Урок ИЗО Исторический и батальный жанр в живописи и графике. В. Суриков.


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Ст. Григорополисская
«Исторический и батальный жанр в живописи и графике.
В. Суриков»
Губина Ирина Владимировна, учитель изобразительного искусства
Тип урока: интегрированный урок.
Вид занятия: беседа, рисование.
Презентация
Цель: ознакомить учащихся с историей развития исторического и батального жанров в живописи.
Задачи:
Рассмотреть сцены боевых действий как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра.
Рассмотреть исторический жанр через творчество В. Сурикова.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Постановка темы урока.
- Отрывок из Слово о полку Игореве.
1
Игорь-князь с могучею дружиной
Мила брата Всеволода ждет.
Молвит буй тур Всеволод Единый
Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!
Дети Святослава мы с тобою,
Так седлай же борзых коней, брат!
А мои, давно готовы к бою,
Возле Курска под седлом стоят.
2
А куряне славные -
Витязи исправные
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все яруги знаемы,
Луки их натянуты,
Колчаны отворены,
Сабли их наточены,
Шеломы позолочены.
Сами скачут по полю волками
И, всегда готовые к борьбе,
Добывают острыми мечами
Князю - славы, почестей - себе!
Формулировка учащимися темы урока. (Изучение жанра живописи, отображающего боевые действия)
III. Сообщение новых знаний.
Учитель.
Исторический жанр в станковой живописи начал складываться в Европе в эпоху Возрождения, в 17-18 вв. его рассматривали как высокий жанр, выдвинув на первый план (религиозные, мифологические, аллегорические, собственно исторические сюжеты). Одной из первых реалистических станковых картин была Сдача Бреды Веласкеса (1629-1631, Мадрид, Прадо). Картины исторического жанра наполняли драматическим содержанием, высокими эстетическими идеалами, глубиной человеческих отношений Тинторетто Битва при Заре (ок. 1585, Венеция, дворец Дожей), Н.Пуссен Великодушие Сципиона (1643, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Ж.Л.Давид Клятва Горациев (1784, Париж, Лувр), Э.Мане Расстрел императора Максимилиана (1871, Будапешт, Музей изобразительных искусств).
Батальный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром. Формирование современного батального жанра началось в XVI веке. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов.
В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке - со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Это картины “Куликовская битва”, “Полтавская баталия” приписываемые И.Н. Никитину (ок. 1690-1750), гравюры А.Ф. Зубова с морскими сражениями.
Русский батальный жанр (картины батальная живопись) проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Победы Суворова и Кутузова вдохновляли русских художников живописцев на написание картин и полотен прославляющих мужество и героизм русских воинов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и “Окнах ТАСС”, фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.
История России наполнена и насыщена войнами и сражениями. В связи с этим русскими баталистами создано много прекрасных произведений искусства отечественного и мирового значения.
IV. Диалог об искусстве (слайд 16)
Почему такое большое влияние оказало на художников “Слово о полку Игореве” и Куликовская битва?
Что в изображении событий далекого прошлого акцентировали чаще всего отечественные художники?
Какими средствами они передавали пафос борьбы за независимость Русского государства и идею объединения русских земель вокруг Москвы?
Какое произведение тебе особенно понравилось? Объясни почему.
V. Подготовка к практической работе.
Выбери тему и сюжет батальной композиции. Сюжет – это более частное, конкретное воплощение темы.
Помни, что при применении законов перспективы и соответствующий колорит помогут вам создать не только убедительную, но и выразительную, оригинальную композицию исторических средневековых баталий.
Выполняя эскизы композиции, сразу определи место сражения, осады, боевых действий.
Не забудь о правилах композиции. Выдели композиционный центр и придай уравновешенность композиции. Центр композиции включает сюжетную завязку с главными действующими лицами.
VI. Практическая работа.
Выполни рисунок на тему боевых действий эпохи средневековья по выбору бой у крепостной стены, поединок и т.д.
Материалы: гуашь, тушь, мелки, бумага.
VII. Подведение итогов.
- Общий пафос работ отечественных художников на тему ратного подвига, выполненных в разных техниках и жанрах, можно выразить словами Н.К.Рериха “Самые многочисленные враги земли Русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа”.
IX. Д/з
Используемые материалы:
httpold-russian.chat.ru - Древне русская литература
Учебник Изобразительное искусство для 6 класса. Авторы Т.Я.Шпикалова.