы треугольника делятся точкой пересечения в отношении 1:2, считая от вершины.
10. Отношение периметров подобных треугольников равно коэффициенту подобия.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

а
с
о
б
к
л
н
о
у
к


5. Найдите утверждения с ошибкой. Каждому утверждению соответствует буква из таблицы кодировки. Выберите те буквы, которые соответствуют утверждениям с ошибками. Из полученных букв составьте слово. Это слово произошло от греческого словосочетания «сосновая шишка»
1. Равнобедренный треугольник не может быть прямоугольным.
2. Если точка принадлежит серединному перпендикуляру к отрезку, то она равноудалена от концов этого отрезка.
3. Если сумма соответственных углов равна 180°, то прямые параллельны.
4. Функция 13 EMBED Equation.3 1415 – четная.
5. Точки А(5;-6) и В(-5;6) симметричны относительно начала координат.
6. Если три угла одного треугольника равны трем углам второго треугольника, то такие треугольники равны.
7. Все высоты треугольника параллельны между собой.
8. Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе.
9. Если периметры двух треугольников равны, то такие треугольники равны.
10. Противоположные ребра параллелепипеда лежат на параллельных прямых.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

с
а
о
б
р
к
н
о
у
к


5.Каких пятизначных чисел больше: четных с суммой цифр, равной 36, или нечетных с суммой цифр, равной 38?

а) четных с суммой цифр, равной 36
б) нечетных с суммой цифр, равной 38
в) одинаково
г) нельзя сравнить




Л.Н. Толстой в работе «Общие замечания для учителей» писал о принципиальной значимости, занимательности и психологическом «комфорте» процесса познания: «Для того чтобы ученик учился хорошо нужно, чтобы он учился охотно; нужно: 1.Чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, 2.Чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях».
Используемая литература


Артеменко 3. В. Формы воспитательной работы с молодежью: организация и методика проведения / 3. В. Артеменко, Ж. Е. Завад ская // под ред. А. П. Сманцера. Мн., 1994.
Бабинский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабинский. М., 1983.
Групповые формы работы /сост. Н. А. Сохранная. Мн., 2007.
Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. Москва, 2008
Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование», 1998
Щуркова, Н. Е, Культура современного урока / Н. Е. Щуркова. М., 2000.
http://festival, lseptember.ru/


 14 "у