Научно-практическая Батальный жанр в картинах русских художников на протяжение 4-х веков


БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР В КАРТИНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ НА ПРОТЯЖЕНИЕ IV ВЕКОВ.(XVIII – XXI вв)Автор: Стогниев Данил, учащийся 5 «А» класса ГБОУ СОШ №1 города Кинеля, Самарская область2015 ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:батальный жанр в русской живописи XIII – XXIвеков.4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.2 ВВЕДЕНИЕ Кто , хоть однажды видел картину В.В. Верещагина написанную еще в 1872 году, «Апофеоз войны», наверняка, запомнит ее на всю жизнь. Груда черепов – почти правильной формы «пирамида ужаса». Сегодня то тут, то там пылают факелы сражений. Объединяет их одно – смерть человека. Художник пытался предостеречь людей, заставить их содрогнуться от ужаса, созерцая эти страшные атрибуты войны. Эта картина – призыв уберечь уникальность, неповторимость каждой человеческой жизни. Почему картины, созданные многими сотнями лет тому назад, не утратили своей актуальности и воспринимаются как современные? Это важно понять для того, что бы ответить на вопросы, касающиеся нравственного патриотического воспитания человека XXI века, формирования его мировоззрения. Герои баталистов – солдаты, простые люди. «Это всё тот же народ, только…носящий мундир и ружьё» – писал В.В. Стасов. Картины о войне – это судьба одного человека и всего человечества.4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.3 «Апофеоз войны»4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.4 ЦЕЛЬ:РАССМОТРЕТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ БАТАЛЬНОГО ЖАНРА ЧЕТЫРЕХ ВЕКОВ, ОБРАТИВ ВНИМАНИЕ НА НЕСУЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРОЕ ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В КАРТИНАХ.4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.5 ЗАДАЧИ:1. Найти как можно больше сведений о живописи военных времен.2. Выявить определяющие черты формирования батального жанра в отечественной художественной культуре.3.Осмыслить эстетические аспекты батального жанра художников, которые оставили яркий отпечаток в истории четырех веков (XIII – XXI вв).4.Исследовать особенности картин батального жанра в творчестве художников XVIII – XXI вв.5.Раскрыть современное восприятие художественных картин батального жанра и показать в научно – практической работе смысл полезного воздействия на учащихся, в изучении данного материала.4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.6 ГЕПОТЕЗА:«Если картина передает правдивое историческое содержание, то она может служить источником нравственного патриотического воспитания человека, носителем общечеловеческих ценностей».4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.7 Научная новизнасостоит в том, что совокупность полученных результатов и выводов содержит решение проблем, касающихся нравственных основ формирования личности современного человека. Батальные полотна рассматриваются как источник гражданского патриотического воспитания подрастающего поколения.4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.8 ИСТОКИ РУССКОГО БАТАЛЬНОГО ЖАНРА И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Батальный жанр - это жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. Формирование батального жанра началось в XVI веке. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Реализм – это правдивое отражение объективной действительности. В России активное развитие батального жанра начинается со времен побед Петра I и его полководцев. Зародился русский патриотический батальный жанр еще в XVIII веке. Это картины «Куликовская битва», мозаика мастерской М.В. Ломоносова «Полтавская битва» и др. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания народа. Великая Отечественная война 1941 – горе сблизило все народы, которые проживали в России. В списке баталистов четырех веков есть известные и не очень известные художники. Это Никитин И.Н., Верещагин, А.А. Дейнека Л.И. Шакинько, А. Хомутинников, молодые современные художники. Разные работы, разные судьбы, но целостность восприятия их творчества проявляется сразу же, как только мы обращаемся к историческому рассмотрению материала. 4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.9 Картины батального жанра на фоне четырёх веков В чем отличается творчество современных баталистов от искусства прошлых лет? Ведь изображения военноначальников, военных походов, сражения известны давным–давно. Даже иконопись не обошла своим вниманием военные сражения.4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.10 XVIII векОдна из первых полотен «Куликовская битва» (1720 – е годы) приписывается И.Никитину. 4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.11 XIX век В XIX веке художники баталисты глубоко осознавали свою великую гражданственность. Само название говорит нам о содержании этого произведения - «Бородинская битва окончена». Эту картину Верещагин нарисовал в период с 1899 по 1900 года. Художник создает гармоничную картину, но для этого ему пришлось изучить военные карты, гравюры, рисунки, и прочую литературу.4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.12 XX векНовый подъем батальный жанр пережил в грозные дни Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Не сгибаемое мужество защитников Севастополя, их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом в картине «Оборона Севастополя».4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.13 Нарисовать войну берется не каждыйМало у кого выходит отразить всю боль военного времени. Афганская война……. Художник - Леонид Исидорович Шакинко, картина «Старший лейтенант П.В. Довнар»4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.14 «Не сбывшаяся мечта юных «афганцев»»4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.15 «Источник»Источник – символ жизни? Может быть,… ясно лишь одно, картина очень глубокая……4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.16 «Матерь Вера, Надежда, Любовь»В этой картине передана вся горечь, вся боль, все отчаяние Афганской войны…4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.17 «Бабушка ВЕРА»картина художника Анатолия Хомутинникова4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.18 XXI век Мы жители XXI века. Тема войны до сих пор актуальна. Сейчас идет война на Украине. У художников батального жанра вновь и вновь появляются темы для создания новых исторических полотен.4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.19 Мне снится календарь без черных дат.И что однажды прекратились битвы…Военный БОГ, храни своих солдат!Пусть их спасут надежды и молитвы!4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.20 Заключение Изучив картины батального жанра художников, на протяжение четырех веков, можно сделать вывод: если картины передают правдивое историческое содержание и вызывают чувство сопереживания, гордости, сострадания, ненависти к войне, а это показал опрос моих сверстников, то они являются носителем общечеловеческих ценностей и могут служить источником патриотического воспитания человека. Наша гипотеза нашла подтверждение. Художники разных веков продолжают традиции мастеров прошлых столетий в изображении батальных сцен. 4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.21 Анализ проделанной работы позволяет нам выявить пути передачи правды о войне.1.Все лучшие баталисты сами были активными участниками военных действий. Это дает им возможность показать войну масштабно, во всех ее проявлениях.2.Используя приёмы выбора колорита, композиции, пейзажа, они добиваются создания необходимой для восприятия атмосферы и настроения.3. Обращение к теме народного героизма, вызывает чувство уважения и доверия, как к авторам картин, так и к их героям.4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.22 Экспериментальная работа и их выводы 4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.23 70 – лет после победы в Великой Отечественной войне. Военный смотр строя и песни, мой класс, команда «Орлята»4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.24 Уроки начальной военной подготовки – в школу!5-6-7 классы 9 – 10 классыдля того, что бы мы видели победу нашего народа в картинах батального жанра русских художников.4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.25 Мы за МИР на нашей земле Батальный жанр меня подвел к лозунгу: «Мы за МИР на нашей земле». Учитывая тот факт, что срок службы в армии в настоящее время сокращен до неприемлемо малого срока в 1 год, возвращение в школы начальной военной подготовки – просто необходимо. Еще в школе можно дать мальчишкам - будущим защитникам нашей Родины начальные знания и начальные навыки, сократив тем самым время на их подготовку на курсе молодого бойца в армии. Это позволит парням быстрее и качественнее освоить ратное дело, а мирному народу – спокойнее спать, зная, что на страже Отечества стоят подготовлен ные защитники. Для того, что бы на нашей Земле торжествовал МИР, мы должны свято хранить историю своего народа. Чтить память прошлых, пережитых трагедий.4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.26 БиблиографияБеда Г.В. Живопись: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, изобраз. искусство и труд» — М.: Просвещение, 1986. — 192 с., ил.Бутромеев В.П. Детский плутарх: История России от Рюрика до 1917 года. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2011. — 496 с., ил.Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. История России: учеб. пособие. — М.: ТК Велби, 2010. — 336 с.Детская энциклопедия, № 11-2006. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. Редактор В. Поляков.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. — Ставрополь: Кавказский край, 2003. — 416 с.Сарабьянов Д.Б. История русского искусства конца XIX — начала XX века: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2011. — 320 с.Энциклопедия для детей. (Т. 7.) Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII—XX веков /ред. коллегия: М. Аксенова, Н. Майсурян, Н. Масалин и др. — М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. — 656 с.: ил.Этюды об изобразительном искусстве: Кн. для учащихся / М. Алпатов, М. Алленов, А. Баранов и др.; Сост. Н.И. Платонова, В.Ф. Тарасов. — М.: Просвещение, 2003. — 192 с.  4/22/2015copyright 2006 www.brainybetty.com; All Rights Reserved.27