Рабочая программа по биологии (профильный уровень) 11 класс


Департамент образования Администрации мо г. Салехард
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрено»
протокол № 1 от 28.08.2014 г.
заседания НМС «Согласовано»
29.08.2014 г. «Утверждено»
приказ № 303-о от 29 августа 2014 г.
Председатель НМС Зам.директора по УВР Директор школы
Алдакаева Н.Г. ______________Костюкевич Е.Ф. Ямполец Н.И.
_______________ _______________
Рабочая программа по биологии (профильный уровень)
учитель: Чернецкая И.Г.
Ступень: III
Класс: 11 «а»
Срок реализации: 1 год
Разработана на основе: Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень). Официальный сайт Минобрнауки России http://www.mon.gov.ru Авторы-составители: А.В.Теремов, Р.А.Петросова Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. Биологические системы и процессы.10-11 классы (профильный уровень) /авт.сост.А.В.Теремов, Р.А.Петросова.-М.: Мнемозина,2012.-72с.ISBN 978-5-346-01978-7
Учебник: Теремов А.В. Биология. Биологические системы и процессы.11 класс: учеб для образоват. Учреждений (профильный уровень)/ А.В.Теремов, П.А.Петросова.-2-е изд., испр. –М.: Мнемозина. 2012.- 400с.: ил. ISBN: 978-5-346-02177-3
Салехард, 2014
Пояснительная записка
1.Нормативные документы. Документы, обеспечивающие реализацию программы.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 г. № 273-ФЗ
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 (ред. от 01.02.2012 г.) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования»
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.200г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени образования
Письмо МО РФ об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования от 13.11.2003г. № 14-51-277/13
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012)"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.06.2013г. № 55-ЗАО
Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа № 500 от 11.05.2006 г. “ Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями)
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»
2.Цели изучения курса
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):
овладение учащимися системой общих естественнонаучных и специальных биологических знаний, обеспечивающих формирование рационального мировоззрения личности и нравственно-этического отношения к живой природе.
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах экологии);
строении, многообразии и особенностях биосистем (популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
3. Особенности в содержании и структуре предмета
Главная идея
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
4. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой.
В рабочей программе в 11 классе отражены все темы и разделы, рекомендованные авторской программой А.В. Теремова, Р.А.Петросовой, которые соответствуют Примерной программе.
5. Используемые технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования.
Технология проблемного обучения
Технология игрового обучения
Технология информационно-коммуникативного обучения
Технология традиционного обучения
технологии дифференциации и индивидуализации; проектные технологии интерактивные технологии;
информационные технологии:
- мультимедиа – уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;
Методы
Проблемный метод
Объяснительно-иллюстративный метод
Эвристический метод

6. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.
Данный УМК традиционно используется в школе, так как обеспечивает профильный уровень преподавания биологии. Программа, дидактические материалы, методические рекомендации – все соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г.).
7. Межпредметные связи.
Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.
8. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Рабочая программа составлена на основе: Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень). Официальный сайт Минобрнауки России http://www.mon.gov.ru , Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. Биологические системы и процессы.10-11 классы (профильный уровень) /авт.сост.А.В.Теремов, Р.А.Петросова.-М.: Мнемозина,2012.-72с.ISBN 978-5-346-01978-7. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Теремов А.В. Биология. Биологические системы и процессы.11 класс: учеб для образоват. Учреждений (профильный уровень)/ А.В.Теремов, П.А.Петросова.-2-е изд., испр. –М.: Мнемозина. 2012.- 400с.: ил. ISBN: 978-5-346-02177-3
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучение биологии на профильном уровне отводится 210 часов, в том числе 105 часов в 10 классе и 102 часа в 11 классе (учебный год – 34 рабочих недели согласно действующему Базисному учебному плану), рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.
9. Содержание учебного предмета, курса. (БУП 2004)
1. История эволюционного учения (7 часов)
Идея развития органического мира в трудах философов античности. Метафизический период в истории биологии. Трансформизм Ж.Л. Бюффона – первая эволюционная концепция. Эволюционная концепция Ж.Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения дарвинизма. Жизнь и научная деятельность Ч. Дарвина. Эволюция культурных форм организмов. Эволюция видов в природе. Развитие эволюционной теории Ч. Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Значение эволюционного учения Ч. Дарвина.
2. Микроэволюция (10 часов)
Генетические основы эволюции. Элементарный эволюционный материал. Движущие силы (факторы) эволюции. Миграция. Изоляция. Виды изоляции: географическая и биологическая. Естественный отбор как фактор эволюции. Предпосылки отбора и механизм его действия. Борьба за существование и ее формы. Сфера и объект действия естественного отбора. Приспособленность организмов и ее возникновение. Вид и его критерии. Определение вида. Структура вида в природе: подвиды, экотипы, популяции. Способы видообразования: аллопатрическое и симпатрическое.
Лабораторные работы: «Описание приспособленности организмов и ее относительный характер», «Изучение критериев вида (на примере цветковых растений и насекомых)».
3. Макроэволюция (7 часов)
Методы изучения эволюции: палеонтологические, биогеграфические, эмбриологические, сравнительно-морфологические, молекулярно-биохимические, генетические, математические. Переходные формы и филогенетические (палеонтологические) ряды. Направления и пути эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса: морфофизиологический прогресс (ароморфоз), идиоадаптация, морфофизиологический регресс (общая дегенерация). Биологический регресс и вымирание организмов. Соотношение и чередование направлений эволюции. Формы направлений эволюции: филетическая, дивергентная, конвергентная и параллельная.
Лабораторные работы: «Ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных».
4. Возникновение и развитие жизни на Земле (14 часов)
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, стационарное состояние, панспермия, бипоэз. Коацерватная гипотеза А.И. Опарина, гипотеза первичного бульона Дж. Холдейна, генетическая гипотеза Г. Меллера. Основные этапы неорганической эволюции. Начало органической эволюции. Появление первых клеток. Эволюция метаболизма. Эволюция первых клеток. Прокариоты и эукариоты. Возникновение основных царств эукариот. Основные этапы эволюции растительного мира. Основные ароморфозы и идиоадаптации. Первые растения- водоросли. Первые споровые растения. Семенные растения. Основные черты эволюции растительного мира. Основные этапы эволюции животного мира. Основные ароморфозы и идиоадаптации. Первые животные - простейшие. Первые многоклеточные животные. Первый выход и завоевание животными суши. Первые хордовые животные. Второй выход животных на сушу. Основные черты эволюции животного мира. История Земли и методы ее изучения.
Развитие жизни на Земле по эрам и периодам: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Современная система органического мира. Экскурсия «Эволюция органического мира на Земле» (музей)
5. Человек – биосоциальная система. (19 часов)
Антропология – наука о человеке. Разделы и задачи антропологии. Методы антропологии. Становление представлений о происхождении человека. Религиозные воззрения. Научные теории. Сходство и отличия человека и животных. Систематическое положение человека. Свидетельства сходства человека с животными: сравнительно-анатомические, эмбриологические, физиолого-биохимические, молекулярно-генетические. Отличия человека от животных: прямохождение, изменение строения черепа, развитие головного мозга и второй сигнальной системы. Движущие силы (факторы) антропогенеза: биологические и социальные. Основные стадии антропогенеза: дриопитеки, протоантроп, архантроп, палеантроп, неантроп. Находки ископаемых остатков, время существования, рост, объем мозга, образ жизни. Орудия. Эволюция современного человека. Естественный отбор в популяциях. Мутационный процесс и полиморфизм. Человеческие расы. Гипотезы полицентризма и моноцентризма. Причины и механизмы расогенеза.Понятие о расе. Время и место возникновения рас. Единство человеческих рас. Критика социального дарвинизма и расизма. Приспособленность человека к разным условиям среды. Адаптивные типы людей: арктический, высокогорный, тропический, умеренного пояса. Человек как часть природы и общества. Уровни организации человека: физический, витальный, биосоциальный, ментальный, духовный.
Лабораторные работы: «Изучение экологических адаптаций человека»
Экскурсия на древнее поселение людей (р. Полуй) «Происхождение человека».

6. Экология – наука о надорганизменных системах. (2 часа)
Зарождение и развитие экологии в трудах ученых. Разделы и задачи экологии. Связь экологии с другими науками. Методы экологии. Полевые наблюдения. Экологический мониторинг. Эксперименты. Моделирование.
7. Организмы и среда обитания (14 часов)
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Приспособленность организмов к жизни в разных средах. Экологические факторы и закономерности их действия. Взаимодействие экологических факторов. Биологический оптимум и ограничивающий фактор. Правило минимума Ю. Либиха. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные. Абиотические факторы. Свет и его действие на организмы. Температура и ее действие на организмы. Пойкилотермные и гомойтермные организмы. Влажность и ее действие на организмы. Газовый и ионный состав среды. Почва и рельеф. Биологические ритмы. Приспособленность организмов к сезонным изменениям условий среды. Жизненные формы организмов. Биотические факторы (взаимодействия). Виды биотических взаимодействий: конкуренция, хищничество, паразитизм, мутуализм, комменсализм, аменсализм, нейтрализм.
Лабораторные работы: «Сравнение анатомических особенностей растений из разных мест обитания». «Методы измерения эдафических факторов среды обитания». «Описание жизненных форм у растений и животных»

8. Экологическая характеристика вида и популяции (5 часов)
Экологическая ниша вида. Экологическая характеристика популяции. Популяция как биологическая система. Экологическая структура популяции: пространственная, возрастная, половая, экологическая. Динамика популяции и ее регуляции. Типы динамики популяции. Оценка численности популяции. Кривые выживания.
Лабораторные работы: «Изучение экологической ниши у разных видов растений и животных». «Рост популяции мучного хрущака при разной ее плотности и ограниченности ресурсов среды».
9. Сообщества и экологические системы .(10 часов)
Сообщества организмов: структуры и связи. Биоценоз – сообщество организмов. Экосистемы. Структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни. Трофические цепи и сети. Свойства биогеоценозов и динамика сообществ. Поступательные изменения сообществ – сукцессия. Природные экосистемы. Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы.
Лабораторные работы: «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах».
Экскурсия «Типичный биогеоценоз» (в лесотундру).
10. Биосфера – глобальная экосистема (3 часа).
Биосфера – глобальная экосистема. Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Зональность биосферы. Основные биомы суши.
11. Человек и окружающая среда. (10 часов)
Человечество в биосфере Земли. Антропобиосфера. Переход биосферы в ноосферу. Воздействие человека на биосферу. Охрана воздуха. Загрязнение водной среды. Охрана водных ресурсов. Разрушение почвы и изменение климата. Охрана почвенных ресурсов и защита климата. Антропогенное воздействие на растительный и животный мир. Проблема охраны природы. Красные книги. Особо охраняемые природные территории. Ботанические сады и зоологические парки. Рациональное природопользование и устойчивое развитие. Истощение природных ресурсов. Сосуществование человечества и природы.
Экскурсия «Проблемы рационального использования водных ресурсов».
12. Заключение (1 час)
Значение биологических знаний для человечества. Перспективы развития современной биологии.
3.Учебно-тематический план (БУП 2004)
№ Раздел (глава, модуль) Примерное
кол-во часов
1 История эволюционного учения 7 ч
2 Микроэволюция 10 ч
3 Макроэволюция 7 ч
4 Возникновение и развитие жизни на Земле 14 ч
5 Человек – биосоциальная система. 19 ч
6 Экология – наука о надорганизменных системах. 2 ч
7 Организмы и среда обитания 14 ч
8 Экологическая характеристика вида и популяции 5 ч
9 Сообщества и экологические системы 10 ч
10 Биосфера – глобальная экосистема 3 ч
11 Человек и окружающая среда. 10 ч
12 Заключение 1 ч
Общее количество часов: 102 часа
Количество часов, распределено исходя из расчёта 3 часа в неделю в течение всего учебного года.
Требования к уровню подготовки учащихся (БУП 2004)
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий: (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; В.И.Вернадского о биосфере); сущность законов (зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей изменчивости; правил экологической пирамиды; гипотез сущности и происхождения жизни, происхождения человека;
строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
современную биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
решать задачи разной сложности по биологии;
составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описывать особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
сравнивать биологические объекты: экосистемы и агроэкосистемы, процессы и явления: формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
грамотного оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Участие в проектной деятельности в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижении гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных средств, умение импровизировать.
Информационно-коммуникативная деятельность
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства ( в том числе и от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики, адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создание собственного текста.
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога
Рефлексивная деятельность
Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Оценка и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Осознание своей национальной, социальной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с химией - химический состав клетки, охрана природы от воздействия отходов химических производств; физикой – механическое движение, законы Ньютона, сила упругости, сила трения, доза излучения и биологическая защита.
Календарно-тематическое планирование

урока № урока в четверти
Тема раздела, количество часов
Тема урока Содержание урока Тип урока Виды контроля Дата Корректировка
1 1 1. История эволюционного учения (7 часов) Идея развития органического мира в трудах философов античности. Метафизический период в истории биологии. Идеи развития органического мира в трудах философов Античности. Метафизический период в истории биологии. Систематика К. Линнея.
Вводный. Урок систематизации знаний. Фронтальный опрос 2 2 Трансформизм Ж.Л. Бюффона – первая эволюционная концепция. Эволюционная концепция Ж.Б. Ламарка. Трансформизм Ж. Л. Бюффона — первая эволюционная концепция. Эволюционная концепция Ж. Б. Ламарка. Значение трудов Ламарка для развития эволюционной идеи и биологии. Эволюционные идеи Э. Ж. Сент-Илера. Борьба с креационизмом. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Урок систематизации знаний.
Тест 3 3 Эволюционная теория Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения дарвинизма. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Предпосылки возникновения дарвинизма. Урок систематизации знаний.
Тест 4 4 Жизнь и научная деятельность Ч. Дарвина. Жизнь и научная деятельность Ч. Дарвина. Биография Ч.Дарвина. Экспедиционный материал Ч.Дарвина
Урок систематизации знаний.
Проект 5 5 Эволюция культурных форм организмов. Искусственный отбор.
Формы искусственного отбора: сознательный (методический) и бессознательный. Значение учения об отборе для формирования эволюционных взглядов.
Учение об искусственном отборе.
Урок формирования новых знаний. Мозговой штурм 6 6 Эволюция видов в природе. Развитие эволюционной теории Ч. Дарвина. Эволюция видов в природе. Движущие силы эволюции. Значение эволюционного учения Ч. Дарвина. Борьба за существование.
Размножение организмов в геометрической прогрессии. Естественный отбор. Урок формирования новых знаний. тест 7 7 Формирование синтетической теории эволюции. Значение эволюционного учения Ч. Дарвина. Направленность эволюции. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Процесс видообразования на основе дивергенции.
Урок формирования новых знаний.
тест 8 8 Микроэволюция (10 часов) Генетические основы эволюции. Элементарный эволюционный материал. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Урок формирования новых знаний.
тест 9 9 Движущие силы (факторы) эволюции. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Популяционные волны и дрейф генов. Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения. Фронтальный опрос 10 10 Миграция. Изоляция. Виды изоляции: географическая и биологическая. Миграция. Изоляция. Виды изоляции: географическая (пространственная) и биологическая (репродуктивная).
Урок получения новых знаний и их систематизация.
Проверочная работа 11 11 Естественный отбор как фактор эволюции. Предпосылки отбора и механизм его действия. Естественный отбор как фактор эволюции. Предпосылки естественного отбора и механизм его действия. Урок получения новых знаний. тест 12 12 Борьба за существование и ее формы. Формы борьбы за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды. Причины борьбы за существование.
Урок получения новых знаний. тест 13
13 Сфера и объект действия естественного отбора. Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, разрывающий. Творческая роль естественного отбора. Урок получения новых знаний. тест 14 14 Приспособленность организмов и ее возникновение.
Л/Р № 1 «Описание приспособленности организмов и ее относительный характер» Морфологические, физиологические, биохимические, этологические приспособления организмов. Проблемно-лабораторный урок.
Л/Р 15 15 Вид и его критерии. Определение вида. Структура вида в природе: подвиды, экотипы, популяции.
Л/Р № 2 «Изучение критериев вида (на примере цветковых растений и насекомых)». Вид.
Критерии вида : морфологический, физиологический, генетический, эколого-географический, репродуктивный. Биологическая концепция вида. Трудности, встречаемые биологической концепцией вида. Урок формирования новых знаний.
Фронтальный опрос 16 16 Способы видообразования: аллопатрическое и симпатрическое. Способы видообразования: симпатрическое (экологическое) и Аллопатрическое(географическое). Генетические механизмы симпатрического видообразования: полиплоидизация, гибридизация, хромосомные перестройки. Процесс образования новых видов. Роль изоляции и процесса видообразования. Урок систематизации знаний.
тест 17 17 Контрольная работа № 1 «Микроэволюция» Выполнение заданий:
- с выбором ответа из 4-х предложенных;
- определение соответствие;
-установление последовательности;
- самостоятельное формулирование ответа. Урок контроля и коррекции знаний. Контрольная работа в форме ЕГЭ 18 18 Макроэволюция (7 часов) Методы изучения эволюции: палеонтологические, биогеграфические, эмбриологические, сравнительно-морфологические, молекулярно-биохимические, генетические, математические. Гомология и аналогия; рудиментарные органы и атавизмы; закон зародышевого сходства, биогенетический закон; изучение аминокислотной последовательности белков разных организмов; биохимическая гомология; моделирование эволюции.
Урок формирования новых знаний.
Проверочная работа 19 19 Переходные формы и филогенетические (палеонтологические) ряды. Переходные формы и филогенетические (палеонтологические) ряды; сравнение флоры и фауны материков, изучение островной флоры и фауны. Урок формирования новых знаний.
Фронтальный опрос 20 20 Направления и пути эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Макроэволюция, биологический прогресс, биологический регресс.
Признаки биологического прогресса и биологического регресса. Процессы макроэволюции. Направления развития.
Урок формирования новых знаний.
Фронтальный опрос 21 21 Пути достижения биологического прогресса: морфофизиологический прогресс (ароморфоз), идиоадаптация, морфофизиологический регресс (общая дегенерация).
Л/Р № 3 «Ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных» Арогенез – ароморфоз,
Аллогенез – идиоадаптация.
Пути биологического прогресса. Биологическая роль ароморфозов и идиоадаптаций. Теории и гипотезы: учение А. Н. Северцева, И. И. Шмальгаузена о главных направлениях эволюции
Проблемно-лабораторный урок.
Л/Р 22 22 Биологический регресс и вымирание организмов. Соотношение и чередование направлений эволюции. Общая дегенерация – катагенез.
Теории и гипотезы: учение А. Н. Северцева, И. И. Шмальгаузена о главных направлениях эволюции
Урок формирования новых знаний.
Фронтальный опрос 23 23 Формы направлений эволюции: филетическая, дивергентная, конвергентная и параллельная. Направления макроэволюции: дивергенция, конвергенция и параллелизм, аналоги, дивергенция, гомологи, конвергенция, параллелизм.
Формы эволюции. Условия проявления
Процессы макроэволюции. Характеристика направлений развития. Урок формирования новых знаний.
Фронтальный опрос 24 24 Общие закономерности (правила) эволюции. Необратимость эволюции. Прогрессирующая специализация. Неограниченность эволюции. Филогенез, законы и правила. Правило необратимости
эволюции. Правило чередования направлений эволюции.
Урок формирования новых знаний.
Тест 25 25 4. Возникновение и развитие жизни на Земле (14 часов) Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, стационарное состояние, панспермия, бипоэз. Определение живого – понятие жизни.
Доказательства невозможности самозарождения жизни. Гипотезы возникновения жизни: креационизм, панспермия, стационарного состояния. Опыты Ф. Реди, Л. Спалланцани, М. Тереховского, Л. Пастера. Коацерват-ная гипотеза А. И. Опарина, гипотеза первичного бульона Дж. Холдейна, генетическая гипотеза Г. Мёллера.
Урок формирования новых знаний.
Фронтальный опрос 26 26 Коацерватная гипотеза А.И. Опарина, гипотеза первичного бульона Дж. Холдейна, генетическая гипотеза Г. Меллера Основные этапы неорганической эволюции. Планетарная (геологическая) эволюция. Химическая эволюция. Абиогенный синтез органических веществ из неорганических. Опыт С. Миллера, Г. Юри. Образование полимеров из мономеров. Коацерватные капли и микросферы. Протеноиды. Рибозимы. Формирование мембран и возникновение пробионтов.
Урок формирования новых знаний.
Фронтальный опрос 27 27 Контрольная работа № 2 «Макроэволюция» Выполнение заданий:
- с выбором ответа из 4-х предложенных;
- определение соответствие;
-установление последовательности;
- самостоятельное формулирование ответа. Урок контроля и коррекции знаний. Контрольная работа в форме ЕГЭ II четверть
28 1 Основные этапы неорганической эволюции. Химическая эволюция. Абиогенный синтез органических веществ из неорганических. Урок формирование новых знаний и умений. Фронтальный опрос 29 2 Начало органической эволюции. Появление первых клеток. Эволюция метаболизма. Эволюция первых клеток. Начало органической эволюции. Появление первых клеток. Эволюция метаболизма. Эволюция первых клеток. Прокариоты и эукариоты. Гипотезы происхождения эукариот (мембраногенеза, симбиогенеза).
Урок формирование новых знаний и умений. Фронтальный опрос 30 3 Прокариоты и эукариоты. Возникновение основных царств эукариот. Возникновение основных царств эукариот. Формирование неклеточных организмов и их эволюционное значение. Урок формирование новых знаний и умений. Фронтальный опрос 31 4 Основные этапы эволюции растительного мира. Основные ароморфозы и идиоадаптации. Главные эволюционные события: возникновение фотосинтеза; появление полового процесса и многоклеточности. Урок формирования новых знаний и умений. Тест 32 5 Первые растения- водоросли. Первые споровые растения. Семенные растения. Основные черты эволюции растительного мира. Жизнь в воде. Первые растения — водоросли. Выход на сушу. Первые споровые растения. Освоение и завоевание суши папоротникообразными. Усложнение размножения. Семенные растения. Основные черты эволюции растительного мира.
Урок формирования новых знаний и умений. Фронтальный опрос 33 6 Основные этапы эволюции животного мира. Основные ароморфозы и идиоадаптации. Основные ароморфозы и идиоадаптации. Усложнение организмов. Урок формирования новых знаний и умений. Биологический диктант 34 7 Первые животные - простейшие. Первые многоклеточные животные. Первый выход и завоевание животными суши. Специализация и полимеризация органелл. Дифференциация клеток.
Двухслойные животные – кишечнополостные. Первые трехслойные животные – плоские черви. Членистоногие. Урок систематизации знаний. Проверочная работа 35 8 Первые хордовые животные. Второй выход животных на сушу. Основные черты эволюции животного мира. Жизнь в воде. Рыбы. Земноводные. Завоевание позвоночными животными суши. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. Урок систематизации знаний. Проверочная работа 36 9 История Земли и методы ее изучения.
Развитие жизни на Земле по эрам и периодам: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Ископаемые органические остатки. Геохронология и ее методы. Геохронологическая шкала.
Характеристика климата и геологических процессов. Появление, расцвет и гибель характерных организмов. Урок систематизации знаний. Проверочная работа 37 10 Современная система органического мира. Основные систематические группы организмов. Общая характеристика царств и подцарств. Современное состояние изучения видов. Проблемный урок. тест 38 11 Экскурсия «Эволюция органического мира на Земле» (музей) Проект «Вымершие животные ЯНАО» Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения. Проект 39 12 5. Человек – биосоциальная система. (19 часов) Антропология – наука о человеке. Разделы и задачи антропологии. Методы антропологии. Антропология — наука о человеке.
Урок формирования новых знаний и умений.. Фронтальный опрос 40 13 Становление представлений о происхождении человека. Религиозные воззрения. Научные теории. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Становление представлений о происхождении человека. Религиозные воззрения. Научные теории: антропогенная гипотеза Ж. Б. Ламарка, симиальная теория Ч. Дарвина, трудовая теория Ф. Энгельса.
Урок формирования новых знаний и их систематизации
Фронтальный опрос 41 14 Сходство и отличия человека и животных. Систематическое положение человека. Признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие. Сравнение человека и человекообразных обезьян. Урок формирования новых знаний и их систематизации
Анализ таблиц
Проект 42 15 Свидетельства сходства человека с животными: сравнительно-анатомические, эмбриологические, физиолого-биохимические, молекулярно-генетические. Атавизмы, антропология, рудименты.
Доказательства происхождения человека от животных: сравнительно-анатомические, эмбриологические. Проявление биогенетического закона.
Урок систематизации знаний Тест 43 16 Отличия человека от животных: прямохождение, изменение строения черепа, развитие головного мозга и второй сигнальной системы. Отличия человека от животных: прямохождение, изменение строения черепа, развитие головного мозга и второй сигнальной системы. Урок систематизации знаний Тест 44 17 Движущие силы (факторы) антропогенеза: биологические и социальные. Наследственная изменчивость и естественный отбор. Групповое сотрудничество и общение. Орудийная деятельность и постоянные жилища. Соотношение биологических и социальных факторов. Урок систематизации знаний Тест 45 18 Основные стадии антропогенеза: дриопитеки, протоантроп, архантроп, палеантроп, неантроп. Древнейшие люди – представители: человек умелый, прямоходящий. Особенности строения: формирование центров Брока и Вернике в головном мозге. Образ жизни: использование и добыча огня, приготовление пищи, изготовление орудий труда.
Древние люди. Два пути развития неандертальцев. Особенности строения. Образ жизни. Зачаточная речь. Распространение – Африка, Азия, Европа. Групповое сотрудничество и общение. Орудийная деятельность и постоянные жилища. Соотношение биологических и социальных факторов.
Урок систематизации знаний Тест 46 19 Находки ископаемых остатков, время существования, рост, объем мозга, образ жизни. Орудия. Происхождение человекообразных обезьян и человека от дриопитека. Отличительные признаки австралопитеков. Особенности строения, связанные с прямохождением. Образ жизни: собирательство, использование палок, камней в качестве орудий. Эволюция приматов. Переход к прямохождению. Распространение -Африка, западная и центральная Европа, Индонезия, восточная Азия (человек умелый, человек прямоходящий) Урок систематизации знаний Тест 47 20 Эволюция современного человека. Естественный отбор в популяциях. Мутационный процесс и полиморфизм. Эволюция современного человека. Естественный отбор в популяциях. Биологическая эволюция индивидов. Мутационный процесс и полиморфизм. Популяционные волны, дрейф генов, миграция и «эффект основателя» в популяциях современного человека.
Урок систематизации знаний Тест 48 21 Контрольная работа № 3 «Эволюция организмов». Выполнение заданий:
- с выбором ответа из 4-х предложенных;
- определение соответствие;
-установление последовательности;
- самостоятельное формулирование ответа. Урок контроля и коррекции знаний. Диагностическая работа в формате ЕГЭ. III четверть
49 1 Человеческие расы. Понятие о расе. Время и место возникновения рас. Человеческие расы. Понятие о расе. Основные человеческие расы. Время и место возникновения рас.
Урок формирования новых знаний и их систематизации
Фронтальный опрос 50 2 Гипотезы полицентризма и моноцентризма. Причины и механизмы расогенеза. Гипотезы полицентризма и моноцентризма. Причины и механизмы расогенеза. Единство человеческих рас. Урок формирования новых знаний и их систематизации
Тест 51 3 Единство человеческих рас. Критика социального дарвинизма и расизма. Расизм. Ложность расизма. Причины единства человеческих рас. Механизм формирования человеческих рас. Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения. Проект 52 4 Приспособленность человека к разным условиям среды. Географические и климатические условия формирования рас человека. Отличительные особенности. Социальные факторы эволюции. Механизмы расогенеза. Урок формирования новых знаний. Фронтальный опрос 53 5 Адаптивные типы людей: арктический, высокогорный, тропический, умеренного пояса. Адаптивные типы людей: арктический, высокогорный, тропический, умеренного пояса. Урок формирования новых знаний. Тест 54 6 Л/Р № 4 «Изучение экологических адаптаций человека» Л/Р № 4 «Изучение экологических адаптаций человека» на примере коренных народов ЯНАО. Проблемно – лабораторное занятие. Л/Р 55 7 Человек как часть природы и общества. Уровни организации человека: физический, витальный, биосоциальный, ментальный, духовный. Структуры уровней, происходящие процессы и их взаимосвязь. Урок формирования новых знаний. тест 56 8 Экскурсия на древнее поселение людей (р. Полуй) «Происхождение человека». Изучение быта древних людей на территории ЯНАО, доказательств древнего поселения людей. Урок систематизации знаний. Проект 57 9 Обобщение и повторение знаний по теме «Человек – биосоциальная система». Защита проекта «Древние поселения Ямала» Урок формирования новых знаний. Проверочная работа 58 10 Контрольная работа № 4 «Человек – биосоциальная система». Выполнение заданий:
- с выбором ответа из 4-х предложенных;
- определение соответствие;
-установление последовательности;
- самостоятельное формулирование ответа. Урок контроля и коррекции знаний. Диагностическая работа в формате ЕГЭ. 59 11 Экология – наука о надорганизменных системах. (2 часа) Зарождение и развитие экологии в трудах ученых. Разделы и задачи экологии. Связь экологии с другими науками. Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Урок формирования новых знаний. тест 60 12 Методы экологии. Полевые наблюдения. Экологический мониторинг. Эксперименты. Моделирование. Методы экологии. Полевые наблюдения. Экологический мониторинг окружающей природной среды. Эксперименты в экологии. Моделирование в экологии.
Проблемно – лабораторное занятие. Л/Р 61 13 Организмы и среда обитания (14 часов) Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Приспособленность организмов к жизни в разных средах. Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Особенности сред обитания организмов. Прямые и косвенные воздействия организмов друг на друга. Приспособления организмов к жизни в разных средах обитания. Гидробионты, аэробионты, педобионты, эдафобионты, эндобионты.
Урок формирования новых знаний. тест 62 14 Экологические факторы и закономерности их действия. Взаимодействие экологических факторов. Абиотические, антропогенные, биотические факторы. Закон экологической индивидуальности. Закон независимости факторов и эффект частичного замещения одних факторов другими. Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения.
Фронтальный опрос 63 15 Биологический оптимум и ограничивающий фактор. Правило минимума Ю. Либиха. Экологические спектры организмов. Эврибионтные и стенобионтные организмы. Закон оптимума (зона угнетения и критической точки). Закон ограничивающего фактора. Урок систематизации знаний. Решение биологических задач 64 16 Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные. Абиотические, антропогенные, биотические факторы. Проблемно -практическая дискуссия. Фронтальный опрос 65 17 Абиотические факторы. Свет и его действие на организмы. Экологические группы растений и животных по отношению к свету. Сигнальная роль света. Фотопериодизм. Проблемно -практическая дискуссия. Мозговой штурм 66 18 Температура и ее действие на организмы. Пойкилотермные и гомойтермные организмы. Температурные приспособления организмов. Адаптации организмов: морфолого-анатомические, физиологические. Урок систематизации знаний. Проблемно -практическая дискуссия. Тест 67 19 Влажность и ее действие на организмы.
Л/Р № 5 «Сравнение анатомических особенностей растений из разных мест обитания». Приспособленность организмов к поддержанию водного баланса. Урок систематизации знаний. Проблемно -практическая дискуссия. Фронтальный опрос 68 20 Газовый и ионный состав среды. Почва и рельеф. Погодные и климатические факторы. Приспособленность организмов к действию абиотических факторов. Урок систематизации знаний. Тест 69 21 Л/Р № 6 «Методы измерения эдафических факторов среды обитания» Определение содержания воздуха, воды и гумуса в почвенном образце. Урок систематизации знаний. Биологический диктант 70 22 Биологические ритмы. Приспособленность организмов к сезонным изменениям условий среды. Биологические ритмы. Приспособленность организмов к сезонным изменениям условий среды. Урок систематизации знаний. Тест 71 23 Жизненные формы организмов.
Л/Р № 7 «Описание жизненных форм у растений и животных» Жизненные формы растений. Жизненные формы животных. Особенности строения и образа жизни. Проблемно – лабораторное занятие. Л/Р 72 24 Биотические факторы (взаимодействия) Значение биотических взаимодействий для существования организмов в среде обитания и в сообществах. Урок систематизации знаний. Тест 73 25 Виды биотических взаимодействий: конкуренция, хищничество, паразитизм, мутуализм, комменсализм, аменсализм, нейтрализм. Биотические факторы. Формы взаимоотношений между организмами: нейтрализм, аменсализм, комменсализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. Симбиоз. Протокооперация. Мутуализм.
Формы взаимовыгодного взаимодействия: протокооперация, мутуализм, обязательный или временный симбиоз. Особенности и эволюционное значение симбиоза. Мутуализм и переработка органики.
Урок систематизации знаний. Тест 74 26 Контрольная работа № 5 «Организмы и среда обитания». Выполнение заданий:
- с выбором ответа из 4-х предложенных;
- определение соответствие;
-установление последовательности;
- самостоятельное формулирование ответа. Урок контроля и коррекции знаний. Диагностическая работа в формате ЕГЭ. 75 27 Экологическая характеристика вида и популяции (5 часов) Экологическая ниша вида.
Л/Р № 8 «Изучение экологической ниши у разных видов растений и животных». Многомерная модель экологической ниши Дж. Хатчинсона. Размеры экологической ниши. Проблемно – лабораторное занятие. Л/Р 76 28 Экологическая характеристика популяции. Популяция как биологическая система. Основные показатели популяции. Популяция. Репродуктивная активность. Стая. Стадо. Семья. Прайд. Труппа. Поды.
Популяция как целостная система. Свойства популяции как системы. Местные популяции и популяционная система. возрастная структура. Функциональная структура. Урок формирования новых знаний. тест 77 29 Экологическая структура популяции: пространственная, возрастная, половая, экологическая. Ареал обитания популяций. Пространственная и временная структура: равномерная, случайная, мозаичная. Половая и Урок формирования новых знаний. тест 78 30 Динамика популяции и ее регуляции. Типы динамики популяции. Типы динамики популяций. Жизненная стратегия.
Модель Мальтуса. Кривые выживания: экспоненциальная и логистическая. 79 31 Оценка численности популяции. Кривые выживания.
Л/Р № 9 «Рост популяции мучного хрущака при разной ее плотности и ограниченности ресурсов среды». Регуляция численности популяции. Факторы смертности и ёмкость среды. Принцип конкурентного исключения Гаузе. Проблемно – лабораторное занятие. Л/Р IVчетверть
80 1 9. Сообщества и экологические системы .
(10 часов) Сообщества организмов: структуры и связи. Биоценоз – сообщество организмов. Структура биоценоза. Связи между организмами в биоценозе. Сообщества. Экосистемы.
Причины различий животного и растительного мира: геологическая история материков, изоляция, различие климатических условий в широтном направлении. Урок систематизации знаний. Фронтальный опрос 81 2 Экосистемы. Структурные компоненты экосистемы Компоненты экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Сообщества организмов: структуры и связи. Биоценоз — сообщество организмов. Структуры биоценоза. Связи между организмами в биоценозе.
Урок систематизации знаний. Проверочная работа 82 3 Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Круговорот воды, углерода, азота в экосистемах. Урок систематизации знаний. тест 83 4 Трофические уровни. Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Экологические пирамиды. Правила экологической пирамиды. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Трофические цепи и сети. Урок систематизации знаний. Фронтальный опрос 84 5 Свойства биогеоценозов и динамика сообществ. Циклические изменения в биогеоценозах. Урок систематизации знаний. Фронтальный опрос 6 Поступательные изменения сообществ – сукцессия. Основные показатели экосистемы. Свойства биогеоценозов и динамика сообществ. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Поступательные изменения сообществ — сукцессии – первичные и вторичные.
Урок систематизации знаний. Тест 85 7 Природные экосистемы. Экосистема озера. Экосистема смешанного леса. Структурные компоненты и трофическая сеть природных экосистем. Урок систематизации знаний. Био-диктант 86 8 Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Отличия агроэкосистем от биогеоценозов.. Урбоэкосистемы. Основные компоненты урбоэкосистем. Городская флора и фауна. Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем. Урок систематизации знаний. Анализ диаграмм, работа со стат. данными 87 9 Л/Р № 10 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах». Проектная работа – модель экоситем. Проблемно – лабораторное занятие. Л/Р 88 10 Экскурсия «Типичный биогеоценоз» (в лесотундру). Урок систематизации знаний. Творческий отчет 89 11 10. Биосфера – глобальная экосистема (3 часа). Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество. Границы биосферы и её черты. Урок систематизации знаний. Проблемно -практическая дискуссия. тест 90 12 Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Биомасса. Живое вещество.
Косное вещество и биогенное вещество биосферы. Функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая. Распределение веществ на планете. Урок систематизации знаний. Устный опрос 91 13 Зональность биосферы. Основные биомы суши. Климат, растительный и животный мир основных биомов суши. Роль зелёных растений в круговороте воды, кислорода и углерода, роль микроорганизмов в круговороте азота и серы, роль животных в круговороте фосфора, роль редуцентов: бактерий и грибов в круговоротах веществ. Закон биогенной миграции атомов. Урок систематизации знаний. Проблемно -практическая дискуссия. Устный опрос 92 14 Человек и окружающая среда.
(10 часов) Человечество в биосфере Земли. Антропобиосфера. Переход биосферы в ноосферу. Антропогенные факторы. Антропоценозы. Ноосфера.
Влияние на окружающую среду деятельности человека. Ноосфера – высший тип управляющей целостности. Взаимосвязь законов природы с законами общества. Развитие учения о ноосфере В.И. Вернадским. Агроэкосистемы. Понятие ноосферы. Проблемный урок Проект 93 15 Воздействие человека на биосферу. Охрана воздуха. Причины загрязнения воздуха: сжигание топлива, металлургическое производство. Влияние загрязнения воздуха на биоценоз. Урок систематизации знаний. Проблемно -практическая дискуссия. Проблемная дискуссия 94 16 Загрязнение водной среды. Охрана водных ресурсов. Причины загрязнения пресных и морских вод: крушение нефтеналивных судов. Влияние загрязнений и хозяйственной деятельности человека в пресных и морских водах на биоценоз: строительство гидроэлектростанций. Проблемно -практическая дискуссия. Проект 95 17 Разрушение почвы и изменение климата. Охрана почвенных ресурсов и защита климата. Эрозия почвы. Радиоактивность.
Причины загрязнения почвы. Влияние загрязнений почвы на биоценоз. Прямое и косвенное влияние человеческой деятельности на изменения природной среды. Влияние на климат парникового эффекта и последствия его действия на живые организмы. Проблемно -практическая дискуссия. Проект 96 18 Антропогенное воздействие на растительный и животный мир. Меры по охране растительного и животного мира. Источники радиоактивного загрязнения биосферы. Влияние на живые организмы и последствия радиоактивного загрязнения. Проблемно -практическая дискуссия. Проект 97 19 Проблема охраны природы. Красные книги. Особо охраняемые природные территории. Ботанические сады и зоологические парки. Природопользование. Особо охраняемые территории, заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Пути решения экологических проблем. Красные книги.
Пути решения сохранения генофонда популяций различных видов, в первую очередь – исчезающих видов. Осуществление реинтродуции. Красные книги разного ранга. Чёрные книги.
Проблемно -практическая дискуссия. Тест 98 20 Рациональное природопользование и устойчивое развитие. Истощение природных ресурсов. Концепция устойчивого развития. «Повестка дня 21 века». Стратегия развития сельского хозяйства, промышленности и энергетики и борьба с загрязнениями; сохранение природных сообществ. Обязательный характер мероприятий по охране природы. Принципы рационального природопользования. Проблемно -практическая дискуссия. Тест 99 21 Сосуществование человечества и природы. Законы Б. Коммонера. Концепция устойчивого развития. Глобалистика. Модели управления. Модели управляемого мира. Проблемно -практическая дискуссия. Тест 100 22 Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ. Выполнение заданий:
- с выбором ответа из 4-х предложенных;
- определение соответствие;
-установление последовательности;
- самостоятельное формулирование ответа. Урок контроля и коррекции знаний. Диагностическая работа в формате ЕГЭ. 101 23 Экскурсия «Проблемы рационального использования водных ресурсов» Экскурсия на водоочистительную станцию. Урок - практикум Отчет по экскурсии 102 24. Заключение
(1 час) Значение биологических знаний для человечества. Перспективы развития современной биологии. Защита проектов «Биология – наука будущего» Проблемно -практическая дискуссия. Проект Циклограмма тематического контроля
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
контрольных
работ 1 1 1 1 1 1
зачетов самостоятельных работ лабораторных работ 3 1 5 1 практических работ сочинений
Материально-техническое, учебно-методическое, информационное обеспечение
Основная литература для учителя:
1. Теремов А.В. Биология. Биологические системы и процессы.11 класс: учеб для образоват. Учреждений (профильный уровень)/ А.В.Теремов, П.А.Петросова.-2-е изд., испр. –М.: Мнемозина. 2012.- 400с.: ил. ISBN:978-5-346-02177-3
2.Лернер Г.И. Общая биология.10-11 классы. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь/ Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2008.
3.Лернер Г.И. ЕГЭ 2011. Биология: тематические тренировочные задания/ Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2010.
Дополнительная литература для учителя:
1.А.В.Теремов, Р.А.Петросова. Общая биология: практикум для учащихся 10-11 класс общеобразовательных учреждений; профильный уровень
2.А.А. Кириленко, С.И. Колесников. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Базовый, повышенный, высокий уровни. 10-11 классы. Учебно-методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2010.-304с.;
3.Пименов А.В. Уроки биологии в 10-11 классах. Часть 1.2. Развернутое планирование/А.В. Пименов;- Ярославль: Академия развития, 2006. -288 с.: ил. – (Серия:»Учитель года Росси»).
Основная литература для учащихся:
1.Биология .Биологические системы и процессы. 11 класс : учеб. Для общеобразоват. Учреждений ( профильный уровень) / А.В.Теремов , Р.А.Петросова.—М. : Мнемозина, 2012.-400с. : ил. . ISBN:978-5-346-02177-3
2.А.В.Теремов , Р.А.Петросова. Общая биология: практикум для учащихся 10-11 класс общеобразовательных учреждений; профильный уровень
3.А.А. Кириленко, С.И. Колесников. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Базовый, повышенный, высокий уровни. 10-11 классы. Учебно-методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2010.-304с.;
Дополнительная литература для учащихся:
1.Биология. В 2 кн. Учебник для медиц. спец. вузов/ В.Н.Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2004.
2.Левитин М. Г., Левитина Т. П. Биология: Ботаника. Зоология. Анатомия и физиология человека: В помощь выпускнику школы и абитуриенту. – СПб.: «Паритет», 2000
3.Лернер Г.И. Л 49 ЕГЭ 2013. Биология : тематические тренировочные задания /Г.И. Лернер.- М. : Эксмо,2012. -176с. – (ЕГЭ. Тематические тренировочные задания).
Multimedia – поддержка курса «Общая биология»
Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 классы (учебное электронное пособие.
Республиканский мультимедиа центр, 2004
Открытая биология (версия 2,6). Физикон, 2006
«Кирилл и Мефодий. 10 кл. Общая биология»
«Кирилл и Мефодий. 11 кл. Общая биология»
Основы общей биологии, 9 класс («1С: Образование», 2007).Биология, 10 класс («1С: Образование», 2008)
Экология, общий курс («Новый диск», 2002)
Электронные учебники А.В.Пименова
Авторские цифровые образовательные ресурсы
Электронное учебное издание « Общая биология 11 класс»
Другие ЭОР на усмотрение учителя
Электронные таблицы
14.Биология. Комплект электронных плакатов. Естествознание. 10-11класс. Открытая коллекция.
13.Открытая биология Версия 2.6 Автор курса: Мамонтов Д.И. Физикон 1 СД
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр,2004
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www. bio.1septеmber.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Печатные пособия
Таблицы
портреты ученых биологов
развитие животного и растительного мира
происхождение человека
систематика животных
систематика растений
основы экологии
комплект таблиц Общая биология 1
комплект таблиц Общая биология 2
систематика и экология птиц
схема строения клеток живых организмов
растения и окружающая среда
Карты
1.заповедники и заказники России
2.центры происхождения культурных растений и домашних животных
3.природные зоны России
Модели
1.мембрана клетки
2. фрагмент молекулы Д Н К
3.эволюция человека
4. модели цветков
Натуральные объекты
1.палеонтологическая ( форма сохранности ископаемых растений и животных )
2.раковины моллюсков
Гербарий
1. основные группы растений
Микропрепараты
комплект микропрепаратов «Общая биология»

Информационно- коммуникативные средства
1.Биология. химия . экология Электронное учебное издание
2. Общая биология. Растительные сообщества
3. Общая биология . Клетка . Электронное учебное издание .
4. Общая биология .Эволюция строения органов .Электронное учебное издание
5.Подготовка Е Г Э по биологии .Электронное учебное издание.
6.1.С Репетитор .Биология .Электронное учебное издание .
7. Экология 10-11 класс Электронное учебное издание.
Технические средства бучения.
Мультимедийный компьютер
Сканер с приставкой для сканирования слайдов
Принтер лазерный
Мультимедиа проектор
Доска мультимедийная
Доступ в Интернет